Пещера
Днём Старец очень много работал, а ночи проводил в бдении. Самостоятельно вычитывал богослужение суточного круга - как научился на Святой Горе. Он не оставлял ничего из предусмотренного монашеским уставом.
С необыкновенной скрупулёзностью исполнял своё личное монашеское правило, а кроме того, молился по чёткам о живых и усопших вообще, а также о людях, имевших особую нужду в молитве.
Необходимое общение с людьми и занятие строительством не угасили его жажды к безмолвию. Напротив, они распалили эту жажду, и отец Паисий изыскивал различные способы непрерывного пребывания в умном делании и общении с Богом.
Он всей душой стремился скрываться в безмолвных пещерах, чтобы, не отвлекаясь ни на что, молиться «желая и взыскуя Бога». Это делание было его духовным радованием. Один с Единым Богом, в безмолвии, он услаждался и питался общением с Ним в вожделенной для него умной молитве.
Несмотря на то что монастырь находился в пустынном и безмолвном месте, Старец время от времени удалялся в пещеру. Он уходил туда ночами и совершал бдения - молясь по чёткам и делая бесчисленные поклоны. Пещера, где он молился, находилась в холодном месте, куда не попадало солнце. С потолка пещеры сочилась вода.
Поэтому он вырыл себе другую - маленькую, как хлебная печь, - пещерку в солнечном месте. В этой пещере он мог поместиться, лишь согнувшись. Чтобы пещеру не было заметно, он прикрывал её ветками. Позже, найдя дупло в дубе - в солнечном и сухом месте, - Старец хотел расширить его и уходить туда на безмолвие зимой, когда в монастырь совсем не попадает солнечный свет.
Если не было паломников, Старец на несколько часов уходил к себе в келью. Там он читал, молился и занимался духовным деланием. Дверь кельи он оставлял чуть приоткрытой, чтобы видеть монастырские врата - не придёт ли кто-нибудь.
В дни, когда Старец был вынужден отвлекаться на приходящих паломников, он с рассуждением находил время для исполнения своего монашеского правила. Если паломников приходило много, Старец оставлял кого-то из знакомых следить за порядком в церкви, а сам уходил совершать своё монашеское правило, после чего возвращался. Уходя в келью, он всегда оставлял дверь трапезной открытой, чтобы приходящие могли найти хлеб, консервы, помидоры и перекусить.
Вернуться к оглавлению Жития
Письма Паисия Святогорца
Книги Паисия Святогорца
Карта портала
|