Крымская война была несчастной для России
Крымская война была несчастной для России, хотя во время ее и были одержаны блестящие победы: в Синопской бухте в 1853 г., в сражении при Кюрюк-Дара в 1854 г. (в котором участвовал автор второго публикуемого дневника — Н.П. Поливанов), захват неприступной турецкой крепости Каре в 1855 г.
Оборона Севастополя, продолжавшаяся 349 днем, стала одной из известных страниц военной истории, обогатив также русскую литературу «Севастопольскими рассказами» артиллерийского офицера Л.Н. Толстого.
Некоторые исследователи даже считают Крымскую войну преддверием Первой Мировой по количеству участвующих держав и охвату территории, аатронутой военными действиями . Воюющие стороны потеря-ля в этой войне более миллиона человек: более 522 тысяч — Россия, около 400 тысяч — Турция, 95 тысяч — Франция, 22 тысячи — Англия.
В Парижском мирном трактате (март 1856 г.), завершившем конфликт, было сказано об объявлении Черного моря нейтральным, отдельная конвенция определяла количество русских и турецких судов, а также их водоизмещение; проливы по-прежнему оставались в руках Порты; Сербия, Молдавия и Валахия также продолжали находиться в составе Османской империи, хоти и под протекторатом великих держав; Россия лишалась южной части Бессарабии.
Положение христиан, и в частности православных, в Турции является внутренним делом Османской империи
Для нашей темы важно отметить 9-ю статью трактата, в которой султан «в постоянном попечении о благе своих подданных, даровав фирман, коим улучшается участь их, без различия по вероисповеданиям или племенам, и утверждаются великодушные намерения Его касательно Христианского народонаселения Его Империи»; затем указывается:
«Договаривающиеся Державы признают высокую важность сего сообщения, разумея при том, что оно ни в коем случае не даст сим Державам права вмешиваться, совокупно или отдельно, в отношения Его Величества Султана к Его подданным и во внутреннее управление Империи Его»
Таким образом, Россия лишалась преимущественного права покровительства христианским подданным Османской империи, но и положений, обязывающих Турцию выполнять провозглашенные в данной статье намерения, в трактате не содержалось. Этим подчеркивалось, что положение христиан, и в частности православных, в Турции является внутренним делом Османской империи.
К оглавлению: Святая Гора XVIII - XX Исторический контекст эпохи
К оглавлению: Сергей Соловьёв. Восточный вопрос 1821 - 1828 г
|