Тело – враг и друг
А следующую крепость диавола ты разоришь, когда преодолеешь тело, если ты удержишься от многоядения, услаждения пищей и обильного питья. Тогда ты постом уничтожишь чувствилище греха и задушишь плотскую похоть. Подобно этому и другие страсти побеждаются: леность – бодростью, блудное разжжение – целомудрием и желанием чистоты. Потому что именно этими стелами тело убивает душу. Плоть подавляет душу, а душа – плоть. И так они друг другу противятся. В этом смысле само наше тело можно считать врагом, ведь своей привычкой ко греху оно воюет против души! Но с другой стороны, тело может быть другом. Ведь телом я могу поститься, с помощью Божией, изливать слезы, совершать коленопреклонения. Ничего этого одна душа, без тела, не смогла бы седлать.
И опять же, тело хранит душу от гордости. Ведь душа благородная, высокого рода, потому что имеет образ Божий. От этого душа и возносится. Когда же душа видит тело, то смиряет свое высокоумие, разумея, что человек создан от кала и праха. Потому-то свт. Григорий Богослов назвал тело милостивым врагом и льстивым другом. Это значит, что если человек обращает внимание к земному миру, к телу, тогда становится временным и смертным – наследником огня геенского и тьмы. А если он возведет умное око к небесному миру, тогда станет великим, вечным, смерть его уже не коснется – наследником небесного.
Потому умоляю вас, как рабов Христовых, не становитесь посредством тела пленниками земного мира, но устремитесь к горнему миру, нацельтесь на бессмертие, чтобы стать наследниками света.
К оглавлению
Петр Севастианов. Ильинский скит. 1860 год. Публикуется впервые. Фото из архива сайта Исихизм. ру
|