Празднование Преображения Господня на Святой Горе
У иноков Святой Горы издревле и доныне соблюдается обычай на праздник Преображения Господня восходить на самую вершину для совершения всенощного бдения и литургии.
4 (17) августа на мулах прибывают из Лавры преподобного Афанасия, которой принадлежит вершина Горы, иеромонах, иеродиакон, трапезарь и повар с провизией. Доезжают до местности Панагия, в часе ходьбы от вершины, на границе, где уже нет растительности. На этом месте, по преданию Святой Горы, имела отдохновение Пресвятая Богородица во время Своего посещения Афона. Здесь стоит домик с храмом и прилегающим к нему большим помещением, где отдыхают и трапезуют Богомольцы. В притворе храма устроен очаг и находится большая цистерна для воды. В нескольких метрах южнее здания страшная пропасть. Отсюда открывается вид на всю подафонскую пустыню.
Прямо внизу, на пути к морю, находится местность Керасия; отсюда в языческие времена приносили жертвы идолу, стоявшему на вершине; а на берегу моря — скит Кавсокаливия. Далее к востоку видна пустыня преподобного Нила Мироточивого с его пещерой, а еще дальше, на самом юго-восточном углу Афона — Вигла с пещерой преподобного Афанасия. В этой глубокопустынной местности под Панагией подвизаются, по древнему преданию, старцы отшельники, в числе до 12, и приносят деннонощную молитву Богу за весь мир. Наверху взору открывается белый мраморный конус — вершина Афона, и едва можно различить храмик Преображения, там находящийся. 4 августа и на утро служат вечерню, утреню и литургию в храме в честь Богоматери.
Понемногу собираются Богомольцы и скитяне из Подафона, но бывают и монахи из монастырей, и благочестивые миряне, неубоявшиеся трудностей подъема. 5 августа, в канун праздника, после малой вечерни и подкрепления трапезой, начинается крестный ход до вершины. Во главе — облаченные иеромонах с иконой Божией Матери и иеродиакон с кадильницей, за ними — певчие и Богомольцы. В течение всего пути поются молебны Божией Матери с канонами и ектениями: сначала канон «Воду прошед», с Евангелием от Луки, зач. 4, потом канон «Колеснице гонителя» с Евангелием от Луки, зач. 54. При пении Похвалы Богоматери вступают на вершину и входят в храм. Наскоро убирают его: ставят иконы, завесы и прочее, так как из-за больших холодов и постоянной сырости тут нельзя ничего хранить. Затем служат водосвятный молебен. Солнце уже на закате, и восходит луна. Длинная конусообразная тень Афона простирается далеко по Эгейскому морю до острова Лемнос. У древних эллинов была поговорка: «Афон покрывает хребет лемносского вола».
С северной стороны малой площадки вершины открывается вид на всю Святую Гору с ее хребтом, простирающимся от Малого Афона и Мегала Вигла. Видно, как замечал уже преподобный Афанасий Афонский, что Афон имеет форму креста. Далеко на северо-западе, за Солунским заливом, выступает снежная шапка горы Олимп, славившейся в древности, как и Афон, своими подвижниками и монастырями. Здесь же, на северных крутых склонах горы, растет неувядаемый «Богородичен цветок» — иммортель, с маленькими бело-розоватыми цветками, которые всегда очень ценились Богомольцами как благословение Святой Горы. Многие монахи-смельчаки тут положили жизни свои, собирая этот цветок на гладких отвесных мраморных скалах над пропастью.
Храм в честь Преображения построен года два назад взамен прежнего, обветшавшего, который был построен и освящен в 1895 году Патриархом Константинопольским Иоакимом III. Новый храм совершенно простой, с дощатым иконостасом. Перед храмом устроена цистерна для воды. В прежние времена монахи называли эту воду агиасмой и испивали ее не иначе, как с непокрытой головой. В языческие времена здесь, на вершине Афона, стояла статуя Зевса из чистого золота с алмазными глазами. П
ри вступлении Царицы Небесной на землю в Климентовой пристани, где ныне Иверский монастырь, этот идол упал и рухнул в пропасть. О славных событиях, имевших место на священной вершине Святой Горы, читаем, например, в Житии преподобного Максима Кавсокаливита:
«В Неделю святых отец, бывающую после Божественного Вознесения, является преподобному Богоматерь, имея в объятиях Младенствующего Господа, и говорит: «Следуй за Мною, Мой избранный, на самую вершину Афона, чтобы там, по желанию твоему, принять благодать Святого Духа». Видя два или три раза это Божественное явление, он оставил Великую Лавру и по истечении недели взошел на вершину Горы, в субботу Пятидесятницы, где и провел в обществе прочих братий всю ночь без сна.
Братия по совершении там Божественной литургии спустились с горы, а преподобный Максим, оставшись там, провел в молитвенном подвиге трое суток. Бог Один ведает, что вынес он в течение этого времени от искушений сатаны и враждебных его полчищ, силившихся прогнать оттуда святого. Чтобы устрашить его, сатана производил во время ночи громы и молнии, так что казалось, вся Гора Афон приходила в сотрясение; скалы трещали и распадались на части, а днем слышались дикие голоса, как будто от множества вооруженных безобразных людей, которые производили возмущение, устремлялись со всех сторон на вершину Горы, чтобы низринуть оттуда преподобного.
Но так как все это было мечтательным явлением демонских козней, то, полный духа веры и благодати, святой Максим не обращал на то внимания, а только постоянно возносился молитвенным духом и мыслью к Богу и Пречистой Его Матери и просил их заступления и помощи. И он был услышан, — является ему, окруженная множеством Небесных Сил и осияваемая Небесной Славой, Царица всей твари, держа на руках Сына Своего, Младенствующего Господа.
Пораженный видением Божественного Света и явлением, Максим, однако же, не вдруг увлекся чувством доверия, ибо знал, что и сатана принимает на себя вид ангела света, но прежде обратился к молитве и потом, уверившись, что это не был демонский обман, а истинное явление Богоматери, в неизреченной радости поклонился Ей и Господу и воскликнул: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» — и прочее тому подобное. Когда Господь благословил его, Всесвятая рекла: «Прими, избранник Мой, власть на демонов и поселись в подгории, ибо на это есть воля Сына Моего, чтобы ты, возвысившись в подвигах, и для других был путеводителем на пути спасения их». После сего, в подкрепление ослабевших его сил, дан был ему и хлеб небесный. Между тем как он принял таким образом данную ему пищу, по слышалось ангельское пение, окружил его Божественный Свет, и Богоматерь в виду его вознеслась на небеса.
Видение это, Божественный Свет и благоухание, разлившееся над вершиной горы, так усладили и восхитили сердце преподобного, что он три дня и три ночи оставался еще там в молитвенном подвиге и славословии Бога; потом спустился с вершины и, согласно воле Пресвятой Богородицы, пришел в храм Ее и, пробыв несколько дней в бдении и молитве, опять поднялся наверх Горы и облобызал то место, на котором в неизреченной славе явилась ему Богоматерь. Как тогда, так и впоследствии, при воспоминании сего видения, он исполнялся чувством невыразимой радости и веселия, и каждый раз разливались вокруг него райское благоухание и Божественный Свет».
Неизвестно, когда был построен первый христианский храм на вершине, но приходили сюда на праздник Преображения уже в X веке, что видно из Жития преподобного Евфимия Иверского: «Однажды к сему празднику (Преображения) в числе других братий взошел наверх и святой Евфимий. Братия окружили его и усердно просили, чтобы он совершил Божественную литургию. Послушный пресвитер уважил просьбу братии и приступил к священнодействию.
Когда на литургии он возгласил: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще» и братия воспели: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!», внезапно облистал всех чрезвычайный Свет, Гора потряслась в своем основании и, пораженные тем, иноки все пали ниц на землю, кроме преподобного Евфимия, который стоял неподвижно, осияваясь дивным Светом и имея вид огненного столпа».
В первый час ночи (по обычному счету, в шесть часов вечера) по заходе солнца начинается всенощное бдение по обычному порядку Святой Горы. Доброгласные святогорские певчие всю ночь воспевают дивное событие Преображения Господня на горе Фаворской, — событие, которое так тесно связано с духовным опытом Афона в учении о Свете, осиявшем Лицо Спасителя при Его Преображении, как таинственном проявлении Божественной Славы.
Это тот Свет, который осиявает и подвижников, достигших духовного совершенства, после долговременного подвига умной молитвы — Молитвы Иисусовой, согласно учению таких святых отцов, как Григорий Палама, Григорий Синаит и другие, на Афоне, подвизавшиеся в этом умном делании. И теперь святогорские монахи по мере сил творят Молитву Иисусову и преуспевают в том по мере ревности милостью Божией.
А костер вне храма, и огонь этого костра виден из многих мест Афона. В Карее, находящейся почти на середине Афона (в древности она так и называлась «Великой серединью»), тоже зажигают костер, и этим другие святогорцы, не бывающие на службе на священной вершине, дают знать, что они радуются тому, что все еще соблюдается древний обычай — в эту ночь славословить Господа в заоблачном Его святилище. После всенощного бдения служат Божественную литургию и освящают виноград.
И вот уже рассветает: на востоке встает солнце, и при его свете снова открывается величественный вид на Святую Гору с этого поднебесного места. Скоро Богомольцы спускаются вниз, в Панагию, где Лавра устраивает трапезу, а потом все разойдутся, кто откуда пришел, славя Бога и Его Пречистую Матерь, что сподобила побывать на священной вершине Святой Горы.
|