Шпанские мушки на Афоне
Конечно, вы обвините меня, друзья мои, в моем упорстве и оскорблении докторского достоинства и чести. Пусть так; но поверьте совести, я не мог долее терпеть мучительных пыток, которые должны были продолжаться еще четыре дня. Будь я в здоровом положении, может быть, я бы и вынес все что угодно доктору; но я едва дышал, обессиленный долговременного болезнью, и при всем том должен был терпеть такие дикие операции. Это было выше моих сил, и я принял решительный характер.
Надобно, впрочем, сказать, что со мною обходился доктор несколько снисходительнее прочих докторов афонских, потому что он принимал уроки медицинские в Париже, и только следуя святогорской системе лечения, производил такого рода раздражение в моих ранах; а настоящие здешние лекари - неумолимы в своих правилах.
Знаете ли, как здесь употребляются, по их методе, мушки? Если кто нуждается и требует пособий подобного рода, здешние доктора по отнятии мушек обыкновенно продолжают, около недели иногда, раздражать больное место или раны, производимые визикантами.
Раздражение производится следующим образом: отнимая мушку, доктор намачивает грецкую губку уксусом и что есть мочи трет ею раны, так что больной обливается кровью, как баран. В течение суток раны подсыхают, но ненадолго, потому что каждый день повторяется над больным этот опыт лечения, то есть намачивая уксусом губку, доктор стирает подсохшие струпы с ран и выпускает таким образом множество крови.
Можете теперь представить себе, что значит здесь лечение шпанскими мушками. Это совершенная пытка, мученичество без венца! Мне хотя доводилось легче выносить подобный образ лечения, но все-таки я не мог уступить условиям докторских правил: я решительно отказался от доктора и от святогорской медицины. Но это и не прошло даром.
Мое упорство и твердость характера раздосадовали доктора; он горько жаловался на меня игумену и потребовал чрез него непременного повиновения лекарским правилам. Чрез четверть часа, не более, после того как вышел от меня докторский ученик, меня навестил сам игумен; при нем был доктор, его ученик и драгоман (переводчик).
Игумен требовал, чтоб я не огорчал отказом моего доктора и вытерпел операцию в течение следующих четырех дней.
- Это и дети могут вынесть, - говорил мне добрый старец-игумен. - Послушайся и не будь упорен; этого требует твоя собственная жизнь, твое благо. Лекари даны нам от Бога в пособие.
- Помилуй, геронта, - возразил, - я не могу терпеть, и нет силы... Дай мне свободу, -
продолжал я умоляющим голосом, - или дай мне силы терпеть, и я согласен выносить какие угодно пытки неумолимой медицины.
Геронта не усиливался в требованиях, и по долгом споре, к досаде лекаря, наконец я устоял в своем: меня оставили в покое. В то же утро мне предложили вопрос: сам ли я буду залечивать раны, или нужны пособия доктора? Я отказался от докучливой медицины афонской и удержал за собою право пользования растравленных ран, которые, признаюсь, меня долго мучили:
Простое средство я принял к заживлению их: смесь елея с воском. Таким образом, около трех месяцев я оставался в совершенном затворе, не имея сил выходить даже в церковь. Духовник не менее меня страдал, его горячка перешла странным образом в чахотку а у меня, напротив, в лихорадку.
Тот же доктор вызвался меня избавить от моей новой болезни и, признаюсь, мастерски сдержал свое слово: с первого дня он выгнал лихорадку и, вопреки строгим правилам медицины, тотчас же разрешил мне в пищу все чего бы мне ни пожелалось, хотя бы молока, рыбы и яиц.
Письма святогорца к оглавлению
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон Русский монастырь |