Хилендар
В глубоком раздумье оставили мы строгое уединение святого Антония и направились к Хилендарю, который отстоит отсюда на три четверти часа ходу. Этот монастырь стоит на граничной черте Афонского Удела. Как будто в знамение того, что чем ближе отсюда к миру, тем не свойственнее для дыхания иноческого стихия, тем она убийственнее для него, - воздух здесь, в Хилендаре, тяжел, местность угрюма и самый монастырь в сетующем виде.
Подойдите к нему с которой угодно стороны: впечатление самое грустное производит он с первого взгляда на его строгие стены и печальный пирг. Глубокая дебрь лежит у его гранитного подножия; на восток и запад уныло тянется пустынный проток, на отвесных берегах которого с юго-запада рисуются под тенью кипарисов строгие келлии безмолвников; со всех сторон он сжат соседственными холмами; самое море отступило от него на значительное расстояние и не омывает грязных его высот.
Хилендарь стоит на самом невыгодном месте, славится частою смертностью между иноками и вдобавок к невыгодам жизненным - штатный афонский монастырь; значит, это одно отнимает у него уже много достоинств в аскетическом отношении. Важность его только в том, что он в афонской олигархии занимает одно из почетных мест.
Но если бы-монастырь стоял и выше разрядов в подобном отношении ко Святой Горе, я всегда остаюсь в сильном предубеждении против одного только слова - «штатный монастырь», это придаточное слово меня отталкивает от некоторых здешних обителей, несмотря на то что нет правила без исключений и нет тени без света.
Эта аксиома не всегда принимается к сердцу и безусловно. Хилендарь, впрочем славен потому, что в нем нет игумена, место которого занимает Сама Богоматерь Своею Божественною иконою, так называемою «Троеручицею». Об этом я писал вам.
Письма святогорца к оглавлению
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афонская Гора. Русский монастырь
|