Вы можете обратить внимание, что на нашем сайте нет православной рекламы, ссылок, новостей и т.д. Мы заинтересованы только в том, чтобы книги монаха Симеона Афонского прочитало большее количество людей. Поэтому книги не только издаются в печати, но и публикуются в Сети. Если вы можете поместить анонсы новых книг на вашем сайте или послать на другие православные ресурсы, мы будем благодарны. В рубрику анонсы:
«Таинственные беседы»
Вышли две новые книги известного святогорского старца, монаха Симеона Афонского "Книга, написанная скорбью или Восхождение к Небу" и «Таинственные беседы». Они продолжают традицию духовных поучений и притч, восходящую к «Премудрости Соломона» и Новозаветным притчам. Новое произведение, «Книга, написанная скорбью» является продолжением предыдущей большой книги этого автора «Таинственные беседы». Столкнувшись с книгами монаха Симеона Афонского, становится ясно, что это не просто духовная литература, а новое явление, по крайней мере, в современной «православной литературе». "Таинственные беседы» обращают на себя внимание в первую очередь стилем изложения. Дело в том, что это произведение выходит за рамки обыкновенных духовных поучений, оно рассчитано на гораздо более широкую аудиторию. Такой подход вызывает, с одной стороны, недоверие, а с другой – неподдельный интерес. Оригинальный стиль, живой полновесный язык, выдают в авторе филологическое образование. Стиль изложения настолько прост, что короткие притчи можно принять за рассказы для детей. Тем не менее, непривычно простая форма раскрывает глубокое содержание. В каждой притче мы постепенно переходим от внешнего повествования - к внутреннему смыслу. И вдруг, совершенно неожиданно, перед нами открывается перспектива духовного движения. Это подобно тому, как луч прожектора ночью внезапно освещает дорогу. Становится ясным, что духовность – это не познание богословских понятий, а откровение Новой Жизни. И тем не менее, духовность не является чем-то отвлеченным, она открывается здесь, в реальной жизни, в ее повседневных мелочах. Духовное отрезвление, необходимое русскому народу, чтобы проснуться, - это реально здесь и сейчас, сейчас – или никогда. Для многих такое понимание ценности всего происходящего в настоящую минуту вокруг нас и, прежде всего, в нашем сердце станет несомненным Откровением. «Книга, написанная скорбью» является основательным ответом всем тем, кто считает, что в годы страшных гонений в России православное Предание было безвозвратно потеряно, а русский православный человек неисцелимо покалечен или даже уничтожен как тип. Раскрывая своими незамысловатыми притчами дух древних отцов, автор являет Живое Предание Русской Церкви, переданное старцами Троице-Сергиевой Лавры. Духовная преемственность старчества не прервана, она очевидна и несомненна. Все, что нам нужно, мы имеем, важно только заглянуть в свое сердце, вернуться к своим корням. В этой книге содержится бесспорный ответ церковным реформаторам. Православие это не система знаний, а Живое Предание. Человек должен не просто что-то узнать, он должен научиться жить этим знанием, войти в Новую Жизнь. Для этого необходимо пребывать в Предании, а не изменять Предание под себя: не ты входишь в духовность, а Иное Бытие оживает в тебе – неожиданно и совершенно непредсказуемо. Предание раскрывается как откровение, непостижимый для ума живой процесс передачи духовного знания – таинственный и строго индивидуальный. Глубоко символично, что с Афона доносится не учение греческих подвижников, а Живое Предание Русской Церкви. Оно звучит, как призыв русскому народу вспомнить свои корни, свою историю, в духовных истоках обрести былую мощь. Текст опубликован на сайте http://www.isihazm.ru Василий Гирин
«Покаянные гимны»
«Покаянные гимны» святогорского монаха Симеона Афонского продолжают гимнографическую традицию, восходящую к двум Великим Богословам – свт. Григорию Богослову и прп. Симеону Новому Богослову. Если гимны свт. Григория Богослова были рассчитаны на определенную аудиторию, то покаянные гимны прп. Симеона Нового Богослова представляют собой дневниковые записи, не предназначенные для чужих глаз, а зачастую – просто молитвы.
Примерно так же обстоит дело и с гимнами Симеона Афонского. Не вызывает сомнения, что перед нами дневниковые записи, используемые для молитвенного делания. Как и произведения прп. Симеона Нового Богослова, эти Гимны «написаны кровью». Изложенное в них опытное знание бесценно своей практичностью. Тем не менее, глубже погружаясь в текст Гимнов, можно заметить, что автор объединил составные части в определенную систему. «Покаянные гимны» монаха Симеона Афонского имеют общий замысел и этим отличаются от разрозненных гимнов прп. Симеона Нового Богослова. Перед нами не просто сборник записей и молитв, а единое произведение. Впрочем, это открывается не сразу.
В богословском плане «Покаянные гимны» интересны тем, что обращают наше внимание к третьему Великому Богослову – ап. Иоанну. Если выразиться в терминах современной библеистики, то учение Гимнов сводится к так называемому «иоанновскому богословию»: «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1Иоан.2:16)». «Похоть плоти» – это сила, которая управляет миром. Каким образом происходит порабощение, динамика этого процесса, – раскрывается в Гимнах: «похоть очес» – увидел, «похоть плоти» – возжелал, увидел – возжелал, увидел – возжелал... И так незаметно происходит пленение. Вскоре душа погружается в страшную бездну: сначала пленение подобно паутине, которая обволакивает душевные очи и сковывает любое движение к чистоте, а затем начинается неожиданное неудержимое падение в пропасть. Из этой пропасти автор Гимнов выводит падшую душу.
Поскольку мы имеем дело с дневниковыми записями, то первое, что нас ждет, – Встреча с личностью Автора. Если такого таинственного и неповторимого контакта не произойдет, то ориентироваться в книге Гимнов будет достаточно сложно. После Встречи начинает проявляться общий замысел, объединяющий все гимны. Автор стремится показать цельную картину Спасения, как душа выходит из греховного плена. Гимны ведут читателя вместе с освобождающейся душой, которая медленно мало-помалу набирает силу, укрепляется в духовном делании, избавляется от оков. Нам открывается, сколь незаметно происходит это становление. И вот, совершенно неожиданно душа находит себя уже изменившейся: свободно стоящей в полный рост, уверенной и сильной. Теперь она может попирать врагов и презирать их козни.
Не стоит забывать, что Гимны – часть монашеского «умного делания» автора. Они представляют собой копилку, из которой автор заимствовал чувства и настроения для молитвы. Каждый монах на Святой Горе имеет такие копилки, помогающие преодолеть дебелость ума и выстоять в часы ночных сражений с духами злобы. Тем не менее, в разных копилках находятся различные по ценности сокровища, соответствующие силе монаха. В этой книге автор делится и сокровищем – и силою.
|