Судилище афонской олигархии Дело в протате
Вскоре по прибытии домой я имел удовольствие снова странствовать по Святой Горе Афон на Карею. Целью сего странствия было, впрочем, не собственное мое наслаждение, но исполнение монастырского поручения касательно одного дела в протате или синоде.
Признаюсь искренно, что это странствие меня крайне интересовало, и я, как ни был еще слаб в силах после болезни, но с особенным удовольствием принял предложение явиться в протат, потому что этого верховного судилища афонской олигархии я еще не видал во всем величии и в существенных его занятиях. Мне надобно было явиться в полное присутствие синода, и я заранее радовался случаю, так редкому и так счастливому в моих аскетических обозрениях Святой Горы. Это было 19 января. Сам геронта-игумен странствовал со мною и один грек-драгоман, очень хорошо знающий по-русски. 20 января мы явились в протат...
Дело, по которому я обязан был явиться в протат вместе с игуменом, было следующего содержания. Назад тому года два прибыл сюда в числе прочих поклонников отставной солдат Г-в, который после патриотических трудов Царю и отечеству вздумал остаток дней своих посвятить Богу и строгим аскетическим обетам.
Вследствие сего еще в России Г-в условился со своею женою разойтись и поселиться ей в женском, а ему самому в мужском монастырях. Добрая жена его нимало тому не противоречила, и они расстались между собою для того, чтоб там, в райских красотах Неба, соединиться навсегда пред Богом и в Его славе и нескончаемом блаженстве получить за временные труды и лишения вечное наследие.
Десять лет таким образом протекло для них: они оба оставались в монастырях. Между тем молодой корнет Юрий Л-кий (сын знаменитого нашего моряка), скучая жизнью и причудами света, случайно прибыл на поклонение в тот монастырь, где находился
Г-в; они сошлись между собою и разговорились.
Юный корнет с грустным чувством признавался Г-ву в своем томительном положении, в давнем и непреодолимом влечении на Святую Гору Афонскую и между прочим открылся, что он, Л-кий, непременно думает, устроивши свои домашние дела, отправиться за границу, с тем чтоб на Афонской Горе, в Русике, о котором он слыхал много прекрасных отзывов, скончать свою жизнь в иноческих трудах. Г-в со своей стороны похвалил намерения Л-го и убедительно просил его, чтоб взял с собою и его, старого служаку, для той же богоугодной цели, то есть чтоб на Афонской Горе уложить в могилу свои старческие кости.
Юрий с удовольствием принял просьбу Г-ва и вслед за тем они оба отправились в Петербург для окончательных распоряжений по домашним делам Л-го, который имел там свой собственный дом. Таким образом Г-в попал на Святую Гору.
Аскетическая наша жизнь растрогала и юного корнета, и старого служаку Г-ва. Вскоре по прибытии сюда они оба привязались к Русику и ради Бога просили пострижения, с решительным со своей стороны обещанием - кончить здесь свою жизнь... Что делать?.. Поначалу старцы наши опасались за непостоянство новичков русских; в особенности боялись того, что не имели .права принимать в число братства верноподданных России без особенного разрешения на то нашего правительства.
Впрочем, в христианской доверчивости клятвам и Г-ва, и Юрия, постригли их и сопричислили к своему братству. Но не прошло и полгода после того, Г-в, по легкомысленности своей и ребяческому настроению духа, увлекся чувством разлучной тоски по России и по родине.
Ни убеждения отеческой любви здешнего игумена, ни строгие прещения и угрозы Судом Божиим за нарушение иноческого обета умереть здесь - ничто не действовало на обезумевшего старика: демон овладел им решительно и не давал покоя. Г-в требовал себе увольнения в Россию и благословения на путь; но, получивши первое, как русский, не получил последнего. С сердечным прискорбием отвечали старцы несчастному нарушителю обетов своих, что он имеет право от них удалиться, но не в праве получить на то благословения.
То правда, что ты идешь на родину с тем, чтобы и там поселиться в монастыре, - говорили старцы Г-ву, - но падения, искусы разного рода, а может быть, и погибель - естественные и, кажется, верные следствия твоей невнимательности к иноческим обетам.
Итак, не жалуйся на нас в день общего Суда: мы чисты и не отвечаем за твою жизнь пред Богом... Нет тебе и благословения; да мы и не в праве благословить тебя, потому что ты не нам, а Богу и Божией Матери дал обет - здесь жить и здесь умереть. Впрочем, да не оставит тебя Бог!..
С этим напутствием бедный Г-в оставил Святую Гору и отправился в Россию…
Письма святогорца к оглавлению
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон Русский монастырь |