2011/12/15, 09:50:36
Памяти протоиерея Глеба Каледы. (из дневника заключенного)
Незабываемый Свет.
ЧАСТЬ 1
Лагерь вдали от «цивилизации», утро, выходя из барака, единственно, куда бросается взгляд, это вверх в небо, на пути этого ожидаемого взора, как раз на фоне неба, ослепляет, сияние крестов, освещенных восходящим Солнцем.
На фоне заржавевшей колючки, маленьких окон с решетками и «серых шуб» - стен, угрюмых лиц, и этот увиденный свет от крестов….
Все в черном, изолированы от мира и общества. Почти в безмолвии расходятся все по свойственным житейским нуждам, свой мир – мини - государство с ограниченными условиями, общего, строгого и особого режимов. Мы на строгом.
Из тысячи обитателей, выделяется небольшая группа от семи до девяти человек, неспешно с опущенными головами (с Иисусовой молитвой) направляются в храм, некоторым батюшка освятил четки, и благословил соответственно. В храме тихо и спокойно, забывается и без того безжизненная атмосфера мини – государства.
Что характерно, но это так и есть, что режим – распорядок дня скучен и сер, а о жизни на воле вспоминают и говорят очень редко и совсем помалу, если такой разговор состоялся. Идеология Макаренко и Дзержинского необъяснима на человеческом языке. Благо, что в данном государстве существует понятие арестантской порядочности и всего что с ним связано, как в одном из аспектов в противостояние коммунистической идеологии, которая, кстати, навязывается и порой с применением силы.
Батюшка наш, приезжает по выходным и праздникам, ну скажет, благословляю и как вы тут, да мы нормально, отвечаем, улыбаясь, за тебя волновались, это у вас там, на свободе что творится. Нам же газеты дают читать, и ящик (телевизор) по расписанию, мы новости иногда смотрим.
Литургия: кто алтарник, кто чтец, кто «запивку» готовит. Удостоились Святых Даров благодарим и славим Бога за все. Проповедь, батюшка не спешит, но конвой, уже зашли в храм, в притворе переминаются с ноги на ногу, это уже батюшке пора уходить.
В непраздничные дни, в храме, утренние молитвы, поделка утвари: аналои подсвечники, четки, переплет книг, уборка в храме. К полудню чтение: акафисты, жития святых на данный день.
До вечерних молитв, почти все читают, в храме в верхней части, вход с притвора, библиотека. Три тысячи книг, не считая периодического обновления, шлют на храм посылками со всего света, шлют в основном, книги, ладан, материал, на аналои, иногда чай и конфеты, но «писаря» которые ведут переписку с благотворителями, никогда ничего не просят. Благотворителям посылаются открытки к праздникам (ими же присланные, только меняя адресатов) и ответы на вопросы, как мы там постигаем азы православия. В общем, общение постоянное с православными братьями и сестрами. Пишут и православные организации, но реже.
Пост (все, включая среду и пятницу). Батюшка: Ну, вы это, что, да вы и так годами на баланде, не благословляю. Да ладно батюшка не переживай, для нас телесный пост, не сильное искушение, сами понимаете, попробуем, а там как по силе придется.
Мини государственные идеологи, исполняют свой устав, повелевают всем учиться в ПТУ, что на пром - зоне. Программа обучения пятидесятых годов, «факультеты» крановщики, плотники, электрики. Мастера - учителя вольные, «штамповая» интеллигенция фанаты марксизма все до одного, по характеристикам принимали, это факт.
Отбываю пятый срок (строго за кражи, с карманов начинал на колхозных рынках, закончил в ювелирных магазинах столичных городов), в «микро - государстве» как рыба в воде ПТУ так ПТУ. На один урок опоздал учитель, а в это время, разместившись на задних партах, заговорили о религиях, и о сектах, довелось отвечать на вопросы, прислушались, «урок сектоведения» понравился. Незаметно вошел учитель и видимо долго слушал, затем сказал, давай рассказывай о церкви, подняв свою засаленную толстую тетрадь, это уже не кому не нужно, таких подъемных кранов уже нет, да и тут не одного крановщика не будет среди вас.
Подхватили идею с других классов, пришлось и там пересказывать, за предыдущий вечер подготовленный текст. Благо библиотека в храме огромная, на все богослужебные и богословские вопросы всегда найдешь ответ и приготовишь лекцию на выбранную с кафедры тему. Особенно нравилось студентам «Жития Святых»
Прошел первый учебный год, все идет своим чередом, мы при храме. Наступает новый учебный год, вновь в списке моя фамилия, я выяснять, ведь уже все, отучился, корочка есть (дадут по освобождению) но забегая вперед, скажу, не стал брать корочку. Мне говорят с шуткой «тебя заказали», директор ПТУ требует переучиться как второгоднику. Идем в ПТУ «на второй год»
Уже лекции во всех классах, включая отдельные, лично у директора в кабинете.
Утро, вновь тот незабываемый свет от крестов, тишина проверка. Стоит на плацу «квадратом» тысяча человек, «барачные отряды» по сто человек в среднем, почти бегом врывается в центр плаца начальник нашего отряда, заклейменный коммунист и с ревом сирены кричит: где «божия коровка» как балерин делает двойной оборот вокруг своей оси, затем останавливает взгляд на нашем отряде, все в недоумении, слышен шепот, «сорвало бабину». Это не просто начальник отряда, в - первых подполковник, во- вторых как наставник и пример (кумир) подчиненных всех лагерных служебных структур, имеющий уважение у начальника лагеря. Это 2001г. Р. Ф.
Проверки проходили по часу, несмотря на погоду, в редких случаях были в бараках, когда за – 45. У меня в рукаве четки, читаю (как всегда на проверках) Иисусову молитву, не спеша со вниманием. Вдруг с большой скоростью со сжатыми кулаками и каменным профилем приближается ко мне, я стоял в первом ряду от него (к плацу) замер на расстоянии двух метров и гипнотическим взглядом не отрываясь, смотрел, не моргая минут пять. Тишина, мне смешно, сдерживаюсь, читаю молитву и стараюсь сосредоточиться на ней. Начальник резко развернулся и пошел в отряд, мы остались ждать проверки.
Вечер. Возвращаемся с вечерних молитв, начальник наш дежурный по лагерю (сутки). Его кабинет у нас в отряде весь увешан, как и сам барак, портретами вождей пролетариата и всего ЦК.
Это было на Попразднство крещения Господня, а в ночь на праздник мне пришлось нарушить режим и выйти ночью и облить себя водой по старой и доброй традиции.
Так мало того, я позже подговорил дневального на тумбочке, сделать «диверсию» обрызгать св. водой кабинет начальника, а поводом послужило, то, что по нашей просьбе был освящен сам барак, когда наш подполковник был в отпуске, тогда его замещал молодой офицер, видимо что то - знавший про церковь. Но освятить его кабинет молодой офицер не решился.
Прекрасно понимаю, что скажут священники по этому поводу, и уж тем более богословы, но что было, то было.
Что самое интересное, по возращению, стоит начальник на крыльце барака, и когда сравнялись с ним, проходя мимо, он громко сказал: я все проветрил. Дневальный, что с тумбочки, лег на следующий день в лазарет с острой болью, где то в пятке или в спине, он сам точно не мог сказать, где болит.
Утро. Свет от креста даже без солнечного света, тишина все идет своим чередом. Утренние молитвы….
Праздник: Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 2002г:
Мы в храме ждем батюшку, готовимся к литургии, начинается ураган (адрес, дата, тысячи очевидцев, все есть). Литургия: «Малый вход», вдруг врывается сильный грохот (звук) как, при землетрясении. Все напряглись, переглянулись, алтарник с дьяконских врат кивает головой ближайшему от выхода, мол, сходи, посмотри. Уходит. Батюшка громче возносит молитву, вернулся, с прищуренным глазом подняв большой палец верх. Все продолжает идти своим чередом.
В локальном участке одного из бараков ремонтировали крышу и два барака это двести человек, на прогулке в одной огороженной локальной зоне. Где один вход на два барака с узкими дверями.
Ураганом поднимает крышу, вместе с балками ее переворачивает, едва последний человек покинул локальный участок, все накрыло сорванной крышей, огромная масса, секунда разница, когда последний человек из двух сот зашел в барак.
Слава Богу за все!!!
Продолжение следует.
2 Часть:
У нас в храме мироточив кресс, на страстной неделе в пятницу. Ежеквартально уезжают на «больничку» по 50-60 человек с туберкулезом.
Деревянные молотки (большие киянки) в подвале изолятора у «нашего» подполковника.
Молитва Иисусова.
Изменение в УК, статья подпадает, но не активист, перед судом ( с выездам в СИЗО), 3 часа в свежа покрашенной камере, с этапа в «боксике» молитва Иисусова.
----------------------------------------------------------------
#4 написал: федя (2 октября 2011 12:05)
Я сам там 9 лет отсидел, менты наглеют страшно!!! Вещи теплые забирают, на проверки зимой можно 2 часа простоять. В санчасти холод собачий и люди мрут как мухи.
Особенно в санчасти С/ М/ наглеет, она там терапевт, тупая до немогу, а ещё людей берется лечить.
Александр |