Скит Черный Вир
Сначала нам подали афонское глико (варенье) с водою для разведения во рту сахарной сладости, а потом по крошечной рюмке раки,- наконец поднесли по флитжани и ароматного каве (кофе). Между прочими разговорами зашло слово о Зографском ските, который описывали нам проестосы самым поэтическим образом и отборными фразами болгарского красноречия; они заметили нам, что Черный Вир - скит оставался в постоянном ведении и власти малоросс которые оставили его около 1830 года, то есть пред началом последней Турецкой войны с Россиею.
Из самых разговоров мы поняли, к чему клонились намерения старцев: они просили нас непременно побывать в этом скиту, и прежде обеда, потому что скит находится в расстоянии получасового только пути от монастыря. Делать было нечего: мы уступили настойчивости простодушных болгар и, в сопутствии эпитропа Илариона и духовника, отправились верхами на мулах к Черному Виру.
Скит Черный Вир расположен на скале одного из соседственных холмов Зографской пустыни, при потоке. В старину, вероятно, было много здесь отшельников, судя по множеству разбросанных там и сям келлий с небольшими при них фруктовыми садами, но в настоящее время только до пяти иноков занимают все пространство скита.
Местность его дика и слишком много наводит грустных дум и мрачных впечатлений, особенно развалинами иноческих хат. Надобно полагать, что воздух здесь слишком тяжел и опасен, как и везде при святогорских потоках, в которых очень часто, особенно в полночь, появляется самый тонкий и пронзительный ветер, называемый здесь опоем. Если этот ветер охватит кого врасплох, гнилая горячка тотчас схватывает, и редкие не истаивают в ее жгучем пламени.
Соборная церковь скита еще крепка снаружи и красуется на небольшой площадке, под тенью душистых кипарисов. Когда мы сошли с мулов и приблизились к паперти, скитский духовник, болгарин, приветливо встретил нас и растворил дверь в соборную церковь. Церковь невелика, но помещает в себе три придела, из которых один посвящен Киево-Печерским угодникам.
Здесь иконы русской живописи; и большая часть иконостаса занята ликами наших святых, что само собою подтверждало слова зографских старцев, то есть что этот скит был собственностью русских. Стены церкви измараны слишком. Какой-то шалун над горним местом главного алтаря исчертил стену изображением флагов, а в куполе и на северной стене, над клиросным окном, нарисованы неуклюжие петухи.
Жаль было смотреть на запустение святилища Божия на Афоне, но что мы могли сделать в отраду зографских проестосов? На их скорбь о несчастном положении скита мы могли отвечать только скорбью, стороною, впрочем, намекая, чтоб приняли меры к улучшению здешней пустыни, потому что мы очень хорошо знали и знаем, что Зограф богат.
Письма святогорца к оглавлению
(Афон. Пещера прп. Косьмы Зографского. )
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон Русский монастырь
|