Афонские послушания
Главное только то в этом отношении, можно заметить, что никто не остается у нас без занятия по силам, что самые хилые старцы то чистят боб и травы, то караулят виноградники и скот, а при общих афонских послушаниях, как-то: в разгрузке из корабля пшеницы, когда приглашаются решительно все на работу, самые хилые, желая иметь участие в венце братского послушания, водят за повод мулов до монастырского амбара вперед и обратно; но если и этого не в силах сделать - бредут к монастырской пристани, опираясь на свои старческие жезлы, садятся в сторону и, смотря на труды братии, тихо нашептывают по четкам свои молитвы.
Это зрелище крайне умилительно!..
Сенокос, собирание маслин, винограда, орехов и прочих произведений роскошной здешней природы, пашню, молотье, кузнечество, столярство и вообще все работы исправляют братия, без изъятия иеромонахов и под личным наблюдением самого настоятеля.
От этих-то трудов и зависит продовольствие монастыря, который здесь всех почти беднее, если взять во внимание дачи прочих афонских монастырей, которыми пользуются они даже и в нашей России, как, например, Ивер, Ватопед и прочие.
Главный источник продовольствия Русика предвидится от милостынного сбора в России; не будь этого, наши собственные нужды и долги довели бы нас до крайности. Зато надобно признаться, что жизнь Русика, его законоположения и точность исполнения их ставят его в ряду первоклассных здешних монастырей, тогда как штатные иноки, при довольстве, живут себе как хотят и делают что любо, почему и заслуживают меньшей против киновиатов почтительности.
К нам недавно пришел один афонский старец-келлиот по откровению свыше...
Письма святогорца Часть III
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон . Русский монастырь |