Переводы рукописей, которые мы публикуем на сайте, это всего лишь часть Живого Предания Афона. Многое из того, что вы найдете в древних рукописях, передано также и через живое преемство старцев, почивших и ныне здравствующих на Святой Горе. Здесь мы поместим устные рассказы, более полно раскрывающие исторические события, описанные в рукописях:
Дионисий Сиатистей
Нам рассказывал о. Хрисанф из скита Агио Анна, что его духовнику о. Арефе рассказывал Мануил Гедеон об известном духовном наставнике исихастов о. Дионисие.
Дионисий – духовник Ироефея Дидаскала, см. перевод его жития с кафаревусы.
Он жил в скиту Св. Димитрия, относящемся к монастырю Ватопед. Полное его имя – Дионисий Сиатистей. Он был духовником многих известных старцев и святых: прп. Никодима Святогорца, Иоанна Линдосского, Иерофея Дидаскала и других...
История Дионисия Сиатистита по Житию Иерофея Дидаскала.
Дионисий написал книгу «След Христа». Книга с духовной точки зрения необычная и очень полезная. В те сложные времена опубликовать эту книгу было невозможно. Впрочем, рукопись активно использовалась в библиотеке.
В начале девятнадцатого века сам отец Хрисанф и отец Арефа нашли эту рукопись в библиотеке Ватопеда.
Фотолитография Ватопеда – середина девятнадцатого века.
Дело в том, что Скит Святого Димитрия принадлежит Ватопеду не случайно. На месте Ватопеда жили монахи - родственники Святого Димитрия Мироточивого. Их монастырь назывался Халкей. Поэтому и Святого Димитрия Мироточивого на Афоне называют Димитрий Халкейский. Интересно, что в монастыре Халкей защищали рукописи подписью: «Кто унесет эту рукопись, пусть все святые будут ему судями…».
Библиотекарь монастыря Кутлумуш о. Дионисий давно знал об этой рукописи, в юности он читал ее в библиотеке Ватопеда. Когда же он увидел ее у Арефы, то приложил большие усилия, чтобы издать рукопись и издал ее! Это происходило в середине прошлого века.
Древняя традиция изменения имен при постриге
Наречение Иерофею имени Илларион
Иерофей Дидаскал в детстве носил имя Иоанн, затем в монастыре принимает новое имя Иосиф, а на Афоне при постриге в малую схиму – Илларион. В русской традиции монах может поменять имя два раза. Здесь, как видим, уже четыре имени: Иоанн - Иосиф - Илларион - Иерофей. Это связано с устным преданием Афона. Нам рассказывал один из «духовных правнуков» Иерофея Дидаскала, восьмидесятилетний монах Калинник из монастыря Дионисиат, что в те времена в греческих монастырях принято было менять имена при постриге в рясофор, в малую схиму, в великую схиму и даже при рукоположении в диаконский и священнический сан. Так что монах мог поменять имя пять раз... Он приводит в доказательство множество древних и современных случаев, когда монахи меняли имя до 4-5 раз.
Действительно, как вы можете заметить, в Житии Иерофея действующие лица так часто меняют имена при постригах, что трудно проследить путь отдельного человека. Поскольку Афон - это суверенное монашеское "государство", то в нем существуют свои законы - традиции. Древние традиции Афона не умирают, поэтому иногда традиция изменения имен при рукоположении используется и в настоящее время.
Парфений Скурто
На Афоне Иерофей прежде всего приходит к известному духовнику о. Парфению Скурто.
В Житии Парфений упоминается два раза.
Второй раз Парфений упоминается вскользь - в том месте, где Иерофей убеждает духовника Дионисия принять его для духовного окормления. Иерофей стал монахом с условием, что через некоторое ему будет позволено уйти из Скита. Именно это условие было обговорено с Парфением.
Видимо, это сыграло решающую роль в беседе Иерофея и Дионисия. Не стоит забывать, что Парфений был другом и сподвижником Дионисия. Кроме того, рассказывают, что отец Парфений был другом и наставником прп. Никодима Святогорца вместе с Афанасием Парийским. Вероятно, у Парфения прп. Никодим познакомился с Иерофеем.
Как рассказывал Мануил Гедеон, отец Парфений был в то время признанным лидером афонских исихастов. В устной традиции его ставят в один ряд со свт. Макарием Коринфским, Афанасием Парийским, Христофором Дидаскалом и Нифоном, переселившимся впоследствии на о. Скиафо. Все эти подвижники достаточно известны, кроме Христофора. О Христофоре Дидаскале рассказывал тот же Мануил Гедеон. Полное его имя – Христофор Продромитис, он был долгое время учителем Афонской школы «Афониады» и известным наставником Иисусовой молтивы.
Большой ли был выбор у молодого монаха Иерофея, только пришедшего на Святую Гору? В устной традиции рассказывают, что в то время на Афоне было несколько признанных лидеров исихастского движения: Неофит Кавсокаливит, Дионисий Сиатистей, Парфений Скурто, Сильвестр Кесарийский, Афанасий Парийский. Также существовали два весьма известных братства: Нифона и Никифора. Так что выбор был достаточно большой.
Тем не менее, следует помнить, что исихасты жили тихо, почти ни с кем не общались, а в монастырях ими никто не интересовался. Думается, Иерофея спасло обстоятельство, которое афониты выражают следующей шуткой: «Что такое Афон? – Это одна большая деревня, где все друг друга знают».
Иосиф Исихаст
Перевод нового Жития Иосифа Исихаста.
Дело в том, что на Афоне среди пожилых монахов греческих монастырей сохраняется весьма обширное устное предание о Старце Иосифе. Особенно это интересно, когда речь идет о его первых годах на Святой Горе. Темное место в обоих житиях... Впрочем, было что умалчивать, странностей у молодого монаха хватало. Например, это рассказы о том, как, будучи молодым, Старец Иосиф приходил на келии в Карее и пламенно проповедовал покаяние, чем приводил в большое замешательство старых, видавших виды, келиотов.
– Покайтесь, приблизилось Царство Небесное!
– Отец, тебе что – плохо? Ты перемолился?! Мы, монахи, непрерывно каемся…
– Где же плоды? Почему у вас нет тех плодов, которые были у древних святых?!
– Э… брат, когда поживешь на Афоне с наше, лет сорок, тогда будешь говорить…
– Нет, отцы, Бог – Тот же и благодать та же. Просто мы – другие. У нас нет той целеустремленности, которая была у древних…
Ведь нельзя забывать, что историческая ситуация на Афоне в то время была достаточно сложной: с одной стороны – страшная разруха и нищета, с другой – духовный упадок.
Так же на Афоне можно услышать повествование, что в этот малоизвестный период жизни молодой Иосиф мог прийти в гости к какому-то келиоту, закрыться в отведенной ему для сна комнате и не выходить до утра.
– Отец, открой, открой! Давай, вместе почитаем повечерие!
– Господи, помилуй нас…
– Послушай, дорогой, со своим уставом в чужой монастырь не ходят!
– Господи Иисусе Христе, помилуй нас…
Так Иосиф молился всю ночь, не обращая ни малейшего внимания на приглашения хозяина почитать службу, попить чай и обсудить новости... Уже тогда многие обижались на чудаковатого молодого монаха.
Есть и много других повествований о молодых годах Иосифа на Афоне. Всех их объединяет общая особенность, – они показывают, насколько Иосиф был оригинален. Иосиф был чрезвычайно целеустремленным человеком, всячески избегавшим схем и духовной мертвости. Он был именно личностью.
Далее мы расскажем об учениках и духовных чадах старца Иерофея Дидаскала, продолживших его исихастскую традицию на Паросе и Кикладес: |