Протат решает тяжбы афонских обителей
Чтоб удовлетворительнее дать понятие о протате и о его членах, я предварительно вам скажу, что там, то есть в протате, заседают двадцать старцев, по числу двадцати афонских обителей. В особенно важных случаях собираются сами игумены для присутствия в синоде, а в обыкновенные заседания являются их антипросопы, или поверенные, представляющие собою отсутствующее лицо своего игумена.
Между тем в синоде есть четыре назира, которые переменяются с каждым годом в первоседательстве. Эти назиры всегда избираются из монастырей Лаврского, Ватопедского, Иверского и Хилендарского, и никто не занимает этой должности из прочих шестнадцати монастырей.
Если Лаврский назир председательствует в синоде нынешним годом, то он называется проедром или проедросом, имеет особенный голос при решении частных обыкновенных дел афонских, и ему предоставляется исполнение всякого постановления и решения протатского. Поэтому проедрос остается в преимущественных отношениях ко всем властям и на Афоне, и даже, в известной степени, вне Афона.
Один и тот же проедрос никогда не остается в своем звании более года; он сменяется, и его место заступает следующий по нем назир, то есть лаврского - ватопедский, ватопедского - иверский, иверского - хилендарский, а хилендарского опять лаврский. Таким образом тянется ряд проедросов и самых назиров в лице избираемых старцев четырех только монастырей, которые мною исчислены выше.
А что старцы прочих монастырей не имеют права на должность проедросов и назиров - это потому, что их монастыри гораздо моложе и в появлении своем на Афоне, и незначительны ктиторами и чужды преимуществ, какими в древности отличались от прочих, по воле Царственных особ, Лавра, Ватопед, Ивер и Хилендарь.
Письма святогорца к оглавлению
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон Русский монастырь |