Млекопитательница
На Карее, о которой я уже писывал вам, я заходил между прочим в уединенную келлию Хилендарского монастыря для поклонения чудотворной иконе Богоматери Млекопитательницы.
По устным преданиям вот что я мог узнать об этой иконе. Первоначально она находилась в Лавре святого Саввы Освященного в 18 верстах от Иерусалима. Великий основатель единственной лавры на Востоке святой Савва Освященный при своем исходе из жизни временной ко Господу пророчески говорил братии, окружавшей его смертный одр, что со временем посетит его Лавру некто соименный ему царственный паломник из Сербии, Савва, а посему икона Богородицы Млекопитательницы да будет ему дарована от Лавры в благословение.
Святой Савва Освященный мирно отошел к Господу в четвертое лето царствования Юстиниана Великого, в VI веке; более шести веков с той поры пронеслось над его Лаврою, икона Божественной Млекопитательницы неподвижно стояла на своем месте в чаянии исполнения пророческих предсмертных о ней завещаний святого Саввы, которые переходили в его Лавре устным преданием из века в век.
Наконец в XII веке является в Палестину святой Савва; ему передано было пророческое завещание святого Саввы Освященного, и вместе с чудотворною иконою Божией Матери так называемой Троеручицы Лавра благословила его иконою Млекопитательницы.
Таким образом икона сия перенесена на Святую Гору Афонскую, где святой Савва имел свой собственный монастырь, Хилендарский, которому и оставил в неотъемлемое наследство и лучшим украшением икону Пресвятой Богородицы Троеручицы; а между тем Млекопитательница поставлена при Карейской келлии, в церкви.
Замечательно при этом в особенности то, что эта икона, вопреки всеобщему обыкновению Восточной нашей Церкви, стоит местною в иконостасе не по левую сторону царских дверей, а по правую, где обыкновенно и везде поставляется образ или Троицы, или Вседержителя.
Между тем Господь Вседержитель в этой церкви занимает место по левую сторону царской двери, в иконостасе, то есть там, где бы должна стоять икона Богоматери. Очертание лика Богоматернего и Ее Божественного Младенца выразительно, прекрасно и в собственном церковном стиле. Это лучший образец византийской школы, так редкой здесь в настоящую пору.
Самая местность келлийки уединенна и имеет красивые виды окрестного отдаления и вид на Афон.
Письма святогорца к оглавлению
Карея. Кельи. 1860 год.
(Афон. Пещера прп. Косьмы Зографского. )
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон Русский монастырь |