Главная
Монах Симеон Афонский
Написать икону на Афоне
Заказать поминание на Афоне
Новости
Стихи
Тексты
Переводы
Библиотека
Галереи
Иконы Афона
Поездка на Афон
Паломничество Афон
Монастыри Афона
Что такое Любовь?
Богатство?
Старец
Видео
Аудио
О проекте
Написать письмо
Все комментарии
Молитва
Карта сайта
Поиск
Скоро
8 октября
Преставление прп Сергия Радонежского
Осталось 5 дней

Афон

 
информационный портал Святой Горы Афон. Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон. Советы о том, как организовать поездку на Афон, и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон: карты Афона, описания монастырей, троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона. Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале
Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group, на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев
В НАЧАЛО / НИЛ СОРСКИЙ / ПРЕДАНИЕ И УСТАВ ПРЕПОДОБНАГО ОТЦА НАШЕГО НИЛА СОРСКОГО О ЖИТЕЛЬСТВЕ СКИТСКОМ / СЛОВО ОДИННАДЦАТОЕ. О ТОМ, ЧТО ВЫШЕПОКАЗАННЫЯ ДЕЛА ИНОЧЕСКИЯ НАДЛЕЖИТ СОВЕРШАТЬ В СВОЕ ВРЕМЯ И ДОЛЖНЫМ ОБРАЗОМ
Слово одиннадцатое. О том, что вышепоказанныя дела иноческия надлежит совершать в свое время и должным образом
    149. Вопр. Какое правило дает преподобный Нил для вышеизъясненных трудов иночества? 

    Отв. Правило и заповедь о соблюдении для каждою дела - приличнаго времени, меры и способа. "И самыя сии, говорит он, добрые и благолепныя дела (умертвие всему, безмолвие, внутреннюю молитву) подобает иноку совершать благовременно и должным образом,-или, как говорит св. Василий Великий, предварять все, что делает, благоразсуждением, потому, что без благоразсуждения и доброе нередко обращается во вред, если не соблюдается время и мера. Когда же благоразсуждение правильно установит время и меру, великая польза, чуден прибыток - получается". 


    150. Вопр. Что говорит о сем св. Иоанн Лествичник? 

    Отв. "Он, взяв в основание из Писания сие изречение Премудраго: время всякой вещи под небесем (Еккл. 3, 1), утверждает, что всему и в нашем (иноческом) пребывании время... Время - безмолвию и время - немятежному общению; время - непрестанной молитве и время - нелицемернаго служения (братству); да не прельстит нас неразумное и продерзкое усердие; и да не взыщем желаемаго времени прежде своего времени, чтобы не лишиться нам и того, что можно было получить в свое время. Время трудиться над сеянием, и время пожинать класы неизреченной благодати.... Ту же истину он поясняет иным примером". 


    151 Вопр. Каким? 

    Отв. "Крайне опасно воину, неискусному в единоборстве, отделиться от многочисленнаго ополчения своего, чтобы одному ополчиться против врага; крайне опасно и иноку вступить в безмолвие прежде, нежели стяжет опытность и познает свои душевныя страсти: тот гибнет телесно, сей - душевно. Ибо путь истиннаго безмолвия есть путь мудрых и тех токмо, которые стяжали Божественное утешение в трудном сем подвиге и помощь свыше-на время внутренней брани". 


    152. Вопр. Что сказал Великий Варсонофий о времени безмолвия? 

    Отв. "Когда один из братии прочитал ему в Патерике, что истинно желающий спастися должен первее пожить в братстве, перенести и досаждения, и поношения, и безчестие, и прочее, по примеру самаго Господа, и потом уже идти на совершенное безмолвие, которое есть восшествие на крест, т. е. умерщвление себя всему земному и мирскому: тогда старец, выслушав сие, сказал: "истинно рекли отцы; иначе быть не может". Другому же брату Великий Варсонофий рек: "прежде нежели человек не войдет в себя самаго и не возобладает собою (а сие достигается чрез совершенное смирение), - безмолвие пораждает высокоумие". Он же говорит: "если дерзнешь ступить за свою меру или черту, знай, что потеряешь и то, что имеешь. Посему держись средины, внимая воле Божией". 


    153. Вопр. Что произойдет от несвоевременнаго уклонения в безмолвие? 

    Отв. "Вот что - страшное: кто восхощет обезпечалитися прежде времени (сложить с себя всякую заботу внешнюю и дела), тому общий враг подготовит гораздо более смущения, нежели - покоя, и доведет его до того, что неблагоразумный подвижник скажет: "увы мне! лучше бы мне не родиться". Сказал же так святый потому, что с таковыми случаются многия обольщения. И Григорий Синаит, согласно с сим, говорит: "многие, в безмолвии неискусные, подвергались прелести древле и ныне подвергаются; после многих трудов новоначальные и самочинные, за несмысленное свое безмолвствование, бывали и бывают предметом смеха и поношения от неприязни". 


    154. Вопр. Какую причину представляет он сего, так сказать, кораблекрушения для вступающих в безмолвие несвоевременно? 

    Отв. Высоту и неудободостижимость умной молитвы. "Памятование о Боге, говорит, т. е. умная молитва - превыше всего в деятельности иноческой, равно как любовь Божия есть глава всем добродетелям. И тот, кто безстудно и дерзостно домогается внити к Богу, чтобы беседовать с ним чисто и вселить Его в себя с понуждением,-тот, говорю, от бесов, если попущено будет, уловляется в смерть, потому, что гордостно и дерзко, и прежде времени, и недостоин будучи, устремляется к высоте сей. Токмо сильные и совершенные - в состоянии наедине противоборствовать бесам и извлекать на них меч, иже есть глагол Божий. Немощные же и новоначальные, страшась смертельных поражений, не дерзают, прежде времени, вступить в единоборство со врагом и скрываются в твердыни послушаний и благоговейнаго общежития". 


    155. Вопр. Из всего вышесказаннаго о безмолвии - какой выводится урок для инока? 

    Отв. "Слыша сие, вещает авва Нил, будем осмотрительны, и прежде времени да не дерзнем простираться на высокое (подвижничество), чтобы не потерпеть вреда и не погубить души. Соблюдая приличное время и меру среднюю, безопаснее и благонадежнее будем идти: средний путь, как говорят Писания святых, непадателен и непреткновенен". 


    156. Вопр. Какое время может почесться приличным, и какая мера - среднею? 

    Отв. "Приличным для безмолвия временем может быть то, которому предшествует предобучение себя в сожительство с людьми, а средняя мера, и средний путь есть сопребывание с одним или с двумя братиями, как Св. Иоанн Лествичник написал: "желающие работать Христу, да избирают приличныя для сего места и образы жительства, которое может быть троякое: или уединенное, отшельническое, или безмолствование с одним, с двумя, или же -общежительное. Указав сии три иноческие пути, Лествичник присовокупил из Писания: не уклоняйся ни на десно, ни на лево, но путем царским гряди (Втор. 5, 32. Числ. 21, 22)". 


    157. Вопр. Который путь, по разсуждению Св. Лествичника, благонадежнее? 

    Отв. "Средний: безмолвное сопребывание с одним иди с двумя много благонадежнее. Ибо, говорит, горе - единому, когда впадет в уныние, или сон, или в разленение, или в отчаяние; нет, кто бы его воздвиг и ободрил в тот час. В доказательство сего он приводит глагол самаго Господа: идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их (Mф. 18, 20). И изречение Премудраго: блази два-паче единаго (Еккл. 4, 9), т. е. благо отцу с сыном, при содействии Божественнаго Духа, совместно проходить путь иноческаго подвига... И кто один без помощи другаго вступает в брань против духов, тот терпит более опасных от них уязвлений (уморяется)". 


    158. Вопр. Для кого, по качествам и нраву души, полезно, и для кого -неполезно безмолвие? 

    Отв. "Св. Иоанн Лествичник, ясно наименовав благия качества некоторых душ, присовокупил, что таковым душам, с благим своим нравом и с добрыми качествами, сопребывание с другими неполезно: будучи под руководством наставника, они от безмолвия, как от тихаго пристанища, безпреткновенно востекают на небо, не имея нужды в том обучении, в тех искушениях, кои происходят от молвы и преткновений общежития. Тем же, кои еще не прошли искушений и кои побеждаются душевными страстями, отцы возбраняют и прикасаться к безмолвию, а наипаче - одиночному". 


    159. Вопр. Какия страсти называются душевными? 

    Отв. "Страстями душевными называют тщеславие, самомнение, лукавство и прочия, от них происходящия. Кто недугует сими страстями, и, несмотря на сие, вступает в безмолвие: тот уподобляется человеку, выскочившему из корабля и на одной доске думающему безбедно достигнуть берега,-так говорит Св. Иоанн Лествичник." 


    160. Вопр. При каких страстях пользует уединенное пребывание? 

    Отв. "Те, которые борются с плотскими страстями, могут исходить в уединенное житие, и то не просто, как прилучилось, но в свое время и с руководительством наставника: ибо уединение требует Ангельской крепости. Стужаемые же от душевных страстей, да не дерзают даже видеть следов безмолвия, чтобы не низринуться в изступление... Св. Исаак паче всех отцев ублажал безмолвие (*), и св. Арсения Великаго восхваляет, как совершеннаго безмолвника; но и он имел служителей и учеников. Также Нил Синайский, Даниил Скитский и многие другие, как повествуется в житиях их, имели учеников. И повсюду в святых писаниях обретаются похвалы и одобрения безмолвию в сопребывании с одним или с двумя; каковаго сопребывания и я был самовидец во святой горе Афонской, в окресностях Цареграда и в иных местах". 

    (*) О св. Исааке известно, что он, ради безмолвия, оставил епископство в Ниневии. 


    161. Вопр. Какия духовныя выгоды указывает Авва Нил от сопребывания с одним или двумя молитвенниками? 

    Отв. "Брат братом помогаем, яко град тверд (Притч. 18, 19), говорит Премудрый. Та духовная польза в безмолвном сожительстве с верными и в деле Божием единомысленными двумя или тремя братиями, что, все, научаясь воле Божией от святых Писаний, друг друга назидают, когда кому либо из них Бог даст большее разумение; друг другу помогают во время брани от бесов и обуревания страстей; и таким образом, благодатию Божиею, все купно восходят от силы в силу в деле Господнем". 


    162. Вопр. Какое напутствие при отшествии в уединенное иночествование? 

    Отв. "Прежде всего, должно предуготовить себя молитвою, да даст нам Бог свойства потребныя, паче же - терпение к душеполезному пребыванию в келлии, чтобы, как положим начало сему, не быть нам в посмех врагу, в препятие и соблазн собратии; но да пребудем твердо в делах добрых, сохраняясь благодатию Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, молитв ради Владычицы нашея Богородицы и всех Святых в подвигах добродетели просиявших". 


    163. Вопр. Какия дела указывает св. отец Нил уединенному иноку? 

    Отв. "Сия суть угодна Богу: пение, молитва, чтение, богомыслие, рукоделие, труд в какой либо работе. Сие исполняя и к Богу приближаясь, по силе, внутренним человеком, славу возсылаем во благих делах Отцу и Сыну и Святому Духу, Единому в Троице Богу - ныне и присно и во веки веков. Аминь".

     


 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
* Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Последние обновления на портале
Монах Симеон Афонский
Написать икону на Афоне
Виноградная Лоза Симеона Мироточивого, Афон, Хиландар
Честной пояс Богоматери
Заказать поминание на Афоне
Конкурс на лучшую фотографию Святой Горы Афон
Афон, И.А. Гарднер, Впечатления и воспоминания - I
Святая Гора Афон, И.А. Гарднер, Воспоминания - II
Высказывания католиков об Афоне. Божья Гора. Амарандо Сантарелли
Паисий Святогорец
Афонский патерик или Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе просиявших
Афонский спецназ. Старец Ипполит (Халин)
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть I
«Лучшее стихотворение об Афоне»
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть II
Паисий Святогорец. Житие - III часть
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) - IV часть
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть V
Филофей Коккин Житие Саввы Нового - Часть I
Филофей Коккин Житие Саввы Нового Часть II
Паисий Святогорец Отношение к электронным паспортам
Порфирий Кавсокаливит об антихристе и электронных паспортах
Старец Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис)
Павле Рак Приближения к Афону (Одно из лучших описаний!)
Порфирий Кавсокаливит, Часть I
Порфирий Кавсокаливит Поучения Часть II
Сергий Веснин
Афон 1844 Письма святогорца Часть I
Афон 1845 Письма святогорца Часть II
Афон 1846 Письма святогорца Часть III
Афон 1847 Письма святогорца Часть IV
Афон 1848 Письма святогорца Часть V
Афон 1849 Письма святогорца Часть VI
Неизвестные страницы истории
Герасим Менайас
Афон фото
Василий (Григорович-Барский) Странствования
Лучшие фотографии Афона
Житие Илариона - Грузина
Афон: вчера и сегодня
Порфирий (Успенский)
Силуан Афонский
Сергей Соловьёв
Athos
Ученым
История России
Святая Гора XVIII - XX Исторический контекст эпохи
Отзывы о книгах
Анонсы книг
Русский Афон
Нил Сорский
Паисий Величковский
Русские старцы об Афоне
Святые Афона
Старцы Афона
Форум портала Афон
Крест
Сладкое Лобзание
Достойно Есть
Иверская Икона Вратарница Афона
Скоропослушница
Всецарица
Троеручница
Млекопитательница
Страшное Предстательство
Отрада Утешение
Экономисса
Одигитрия
Целителя Пантелеймона
Праведной Анны
Николая Чудотворца
Николы
Икона Георгия Победоносца
Икона Богоматери Милующая
Акафист и икона Божией Матери Игумении Горы Афонской
Икона Богородицы Ктиторская
Богоматерь
Богородица Елеоточивая
Икона Божьей Матери Иерусалимская
Пресвятая Богородица Герондисса
Икона Св. Иоанна Предтечи
Акафистная
Икона апостолов Петра и Павла
Икона Богородицы Мироточивая
Монреальская Иверская икона
Икона Богородицы Одигитрия
Икона вмч. Георгия
Икона Преображения Господня
Афанасий Афонский житие икона
Тихвинская икона
Живоносный Источник
Иерусалимская
Икона великомуче­ника Георгия Зограф
Богоматерь Скорбящая
Мати Молебница
Святыни Афона
Акафист
Матрона Московская
Гавриил Зырянов Икона Акафист
Жития
Русские монастыри скиты
Тайны Афона
Новый Афон
Соловки
Валаам
Троице Сергиев Лавра
Киево-Печерская Лавра
Иеромонах Симон "Тихие песни уединения"
Иером. Серафим (Захаров). Живое предание Афона
Фильм: Игумен архимандрит Евлогий (Иванов)
Закончена публикация писем Сергия Веснина, это, без сомнения, лучшее описание Святой Горы Афон. Мы закончили публиковать Житие старца Паисия Паисий Святогорец Житие. В историческом разделе начата публикация истории строительства Новоафонского монастыря: Новый Афон монастырь в Абхазии на Новом Афоне.

Свобода - это | Свобода | Дверь, которая нарисована на стене | Свобода в Любви | Как стать свободным | Вкус Свободы | Умереть за Любовь| Скорби | Необходимое и лишнее | Нечистая совесть | Окаменевшее сердце | Смерть | Жизнь | Союз двух сердец | Истинная Любовь | Высшая форма Любви | Преданность и верность | Труд сердцем | Прямота и честность | Стойкость и решимость | Умение любить | Верность | Деньги | Богатство | Духовное здоровье | Человек – это | Ум и разум | Ум | Предательство| Улица детства | Язык Любви | Стихи о Любви | Вечная Любовь | Суть Любви | Любовь и правда | Правда| Молитвы| Любовь и страсть | Любовь и жизнь | Цельная Любовь | Здоровье души| Смирение и помыслы| Истинное смирение| Смирение и ум| Смирение и страх| Смирение и мир| Преданность| Катунакия | Каруля | Керасья | Келия Провата | Скит Малая Анна | ... и многие другие тайные тропы Святой Горы...

Монастыри Афона
Великая Лавра Афанасия | Ватопед | Ивирон
Хилaндар | Дионисиат | Кутлумуш | Пантократор
Ксиропотам | Зограф | Дохиар | Каракал | Филофей
Симонопетра | Агиа Павла | Ставроникита | Ксенофонт
Григориат | Эсфигмен | Пантелеимонов | Констамонит

Русские обители Афона| Пантелеимонов монастырь | Старый Русик | Андреевский скит | Ильинский скит | Скит Новая Фиваида | Создание скита Новая Фиваида | Крумница | История скита Крумница | Ксилургу
Пока мы не решились на Добро, стяжание его представляется трудным, но как только мы решимся, трудности отступают. (Монах Симеон Афонский, из устных поучений)

Афон статистика ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi & Илья

При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать
активную ссылку http://www.isihazm.ru

(В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!)

Монастырь Дивеево