Пострижение Саввы Сербского и его отец царь Стефан на Афоне
О пострижении царевича, в Русском монастыре святого великомученика Пантелеймона, вскоре узнала вся Гора Афон. В скором времени Прот, т. е. начальник всея Горы Афонския, призвал к себе царевича, юнаго монаха Савву, и сказал ему:
«Чадо мое Савво, тебе жить в Русском монастыре опасно; потому что монастырь мал и беден: когда узнают, что царский сын в нем постригся, - случится может, что прийдут разбойники, и тебя убьют, и монастырь разграбят, поэтому я тебе жить в нем не позволяю и не благословляю, а перейди в Вато-ед монастырь, и там живи».
Прискорбно показалось молодому монаху разлучаться с своею материю, русскою обителию, породившею его монашеством, разлучиться и с своим природным славянским языком, и идти в чужой, греческий монастырь.
Но, хотя и с неудовольствием, противиться великому старцу Проту не стал; хотя и со слезами, но перешел в Ватопедский монастырь. А это Прот сделал потому, что хотел обогатить свой греческий монастырь. Чрез несколько времени, родитель прислал много злата и сребра, и он выстроил в Ватопеде корпус, более ста келий, и три церкви, и весь монастырь отстроил и обогатил. И доныне в Ватопеде называются Сербские корпуса.
Потом еще Савва к родителям написал увещательное письмо о суете мира. Тогда родитель Саввы, царь Стефан, послушав благих советов сына своего, вознамерился оставить земное свое царство и идти в монастырь к сыну своему; но супруге своей сего не объявил, потому что она не согласна была его отпустить.
Он же к сыну своему Савве написал письмо, и обещался к нему приехать совсем на жительство, и назначил тому время. Потом сказал своей жене, якобы хощет повидаться с сыном своим, монахом Саввою, и царство свое препоручив на время другому своему сыну Стефану, сам отправился в путь, в Святую Гору Афонскую.
В то время монаха Савву, царевича, послал игумен в Константинополь по монастырскому делу. Царевич просил игумена, чтобы, когда приедет без него в монастырь родитель его, царь Сербский, - скоро его в братство не принимали, а искусили его - не принес ли он в монастырь царской важности. И говорил:
«Скажите ему таю ты царь, да уже и стар; послушания монастырскаго понести не можешь.
А у нас новоначальным послушание такое: пасти мулов. Ежели согласится, то приимите его, и пошлите его пасти мулов». Игумен Савве сказал: «Нет, чадо; выше сил искушать царя не надобно».
Царевич же сказал игумену: «Отче, сотвори так, как я говорю»; а сам отправился в Константинополь. В скором времени приехал Сербский царь Стефан, родитель Саввы, в Афонскую Гору, в Ватопед.
Встретили его с честию и славою; ввели прежде в церковь, а потом на гостинице упокоили его, как дорогаго гостя и ктитора. Когда царь спросил о возлюбленном своем сыне Савве: ему сказали, что послан в Константинополь за послушание. Царь, погостивши три дня, пришел к игумену, упал ему в ноги, объявил намерение поступить в монашество, и просил принять его во святую обитель, в число послушников.
Игумен стал ему отказывать и говорил:
«Ты не можешь понести монашеской жизни, ибо ты царь, прожил свою жизнь в довольстве, изобилии и славе;в такой жизни и состарелся. Как ты можешь употреблять монашескую грубую пищу?
Как ты можешь стяжать иноческое смирение?
Как ты можешь понести монастырское послушание?
Первое у нас послушание новоначальным - пасти мулов:
как же ты можешь такое послушание совершать?»
Царь на все соглашался, и все обещался перенести, и со слезами просил принять его в обитель. Игумен, видя его глубокое смирение, принял его с любовию, причислил к братству, облек его в послушническую одежду, в подрясник, подпоясал его ремнем, надел на него рясу, на голову скуфью братскую, в руки дал четки, и из царя сделал почти монаха, и послал его пасти мулов. Царь, взявши благословение, с радостию пошел. Чрез несколько дней приехал из Константинополя царевич, и спросил у игумена о родителе своем.
Игумен сказал - что приехал, и принят в обитель, и теперь пасет мулов. Царевич весьма обрадовался такому смирению отца своего, и взяв пищи, пошел посетить и повидать своего любезнаго родителя, прежде бывшаго царя, а теперь пастуха мулов. Увидавшись, много от радости плакали оба. Потом сын отдал отцу пищу, велел ему пообедать, а сам пошел прог хаживаться по лесу. Внезапно возвратившись и подошедши к отцу своему, покачал головой, и сказал:
«Вот царь-то и есть царь, никогда не может быть монахом, не может оставить свою царскую гордость: для чего ты разостлал на земли платок, и положил на него пишу? Не лучше ли бы тебе положить пищу на зеленую траву? - Это бы было монаху приличнее».
Царь вскочил, упал сыну в ноги, и со слезами просил прощения, и обещался впредь так не делать. Сын простил, и приказал впредь быть осторожнее, и учиться монашеской нищете и смирению. Чрез несколько времени, царь пострижен был в монашество, и пожелал себе иметь старцем и наставником своим сына своего, монаха Савву.
И сделались, по духовному рождению, сын отцем, а отец сыном...
Потом явившись им обоим Божня Матерь сказала, чтобы они выстроили свой особенный монастырь в память Входа Ея во храм. Они избрали место, взяли благословение от Л рота Святыя Горы Афонския, и выстроили монастырь Хилендарь. Потом Савву сделал Патриарх архиепископом, и послал его в Сербию, в отечество его.
А родитель его, прежде бывший царь Стефан, в иночестве Симеон, препроводил остальную свою жизнь в Святой Горе Афонской, в своей обители Хилсндарской, в монашеских подвигах, и с миром скончался. Супруга его такожде поступила в монашество, и в отечестве своем выстроила женский монастырь, в нем постриглась и препроводила свою жизнь, и с миром скончалась. Архиепископ Савва, по смерти отца своего, святого Симеона, восхотел мощи отца своего перенести из Афонской Горы в свое отечество, Сербию.
Приехавши в Афонский Удел, призвал в свою обитель Прота и игуменов, Ватопедскаго с братнею, и русскаго монастыря, и прочих множество монахов, и сделал в своей обители Хилсндарской великий праздник После малой вечерни откопали гроб святого Симеона, вынули из земли его мощи, и поставили в соборном храме среди церкви.
Потом начали всенощное бдене в соборном храме, - с греками, по-гречески, а Савва в другом храме с своей братией и с русскими по-славянски. Когда начали петь полиелей, то из гроба от мощей святого Симеона потекло миро, и наполнило весь храм неизреченнаго благоухания. Греки удивились сему, и сказали архиепископу Савве. Все прославили Бога, и назвали святого Симеона Мироточивым.
Потом Савва с мощами своего родителя отправился в Сербию, а из гроба святого Симеона выросла лоза виноградная, которая и доныне приносит плод и делает чудотворения. Таковых имеет ктиторов святая обитель Хилендарская! Жезл, который Савва принес из Лавры Саввы Освященнаго и поставил на келий Успения Богородицы, близ Карей, доныне стоит цел, и келия называется по жезлу Патерисса. По-болгарски называется жезл патерица.
К оглавлению. Инок Парфений (Агеев). Сказание о странствии
|