Экзарх тишины и духовные философы
Один раз, когда братия Ватопедской Лавры обедала за общей трапезой, вместе со всеми присутствовал и Савва. Между братьями начался разговор, что нарушало общий порядок. В результате возник некоторый шум от голосов, так что шум даже мешал читать чтецу, как это было заведено в монастыре.
И вот, возникло как-бы замешательство, а его виновники не унимались, несмотря на замечания тех, кто поставлен был следить за порядком (эфестотес), того, кто следил за тишиной (екзархос тыс сиопис).
(эфестотес – дословно, «те, кто был назначен, кто придя – приставка «ипо» - находился там по послушанию – глагол «истеми», об этом термине см. перевод Лествицы. Если бы переводчики Лествицы имели возможность хоть немного, лет 10-15 поупражняться в святоотеческих текстах, например, в этом Житии, то не наделали бы столько ляпов и глупостей в переводе "Монашеского устава"…)
В монастыре Ватопед «экзарх тишины» как раз и имел заботу о том, чтобы призывать к порядку...
Кто будет возражать о том, что благовременное молчание – вещь важная и имеющая большую цену в монастыре? Ведь монахи – это духовные философы, следующие «школе Оцов». А Отцы и учением – и делом показали, что во вермя трапезы лучше всего читать о жизни добродетельных мужей, храня в это время в сердце молитву. И так удобнее приближаться к Богу, горячо благодаря Его даже за ту самую пищу…
Игумен демонстрирует высокий профессионализм
Филофей Коккин Житие Саввы Нового Часть II
|