архиеп. Саввы Сербского
Святогорские Панигеры: монастырь Хиландар
Осталось 7 дней
Афон
информационный портал Святой Горы Афон. Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон. Советы о том, как организовать поездку на Афон, и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон: карты Афона, описания монастырей, троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона. Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале
Детальный разбор помыслов в греческих монастырях существенно отличается от того, к чему привыкли прихожане русских храмов и насельники монастырей. Греческая традиция обращает нас к своему истоку, пассажу из «Лествицы» (Scal 4.12; р.п.: 4.9В). Тем более это будет нам интересно, что в русском переводе мы находим мысли, совершенно не соответствующие древнегреческому тексту:
«В простоте повинующиеся ради Господа благополучно (калос) совершают путь свой, не навлекая на себя коварство бесов своими тонкими исследованиями…». Русский перевод произвольно изменяет смысл фразы.
Напротив, в греческом тексте содержится иная мысль:
«Те, кто в простоте [по военному] подчиняются старцу в Господе (т.е. не выходя за границы воли Божией) красивым (прилагательное «калос»: с любовью к духовной красоте) путем продвигаются, поскольку не придвигают (pf. подразумевает необратимость ошибки) на себя коварство бесов по причине мелочного умничанья (ди акривологияс)».
Автор «Лествицы» противопоставляет понятие «калос», передающее постижение красоты духовного мира через раскрытие внутренней простоты человека, и мелочное самокопание в грехах (акривология).
О том, что такое мелочное умничанье поясняется в слове к Пастырю (Scal. P. 95; р.п.: Слово к Пастырю 14.7). Русский перевод предлагает понять так:
«Не приучай, прошу тебя, простосердечных иноков к тонкоразборчивости помыслов; но лучше, если можно, и тонкоразборчивых приучай к простоте; это дело преславное».
Это неверно. Правильнее перевести и понять мысль автора таким образом:
«Молю тебя: не вноси разнообразия в натуры цельные (лишенные рефлексии) путем изощренного умения распознавать помыслы, лучше же изощренных приводи к простоте; это дело превыше человеческого рассуждения (т.е. рассуждения помыслов можно только ждать и полагаться на благодать, ср. с известным: «таинство вижу ужасное и преславное = пресущественное)».
Простота превыше человеческого рассуждения в том смысле, что глубиной своей жизни перекрывает жизнь ума. Речь идет о том, что цель духовного воспитания – научить человека выключить ум и включить сердце. Когда сердце начинает жить, оно само учит человека, как исповедывать грехи, само обличает. Только это и есть настоящая жизнь, потому что ум в любом случае запутает и собьет с правильного направления. Ум - это тупик, из которого нет выхода. Только узкий проход в седце...
Далее эта мысль развивается в практическом приложении (Scal 4.13; р.п.: 4.10):
«Прежде всего исповедуем прегрешения доброму судии нашему и ему только (ке моно), если же он повелевает, то не только ему, но и в присутствии многих, т.к. язвы открываемые не развиваются в худшую сторону, а будут исцелены».
Русский перевод совершенно путает мысль Лествичника: «исповедуем согрешения наши наедине». Напротив, автор пишет о том, что исповедывать грехи необходимо пастырю и ему одному только (ке моно), а не себе… Ведь здесь мысль продолжается. Как раз часто мелочный самоанализ является попыткой исповедать грех себе самому, уже не перед Богом...
Другой подменой в русском переводе является то, что «добрый судия» подставлено вместо «искусный в духовной красоте» (то кало).
К сожалению, так и бывает: «добрые судии» совершают «преславное дело», обучают своих овец «изощренному умению распознавать помыслы».
Напротив, по мысли Лествичника, искусный в духовной красоте пастырь приводит душу к простоте тем, что помогает человеку переключиться с умственной жизни – на жизнь сердца. А когда сердце проснется, оно само уже начнет подсказывать как шествовать с любовью к духовной красоте.
Комментарии
Всего комментариев: 13
2014/01/08, 11:45:48
Keep it coming, wrestri, this is good stuff.
Paulo
2013/11/29, 22:03:01
Столько философии.... Это неплохо.
Но мне милее просто жить:теряться, падать и вставать, упасть и сил найти подняться.
ГОСПОДИ! ВОЗЬМИ МЕНЯ ЗА РУКУ И ВЕДИ, КУДА ТЫ[B]жирный[/B] ЖЕЛАЕШЬ.
Пусть все будет по волеТВОЕЙ, только умоляю, не позволь мне отпасть от ТЕБЯ!
Светлана
2013/04/29, 15:54:09
Всякая мысль мелочна по сравнению с Иисусовой молитвой.
Вот это и есть простота.
А интеллекты и остальные сложности от лукавого.
Михаил
2011/02/12, 21:10:37
Scal 4.13 Это ссылка на первосточник - древнегреческий текст, так принято в научном мире давать ссылку - на латыни. Если хотите посмотреть текст первоисточника, древнегреческий, то лучшим является издание архим. Игнатия мон Параклита.
Я давал спеициально ссылку на древнегреческий текст, потому что нумерация глав в нем другая.
Василий Гирин
2011/02/12, 20:26:54
ребята подскажите что означает Scal 4.12?
Вереск
2010/10/31, 10:46:15
Мой отец сказал:
Хорошо если человеку удается не привязываться к собственному способу рассуждений, собственной логике, своему мышлению
По силам ли монаху принести в жертву Богу собственнные представления о Боге?
Филипп
2010/08/12, 10:54:47
Человеку в поисках ПРОСТОТЫ наряду с рефлексией приходиться расставаться и с авторефлексией (неким автоморфизмом), со своим прошлым..
И как следствие приходиться расставаться с психоанализом вместе с бессознательным и его аналогами, аналитической психологией вместе с коллективным бессознательным и её архетипами, рефлексивным управлением и сотнями иных направлений в психологии, с "Психологией"
Индуизмом который стоит на идеях аналогах коллективного бессознательного
Как легко дышится без всего этого рефлексивно- рационального хлама
Филипп
2010/07/29, 15:41:10
Хорошо бы не быть привязанным к миру и к различным формам отрицания этого мира
Хорошо бы не быть привязанным к рефлексии и к различным формам отрицания рефлексии
Хорошо бы не быть привязанным к разуму и к различным формам отрицания своего разума
Хорошо бы не обогащать свой язык различного рода “языковыми” отрицаниями этого мира, имея тем самым простоту и в языке
Хорошо бы быть нищим для всякого рода отрицаний
Хорошо бы быть нищим духом
Филипп
2010/07/26, 09:47:50
Согласен с Андреем что духовная нищета практически не достижима для ученых
Филипп
2010/07/24, 13:42:28
Да, я думаю, духовная нищета - это состояние далекое от простой тупости. Хотя, наоборот, для ученых духовная нищета - это почти недостижимая планка.
Андрей
2010/07/23, 23:25:37
Филипп!
...не вноси разнообразия в натуры цельные (лишенные рефлексии) путем изощренного умения распознавать помыслы....
Здесь имеется в виду то, что существует детское утроение души, когда ребенок живет сердцем. Это идеал к которому нужно стремиться.
А на практике можете не себе проверить:
Если вы начнете размышлять, перед тем как подать милостыню, то никогда не подадите...
И так в любой добродетели....
Инкогнито
2010/07/23, 11:10:54
В Евангелии написано:
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное
В Евангелии не написано:
Блаженны нищие рефлексией, интеллектом, разумом, рассудком, но духом
Рефлексия, интеллект, разум не подразумевают нищеты духовной, но только нищеты душевной
Человек согласно Православной антропологии, состоит из тела души и духа
Простота в помыслах подразумевает нищету духовную, ввиду того что источником помыслов является сердце, а не разум
Рефлексивная нищета не приводит к нищете на уровне помыслов и к нищете духовной
Если я не прав поправьте меня
С уважением Филипп
Филипп
2010/07/22, 12:15:33
В Евангелии сказано:
Блаженны нищие духом ибо их есть Царствие Небесное
В Евангелии не сказано:
блаженны нищие интеллектом, разумом, или рефлексией, но духом
Рефлексивная, Интеллектуальная нищета не подразумевает нищеты Духовной
Закончена публикация писем Сергия Веснина, это, без сомнения, лучшее описание Святой ГорыАфон. Мы закончили публиковать Житие старца Паисия Паисий Святогорец Житие. В историческом разделе начата публикация истории строительства Новоафонского монастыря: Новый Афон монастырь в Абхазии на Новом Афоне.
Пока мы не решились на Добро, стяжание его представляется трудным, но как только мы решимся, трудности отступают. (Монах Симеон Афонский, из устных поучений)
При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать
активную ссылку http://www.isihazm.ru
(В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!)