Ложью прикроемся и устроим праведному засаду
Мудрый хотел дать урок, как утешать телесные удовольствия сколь возможно более суровым образом жизни. И верно! Именно так и произошло! Он нисколько не ошибся в своей благой выдумке и достиг цели. Одни из видевших были поражены его удивительным мужеством и решимостью, не говоря о том, что они дивились ему, как человеку. Другие же – к удивлению прибавляли горячие слезы.
А прежде всех жена, бывшая причиной этой драмы. Она укоряла себя в необдуманности речей и невоздержанности глаз. Так он врачевала грех языка достойными похвалы слезами и словами покаяния. Она дала себе слово в будущем быть осторожною.
Вот, разве это не превосходный пример его решимости и благой ревности? Разве это не превосходный пример того, что он всячески старался, насколько это было возможно, не только не подавать соблазна, но, напротив, он поступал так, чтобы все могли получить от этого пользу.
А теперь пришло время вспомнить о брани, которую держали с ним демоны. Ведь Савва и там оказался победителем. Впрочем, мой рассказ о жене уже начал это повествование. Случай с женой был как бы уже началом неистовства бесов против подвижника. В начале они через жену уготовили его неуловимой душе первую засаду – приятность чувственного удовольствия. Тем не менее, лисья шкура не привела их к цели.
Тогда демоны стали говорить друг с другом: «ложью прикроемся и устроим праведному засаду» (Исайа 28:15), ибо «свет праведным светит всегда», а «глаза у мудрого в голове его» (Притч 13:9). Теперь демоны надевают на себя львиную шкуру и, уже не скрываясь, со всей яростью устремляются на него.
Так всегда бывает: демоны как бы мстят за отвергнутое чувственное удовольствие…
К оглавлению
|