Письмо о Духовном искусстве.
Перевод иером. Серафима (Захарова).
От переводчика:
Письма Старца Порфирия Кавсокаливита.
Порфирий Кавсокаливит – самый почитаемый афонский старец в Греции. Фото: встреча старцев в скиту Кавсокаливии. Середина XIX в. В Росси стараниями переводчиков большую известность приобрел старец Паисий Святогорец. Паисий Святогорец в молодости. Примерно середина XX в. Это вызвано переводом на русский язык и широким изданием его книг. В России книги о Порфирии только начали переводиться, в то время как в Греции книги о Старце издаются большими тиражами и с множеством переизданий. Мы хотим обратить внимание на одну деталь общую для всех книг о Старце. Эти книги написаны мирянами, который посещали Старца по нескольку раз в год. Они расшифровали записи или описали свои воспоминания. Интересно, что после ухода старца многие заявили себя его учениками.
Хотим мы того или нет, создается такое впечатление, что Старец Порфирий свалился в греческие Афины с Луны и общался только несколько раз в год с избранными мирянами и монахами… Но это не так. Старец Порфирий – воспитанник Афонской Традиции, с детства жил на Афоне в скиту Кавсокаливия.
Фото юный Порфирий в Кавсокаливии, середина XX в. Публикуется впервые. Более того, если вы внимательно почитаете его воспоминания, вы найдете много интересного об Афоне. Порфирий вынужден был уехать с Афона, но всю жизнь осознавал себя частью Святой Горы, более того, он «мысленно жил в Кавсокаливии», а не в Афинах! Фото скит Кавсокаливия. Начало XIX в. Снято с северного утеса. Публикуется впервые. Наконец, на Афоне остались ученики Порфирия, его Братство. Это те люди, которые жили с ним вместе в Кавсокаливии до его смерти. Они закрыли глаза Старца, слышали последние слова… (Ведь смерть Старца была столь же необычной, как и его удивительная жизнь. Поэтому о смерти мало пишут.) Никто даже не вспоминает, что у старца было Братство. Тем не менее эти люди живы и продолжают Живое Предание Старца. Кто-то из них получил от Старца дар молитвы, кто-то научился смирению и сделал на этом акцент в духовном Подвиге. В настоящее время они живут не в Кавсокаливии. Но они здесь, на Афоне. Эти подвижники не кричат о себе, не издают книг, не делают конференций. Они вообще против широкой популяризации мирянами Афонского Предания. Между тем, в прошлом году в Греции уже состоялась большая богословская конференция по изучению наследия Старца. Естественно, что Старец многое открывал только ученикам, иначе и быть не могло. См. притчу: Завещание отшельника (внизу). Здесь мы хотели показать - что такое перевод в рамках Живой Традиции. Мы старались не просто перевести текст, а сверить воспоминания с живыми носителями Предания. Возможно, кто-то из почитателей Старца найдет в этих наставлениях не то, что он ожидал: бесспорно, Старец был простецом, но отнюдь не в духовном плане.
Афон. Скит Кавсокаливия. Середина XIXв. Порфирий Кавсокаливит. Письмо о Духовном искусстве. Духовное восприятие, которое должно родиться в глубинах вашей души, есть самая большая тайна. Оно происходит настолько необычно, что это как бы незаметно не только для других, но и для вас самих. Что я имею в виду? Ветхий способ восприятия, выработанные за всю жизнь привычки, будут пытаться переключить ваше внимание на себя. А когда вы действуете по-новому, то ветхий человек даже не должен об этом узнать. Об этом сказано: «…Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая…» (Мф 6:3). Здесь имеется в виду как раз то, о чем я говорю: если левая рука, ветхое восприятие, узнает о новом, - то оно уничтожает эту Новую Жизнь в вашей душе.
В этом смысле наш противник – это самое ветхое восприятие, ветхое «Я», созданное вашими представлениями о жизни, привычками, страхами. Новое «Я» - во Христе, в то время, как второе ветхое «Я» - ветхий человек. Но чтобы ветхий не узнал того, что делает новый – требуется целое искусство, а именно, нужно научиться принимать помощь Благодати, и в ключевой момент не дать привычной ветхости переключить ваше сознание на себя, через расчеты, страхи, желания. Вот этому я вас и научу. Это настолько важно, что могу сказать - в этом и заключаются все тайны. Ведь Евангелие и Сам Христос учат нас, как нужно предупредить некоторые вещи в нашем сознании, которые нас приткнут при продвижении вперед. Это прикровенно открыто во фразе: «…Пусть левая рука твоя не знает…». Например, вы хотите получить нечто от Господа. Где начнется тайна? Пусть, вы просите чего-либо от Бога, и искренне желаете этого и даже говорите: «Он не может мне это не дать»… Но Бог все равно не дает вам! Почему? Причина – в вас самих! Бог не дает не потому, что Он не хочет дать то, что вы просите. Нет! Здесь есть тайна. И тайна в нашей собственной простоте и чуткости. Вот две вещи. Ср.: Лествица о простоте (аплотита) и сложности. Что такое простота (аплотита)? Легче объяснить, что такое – отсутствие простоты. Если вы не имеете простоты, то вы думаете: «Если я сделаю такое действие, например, поступлю справедливо, то Бог ответит таким действием, например, даст радость в душу…». Нет, в духовном мире так не бывает. А в простоте - вот так: я сделаю это же самое, но в такой тайне, с такой осторожностью и внимательностью, с такой чуткостью к сердцу, что я не просто не допускаю помыслов, а сам как бы не замечаю даже то, что прошу. И вот, мы делаем таким образом – чутко и просто, отсекая все помыслы непрестанной молитвой. В это время включается ветхий человек и говорит: «если я сделаю вот это – то будет вот такой результат…». И все пропало, механизм восприятия души переключился на старый образ мышления, и духовная энергия не может действовать. Фото скит Кавсокаливия. Начало XX в. Публикуется впервые. Тайна в том, чтобы научиться, как сделать так, чтобы ты сам не знал о том, что делаешь, то есть твой ветхий человек не успел бы включиться. Нужно научиться в молитве слушать сердце так чутко и так просто, чтобы помысел не успел придти и переключить вас на привычную для души реакцию. Вы, конечно, знаете, как действует Бог, приходя к вам, но простота – это научиться так настроить себя, будто вы не знаете даже этого, и не ожидаете вообще ничего. Так, вы говорите Иисусову молитву, но нужно настолько просто это делать, чтобы вы как бы и не знали об этом. Так можно поступать в любых обстоятельствах жизни. Ключ - в чистоте сердца. Это начнет действовать, если сердце будет просто, то есть не будет двоиться и иметь расчетов, а тем более, лукавства. Ведь сердце – единая энергия. Если в нем есть лукавство по отношению хоть к одному человеку – все оно лукаво. В этом смысле простота привлекает благодать. Нужно научиться чутко слушать сердце. Это – все! Больше ничего не ищите, иного вам ничего не надо…
Кавсокаливия Скит. Примерно середина XX в.
|