Афон скит Ксенофонта описание, о скитской жизни
Главное продовольствие здешней братии состоит в собственных трудах их и в случайных пособиях поклонников, которые иногда заглядывают и сюда по особенному приглашению дикея или по указанию того, кто водит их по Афонскому полуострову. Вообще можно сказать о скитской жизни, что она требует многих трудов телесных для того только, чтоб приобрести себе неукоризненный кусок насущного хлеба.
О подвигах духовных - нечего говорить: они исключительная принадлежность скитского иночества на Афоне. Самая местность скитов святогорских вполне оправдывает строгость их жизни, потому что все они расположены в глубоком уединении пустынь и удалены от общения с монастырями.
Замечается и то, что поклонников и странных с большим радушием и ласковостью принимают в скитах, чем в монастырях. Особенно штатные монастыри дорожат мало ценою и достоинством искреннего странноприимства. Киновий, то есть общежительные монастыри, другое дело: там райская жизнь и апостольское единение духа всех и каждого, там приветливость в духе Авраам лева странноприимства!..
Кофе и завтрак нам были представлены у дикея на гостинице, которая господствует над всеми келлиями, расположенными на скате, по направлению к западу. Отсюда, из окон гостиницы и с террасы, лучший вид на море и на отвесные скалы и живописные холмы, встающие один за другим на рубеже Русиковой стороны потока.
Я долго любовался из окон, в которых не было рам, на подвижные воды отдаленого моря, к которому расстилался скат холма в разнообразии направлений и цветущих рощей. Добродушный и приветливый дикей нас осыпал ласками и утешал беседами, так что мы только к вечеру того дня расстались с ним. Обратный путь наш был по тем же самым местам и ничего не представлял особенного, кроме того, что влево у нас оставались развалины келлии, разрушенной землетрясением; при ней была церковь во имя святого Предтечи Господня Иоанна.
В соседстве с нею стоит калива, где уединялся несколько времени отец Моисей, соловецкий иеромонах, скончавшийся здесь в 1843 году. Пред кончиною он принял святую схиму и наречен Мефодием.
Письма святогорца Часть III
1844 г., Афон Русский монастырь
|