Третья икона Георгия Победоносца победившая турок
На противоположной стороне от этой чудотворной иконы, при колонне, на которую опирается северо-западною своею частью огромный купол собора, висит еще икона святого великомученика Георгия; о ней вот как рассказывали нам старцы.
Когда турки грозою налетели и громили трепетавшую пред ними Грецию, в Сербии царствовал тогда Стефан Душан, прозванный Сильным. В порывах своей пламенной ревности об Афоне о святых местах, расхищенных и опозоренных турками на Востоке, и в чувстве нежной, сострадательной любви к грекам долго томился этот грозный и сильный царь желанием отмстить диким выходцам аравийских степей за пролитие ими христианской крови и за позор храмов Божиих;
Но силы его были слабы и рать немногочисленна. Бывало иногда, что он со слезами молился к Господу Богу и часто падал пред иконою святого Победоносца Георгия, которая находилась в молитвенной его матери, и просил его помощи на врагов Креста Христова.
Раз, после усердной молитвы об этом, он погрузился в тонкий сон, и ему является прекрасный, в богатырских доспехах, юноша; дивный свет сиял в его очах и райская слава окружала его. Тайный трепет пробежал по членам удивленного видением Стефана.
- Что ж ты так грустен? - с участием спросил явившийся Стефана. - Чего ты хочешь, о чем ты докучаешь величествию Божию?
- Позволь спросить тебя: кто ты? - боязненно произнес Стефан, скрестивши на груди свои руки.
- Я Победоносец Георгий, - отвечал кротко явившийся, - чего ты желаешь от меня и о чем ты ходатайствуешь чрез меня у Бога?
- Укрепи меня на врагов веры и Креста Христова! - умоляющим голосом произнес Стефан. - Ты знаешь, как бесчинствуют турки: они не щадят даже храмов Божиих и упиваются кровлю христианскою. Я не могу без чувства смотреть на это, но у меня нет силы противостать им. Я хочу отомстить им, поразить и рассеять их полчища, как прах. Но у меня нет на то силы! - смиренно проговорил Стефан и, потупившись, замолчал.
- Если у тебя нет на то силы, - сказал Победоносец, - так ее много у Бога; Он вооружает тебя на турок: рази, бей их и рассыпай, уничтожай их несметные полчища. Я буду с тобою и за тебя. Довольно ли этого? Чтоб воодушевить тебя и твои малочисленные дружины моим видимым присутствием, - продолжал святой Георгий, -возьми мою икону у твоей матери.
Эта икона будет залогом твоих побед над врагами. Только по окончании твоих ратных подвигов не забудь отнести и оставить ее навсегда в Зографском монастыре на Святой Горе Афонской, где я имею постоянное пребывание, и обнови мой храм. Не забудь же!
При этих словах видение кончилось.
Стефан, оживленный явлением святого Афонского Георгия Победоносца и обещанием его Небесной помощи, собрал свои дружины и, имея со собою икону святого Георгия, вихрем понесся на полчище турок. Сорок лет громил он их самым изумительным, торжественным образом и остался непобедимым.
Захваченные в плен, турки с ужасом иногда рассказывали, что им не так грозны все дружины сербского героя и сам он, как один из всех, молниею носившийся в рядах турок и никогда и никем не уловимый.' Этот только ратник был страшен, потому что где он ни появлялся, прорезывал целые наши ряды, устилал трупами землю и разил всех, но сам был как тень неуловим и оставался в крайности непобедимым.
- Кто ж это? - в недоумении спрашивал Стефан дружин своих. - Не узнаёте ли его в рядах моих? - говорил он туркам.
Но, обозревая сербских воинов каждого порознь, турки не находили и не видели между ними грозного ратника.
- А Каков с виду? - спрашивали турок Стефан и дружины его.
- Он очень еще молод, - отвечали те, -прекрасный собою, с копьем в руках, вооружен с ног до головы и всюду носился на белом коне.
По этим признакам Стефан и его сербы угадывали, кто был их таинственный соратник, и славили Бога и Его дивного Победоносца. Впоследствии Стефан, во исполнение воли святого страстотерпца, отправил его икону в Зографский монастырь, которому и благотворил много.
Вид святого Победоносца на этой иконе выразительнее, чем на прочих: в его грозных очах гнев и проявление оживленного мужества; самая живопись на иконе светлее, значит, и ближе к нашему времени.
Письма святогорца к оглавлению
(Афон. Пещера прп. Косьмы Зографского. )
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон Русский монастырь |