Главная
Заказать поминание на Афоне
Написать икону на Афоне
Новости
Стихи
Тексты
Переводы
Библиотека
Галереи
Иконы Афона
Поездка на Афон
Паломничество Афон
Монастыри Афона
Что такое Любовь?
Богатство?
Старец
Видео
Аудио
О проекте
Написать письмо
Все комментарии
Молитва
Карта сайта
Поиск
Сегодня
26 февраля
прп. Симеона Мироточивого Святогорские Панигеры: монастырь Хиландар

Афон

 
информационный портал Святой Горы Афон. Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон. Советы о том, как организовать поездку на Афон, и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон: карты Афона, описания монастырей, троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона. Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале
Наш сайт в twitter - Лучшие статьи в livejournal - Присоединяйтесь к нам в группе В Контакте на facebook на странице facebook.isihazm.ru в Youtube. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев
В НАЧАЛО / ПЕРЕВОДЫ / СТАРЕЦ ИЕРОФЕЙ (1762-1814) (КРИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ЕГО ЖИТИЯ) (ПЕРЕВОД ИЕРОМОНАХА СЕРАФИМА) / ВВЕДЕНИЕ ОТ ПЕРЕВОДЧИКА:
ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ И ПРЕДАНИЕ
ДВИЖЕНИЕ АФОНСКИХ ИСИХАСТОВ И ЖИВОЕ ПРЕДАНИЕ
ЖИТИЕ ИЕРОФЕЯ ДИДАСКАЛА КАК ЧАСТЬ ПРЕДАНИЯ
О ТОМ, ЧЕГО МЫ НЕ ОЖИДАЕМ ВСТРЕТИТЬ В ЖИТИИ…
БОГОСЛОВСКИЕ АКЦЕНТЫ
Введение от переводчика:
Византийское богословие и Предание
Движение афонских исихастов и Живое Предание
Житие Иерофея Дидаскала как часть Предания
О том, чего мы не ожидаем встретить в Житии…
Богословские акценты


Житие Иерофея Дидаскала Введение от переводчика


Рукопись





Византийское богословие и Афонское Предание

В эпоху Вселенских Соборов Византийское богословие, вдохновленное египетской аскетикой, развивалось самобытно и достаточно бурно. Тем не менее, к концу этой эпохи даже такие авторитетные писатели, как прп. Иоанн Дамаскин, начинают составлять компиляции и сборники. Нетрудно заметить, что все сильнее проявляется тенденция жить прошлым, перерабатывать уже написанные тексты.

 

Прежде всего, это выразилось во все более жестком следовании канонам. Богословие оказывается как бы «замороженным». Против этого восстают такие яркие личности, как прп. Симеон Новый Богослов, но тенденция «омертвления» углубляется. В эпоху паламистских споров полемика уже почти целиком состоит из цитат. Изучая эти тексты, создается такое впечатление, что Византийской богословие как бы замкнулось на себя.

В части житий святых буквальное следование канонам наиболее выразительно. Житие того же прп. Симеона Нового Богослова больше похоже на панегирик. Таков был житийный канон. Тем не менее, обращаясь к Гимнам прп. Симеона, его дневниковым записям, мы с удивлением обнаруживаем, что существует множество несоответствий Жития – Гимнам.

Остается только пожалеть, что византийское сознание, родив такой мощный культурный пласт, в какой-то момент тотально замкнулось на себя. Причем, как отмечают многие богословы, это стало осознаваться именно как Предание. Но что такое – Предание? – Это способность понимать Истину в Духе Святом. Каноны неожиданно стали восприниматься как нечто самодостаточное. Одновременно богословие удаляется от реальной жизни в глубины теоретических рассуждений.



Движение исихастов на Афоне и Живое Предание

Движение исихастов, начавшееся в середине восемнадцатого века на Афоне, до сих пор для ученых представляет больше вопросов, чем ответов. Русскоязычный читатель не знаком с богословием афонских исихастов. Тем не менее, на греческом языке литература по этому вопросу весьма обширна. Научная полемика достаточно полно обобщена в книгах наиболее известного автора: Стилианоса Пападопулоса. Богословие афонских исихастов он сводит к литургическим спорам, а в духовном плане – к обновлению жизни через частое Причащение. Объясняется позиция афонских исихастов приверженностью к буквальному пониманию канонов.

Такая точка зрения сильно упрощает ситуацию и вызывает недоверие просто потому, что среди афонских исихастов много святых, прославленных Церковью, а буквальное следование канонам обычно приводит не к святости, а к зилотизму. Не стыкуются самые простые и очевидные вещи. Замкнутость на каноны омертвляет, а перед нами люди, которые вызвали духовное обновление Элладской Церкви, продолжающееся уже несколько веков. Предание афонских исихастов является сокровищницей Афонского благочестия.

Деятельность афонских исихастов ученым хотелось бы свести к литургическим спорам о древнем Предании, приведшим к столкновению двух подходов: икономии и акривии. Тем не менее, трудно себе представить афонского отшельника, который только тем и занимается, что спорит о канонах. Ап. Павел не всуе написал: «(1Кор.11:16) А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая…» Конечно, афонские исихасты защищались от клеветы и нападок, но это отнюдь не составляло сущность их движения обновления духовной жизни. Деятельность афонских исихастов заключалась совсем не в литургических дискуссиях, а в поиске Живого Предания. Иногда оно еще называется Афонским Преданием или Исихазмом.



Житие Иерофея Дидаскала как часть Предания

Одной из частей этого Предания стало житие Старца Иерофея, который до сих пор почитается на Афоне через живое преемство своих «духовных внуков». Два ближайших ученика Иерофея Дидаскала, Евфимий и Филофей, в начале девятнадцатого века написали свои воспоминания о Старце. Списки Жития сохранились в двух кодексах: Кодекс Монастыря Ланговарда, находящегося на о Парос, и Кодекс Монстыря Пророка Илии, расположенного на о. Идра. Список, который находится в Монастыре Пророка Илии, лучше всего сохранился и содержит большую часть исторической информации. Второй кодекс, Монастыря Ланговарда, хранился не в библиотеке, а в кельях монахов-ктиторов. Несмотря на это, он также в хорошей сохранности, хотя и с небольшими изъянами. Итак, существуют две рукописи. Текст, с которого мы переводили – это критическое издание, соединяющее в себе оба Кодекса.

Совершенно оригинальный стиль и живой полновесный язык Жития являются настоящим сюрпризом. Язык кафаревуса как нельзя лучше подходит для того, чтобы передать дух древних отцов: полнота и многозначность многих слов этого, можно сказать, древнего языка стали уже восприниматься как технические термины аскетики.

Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что Житие Иерофея Дидаскала стилистически очень похоже на Житие прп. Симеона Нового Богослова, которое было написано на древнегреческом языке. Действительно, целые лексические конструкции заимствованы из древнегреческого текста совершенно без изменения. Более того, существует научное исследование (на новогреческом языке), в котором собраны параллельные места обоих текстов: жития прп. Симеона и жития старца Иерофея. Не вызывает сомнения, что оба ученика Иерофея стилизовались под византийский агиографический канон. Но как им удалось передать внутреннее горение?! – Этот вопрос вы постоянно будете задавать себе читая текст…

Много сил исследованию текста Жития отдали известнейшие греческие подвижники и ученые Филофей Зервакос и Александр Мораитидис. Уже по одним этим именам тот, кто понимает, может догадаться, что мы вторгаемся в святилище греческой Библиотеки Исихазма.



О том, чего мы не ожидаем встретить в Житии…

Когда мы погружаемся в текст Жития, перед нами открывается внутренняя жизнь удивительных людей. Иерофей Дидаскал был духовником прп. Никодима Святогорца. Долгое время они искали встречи с прп. Паисием Величковским, вероятно, это встреча произошла, если не в жизни, то в Духе. Духовные параллели приведут нас к прп. Симеону Новому Богослову. Неожиданно мы окунаемся в реальную жизнь таких величайших святых, о которых мало что известно. Сам Господь скрыл их от человеческой славы. Духовная борьба, монашеские ошибки и победы, предстают перед нашим мысленным взором с такой обезоруживающей откровенностью, что невозможно читать без изумления. Душевные борения представлены в такой наготе, что приходится «затаить дыхание» перед откровением внутренней жизни чужой души - тайной, обращенной прямо к сердцу. Сразу становится очевидным, насколько эти люди были необычны, исключительны, многогранны…

Их жизнь оказывается настолько наполненной непониманием и интригами внешних, что более походит на мученичество. Это перекрывает все наши представления о монашестве как Пути к Святости. Вместе с действующими лицами мы постоянно находимся во внутреннем борении перед монашеским Крестом и чувствуем себя невольными участниками событий. Тем самым Житие подводит нас к тайне монашеской жизни, на которую прикровенно указал ап. Павел: «(1Кор.11:19) Ибо надлежит быть и разномыслиям (ересис, в данном контексте, - интригам, предательству) между вами, дабы открылись между вами искусные (в добре)…». Ср. с (Мф. 18:7).



 Живое Предание

Фрагмент рукописи



До настоящего времени это Житие имело обращение лишь в узких кругах афонских монахов, изучающих традции Исихазма. Житие причудливо сочетает в себе два подхода: византийский житийный канон и дневниковые записи исихастов... Дело в том, что богословие афонских исихастов не совсем привычное, оно - живое: непосредственное, откровенное, прямое, в чем-то даже детское. С другой стороны, Житие полностью соответствует Византийскому житийному канону. Это удивительное сочетание и выражает Живое Предание: нечто глубоко родное, церковное, привычное, понятное и в то же время - живое, искреннее и глубоко личное...



Богословские акценты

В богословском плане это Житие слишком специфично. Ключ к богословию афонских исихастов заключается в том, что они очень любили каноны, но не были привязаны ни к чему формальному. Исихасты ревностно защищали каноны «до смерти», не считаясь ни с чем, и в то же время не были рабами буквальной приверженности к канонам. Это хорошо показано, например, в главе «Игнатий из Каламитзи». Вероятно, не все смогут понять парадокс: каким образом свобода от буквального следования канонам, может сочетаться с такой любовью к Преданию, что исихасты отстаивают Его как свой Символ Веры. В этом есть Тайна, открывающаяся не уму, а ищущему сердцу.

Тем не менее, любознательный читатель сам найдет множество подтверждений такому взгляду в тексте Жития. Поэтому не будем утомлять лишним комментарием, мы только хотели расставить акценты. Когда вы будете читать Житие, следует помнить, что это произведение сугубо монашеское, поэтому его изучали только на Афоне, причем, оно использовалось как текст «для служебного пользования». Кроме того, стоит обратить внимание на два ключевых понятия, проходящих красной нитью через все Житие: ревность и свобода.





Афонского благочестия

Фрагмент письма Иерофея Дидаскала







 
Комментарии
Всего комментариев: 3
2014/06/26, 15:22:36
б..ВАЛЕРИАНУ; Что толку, если ты не можешь изменить мир к лучшему. Другая интерпретация вашего письма, как считаете ?
OTEZNIKANDR
2011/06/24, 20:50:19
есть Библия и это правда,есть время и оно течет неумолимо,есть человек видя изменения вокруг себя пытается поправить правду-стоит ли?
валериан
2010/11/15, 19:28:25
Текст от ПЕРЕВОДЧИКА ясен перспективой предстоящего погружения в ЖИТИЕ....Очень точно,как думается, передано состояние самого переводчика, Уже прочитавшего "живое предание" ....Спасибо большое!
Татьяна
Добавить комментарий:
* Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Последние обновления на портале
Заказать поминание на Афоне
Написать икону на Афоне
Виноградная Лоза Симеона Мироточивого, Афон, Хиландар
Честной пояс Богоматери
Конкурс на лучшую фотографию Святой Горы Афон
Афон, И.А. Гарднер, Впечатления и воспоминания - I
Святая Гора Афон, И.А. Гарднер, Воспоминания - II
Высказывания католиков об Афоне. Божья Гора. Амарандо Сантарелли
Паисий Святогорец
Афонский патерик или Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе просиявших
Афонский спецназ. Старец Ипполит (Халин)
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть I
«Лучшее стихотворение об Афоне»
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть II
Паисий Святогорец. Житие - III часть
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) - IV часть
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть V
Филофей Коккин Житие Саввы Нового - Часть I
Филофей Коккин Житие Саввы Нового Часть II
Паисий Святогорец Отношение к электронным паспортам
Порфирий Кавсокаливит об антихристе и электронных паспортах
Старец Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис)
Павле Рак Приближения к Афону (Одно из лучших описаний!)
Порфирий Кавсокаливит, Часть I
Порфирий Кавсокаливит Поучения Часть II
Сергий Веснин
Афон 1844 Письма святогорца Часть I
Афон 1845 Письма святогорца Часть II
Афон 1846 Письма святогорца Часть III
Афон 1847 Письма святогорца Часть IV
Афон 1848 Письма святогорца Часть V
Афон 1849 Письма святогорца Часть VI
Неизвестные страницы истории
Герасим Менайас
Афон фото
Василий (Григорович-Барский) Странствования
Лучшие фотографии Афона
Житие Илариона - Грузина
Афон: вчера и сегодня
Порфирий (Успенский)
Силуан Афонский
Сергей Соловьёв
Athos
Ученым
История России
Святая Гора XVIII - XX Исторический контекст эпохи
Отзывы о книгах
Анонсы книг
Русский Афон
Нил Сорский
Паисий Величковский
Русские старцы об Афоне
Святые Афона
Старцы Афона
Форум портала Афон
Монах Симеон Афонский
Крест
Сладкое Лобзание
Достойно Есть
Иверская Икона Вратарница Афона
Скоропослушница
Всецарица
Троеручница
Млекопитательница
Страшное Предстательство
Отрада Утешение
Экономисса
Одигитрия
Целителя Пантелеймона
Праведной Анны
Николая Чудотворца
Николы
Икона Георгия Победоносца
Икона Богоматери Милующая
Акафист и икона Божией Матери Игумении Горы Афонской
Икона Богородицы Ктиторская
Богоматерь
Богородица Елеоточивая
Икона Божьей Матери Иерусалимская
Пресвятая Богородица Герондисса
Икона Св. Иоанна Предтечи
Акафистная
Икона апостолов Петра и Павла
Икона Богородицы Мироточивая
Монреальская Иверская икона
Икона Богородицы Одигитрия
Икона вмч. Георгия
Икона Преображения Господня
Афанасий Афонский житие икона
Тихвинская икона
Живоносный Источник
Иерусалимская
Икона великомуче­ника Георгия Зограф
Богоматерь Скорбящая
Мати Молебница
Святыни Афона
Акафист
Матрона Московская
Гавриил Зырянов Икона Акафист
Жития
Русские монастыри скиты
Тайны Афона
Новый Афон
Соловки
Валаам
Троице Сергиев Лавра
Киево-Печерская Лавра
Иеромонах Симон "Тихие песни уединения"
Иером. Серафим (Захаров). Живое предание Афона
Фильм: Игумен архимандрит Евлогий (Иванов)
Закончена публикация писем Сергия Веснина, это, без сомнения, лучшее описание Святой Горы Афон. Мы закончили публиковать Житие старца Паисия Паисий Святогорец Житие. В историческом разделе начата публикация истории строительства Новоафонского монастыря: Новый Афон монастырь в Абхазии на Новом Афоне.

Свобода - это | Свобода | Дверь, которая нарисована на стене | Свобода в Любви | Как стать свободным | Вкус Свободы | Умереть за Любовь| Скорби | Необходимое и лишнее | Нечистая совесть | Окаменевшее сердце | Смерть | Жизнь | Союз двух сердец | Истинная Любовь | Высшая форма Любви | Преданность и верность | Труд сердцем | Прямота и честность | Стойкость и решимость | Умение любить | Верность | Деньги | Богатство | Духовное здоровье | Человек – это | Ум и разум | Ум | Предательство| Улица детства | Язык Любви | Стихи о Любви | Вечная Любовь | Суть Любви | Любовь и правда | Правда| Молитвы| Любовь и страсть | Любовь и жизнь | Цельная Любовь | Здоровье души| Смирение и помыслы| Истинное смирение| Смирение и ум| Смирение и страх| Смирение и мир| Преданность| Катунакия | Каруля | Керасья | Келия Провата | Скит Малая Анна | ... и многие другие тайные тропы Святой Горы...

Монастыри Афона
Великая Лавра Афанасия | Ватопед | Ивирон
Хилaндар | Дионисиат | Кутлумуш | Пантократор
Ксиропотам | Зограф | Дохиар | Каракал | Филофей
Симонопетра | Агиа Павла | Ставроникита | Ксенофонт
Григориат | Эсфигмен | Пантелеимонов | Констамонит

Русские обители Афона| Пантелеимонов монастырь | Старый Русик | Андреевский скит | Ильинский скит | Скит Новая Фиваида | Создание скита Новая Фиваида | Крумница | История скита Крумница | Ксилургу
Пока мы не решились на Добро, стяжание его представляется трудным, но как только мы решимся, трудности отступают. (Монах Симеон Афонский, из устных поучений)

Афон статистика ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi & Илья

При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать
активную ссылку http://www.isihazm.ru

(В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!)

Монастырь Дивеево