Главная
Монах Симеон Афонский
Написать икону на Афоне
Заказать поминание на Афоне
Новости
Стихи
Тексты
Переводы
Библиотека
Галереи
Иконы Афона
Поездка на Афон
Паломничество Афон
Монастыри Афона
Что такое Любовь?
Богатство?
Старец
Видео
Аудио
О проекте
Написать письмо
Все комментарии
Молитва
Карта сайта
Поиск
Скоро
8 октября
Преставление прп Сергия Радонежского
Осталось 4 дня

Афон

 
информационный портал Святой Горы Афон. Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон. Советы о том, как организовать поездку на Афон, и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон: карты Афона, описания монастырей, троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона. Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале
Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group, на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев
Воскресение плодов покаяния
В духовном мире есть тайны недоступные рассудку. Одна из таких тайн заключается в том, что в Воскресении останется только то, что испытано огнем нетварных энергий (плоды, которые достигаются покаянием). Эту мысль совершенно ясно выражает Лествичник. К сожалению, и русский, и новогреческий переводы искажают смысл этого знаменательного отрывка (О покаянии, 133). В русском переводе мысль Лествичника передается следующим образом:

"Образом, примером, правилом и образцом покаяния да будут тебе прежде помянутые святые осужденники (скорее всего, здесь имеется в виду глава «О покаянии», а именно, описание темницы); и ты во всю жизнь не будешь иметь нужды ни в какой книге, доколе не воссияет в тебе Христос, Сын Божий и Бог, в воскресение истинного покаяния. "

Понятие "истинного покаяния" по меньшей мере удивляет. Что же, покаяние может быть неистинным? Наконец, заглянув в первоисточник, мы обнаруживаем, что такого слова вообще нет в тексте... Давайте разберемся, зачем его придумали переводчики?!

Новогреческий перевод еще более искажает смысл: "…в день духовного воскресения, которое тебе обеспечит (твое) усердное покаяние". Само понятие "духовного воскресения" (эн ты анастаси) вызывает настороженность по той причине, что у Лествичника речь идет о всеобщем Воскресении, которое есть Воскресение не только душ, но и тел. Это очевидно. Кроме того, слова «духовного» в тексте вообще нет.



Мысль Иоанна Лествичника совершенно иная:

"Если ты будешь подражать им (отцам), то не будешь иметь нужды в книгах (вивлион, возможно, здесь имеются в виду трактаты именно догматического содержания) по той причине, что в сердце твоем воссияет свет. Это произойдет во время воскресения плодов твоего покаяния, о которых ты прилагал попечение на протяжении всей жизни (эн ты анастаси тыс мемеримнеменис метаниас). "

Таким образом, Лествичник имеет в виду то обстоятельство, что во время Воскресения все страстное вещество, связанное с проявлениями душевной жизни, сгорит как шелуха, останутся только плоды покаяния, они и воскреснут. Таким образом временное вещество, как пища огня, противопоставляется несгораемым вечным плодам Духа.

Что же вызвало такое замешательство переводчиков?! Конечно, неправильный перевод в этом пассаже, впрочем, как и в других случаях, не является случайностью. С помощью выражений «воскресение истинного покаяния» и «духовного воскресения» рассудок инстинктивно защищается от духовной правды, которая, действительно, для ума смертельна. Ум не может даже представить, что никакое проявление душевной сферы не войдет в Царство Небесное. Ведь образ духовного младенца – это не красивая метафора, как нам пытаются внушить ученые и наш рассудок. К счастью, этот образ - реальность и истинная правда.

На самом деле, наша душа, подобна младенцу в утробе матери: ребенок плавает в чем-то, что-то его питает, кормит. Но как это происходит, он не понимает. Если бы он обладал способностью спросить, видя взрослого, спросил бы: «Ну, как ты там живешь? Да как вы там вообще можете жить: без пуповины – откуда вы берете пишу? Без жидкости – где вы находитесь? Как вы вообще видите и слышите?» Если эмбриону сказать: «Да здесь здорово, еще лучше, чем в утробе! Здесь все другое: здесь мир – настоящий живой! Здесь есть зрение, слух, запах! Это непередаваемо!», то ребенок только ужаснется: «Да где это, как? Я ничего не вижу и не слышу. О чем таком он говорит, как он может вообще чувствовать без пуповины?!»

Примерно так обстоит дело с познанием духовных Таин умом. Если человек, как ребенок, ищет в Аскетике ответ на вопрос: «Как лучше сделать?» Ответ есть, но – другой, не такой какой он ожидает! Например, ответом будет не «…так и так делай», а – «…рождайся быстрее и сам все увидишь!».

Мир сей не может понять Новую Жизнь. Она за пределами этого мира: там иначе дышат, иначе видят, иным образом думают, по-другому чувствуют, жалеют и любят. Рассудку нечем понимать, у него нет органа для понимания. Эти органы должны родиться в душе. Это и есть те самые «плоды покаяния, о которых ты прилагал попечение на протяжении всей жизни».

Как об этом будешь говорить? И можно ли упрекнуть переводчиков за неправильный перевод? Ведь мы оказались перед Реальностью настолько инаковой, что и правильный – и неправильный перевод перед ней одинаково бессильны…

 
Комментарии
Всего комментариев: 3
2012/01/20, 17:35:57
греческий текст указан в статье ( эн ты анастаси тыс мемеримнеменис метаниас) и переведён неправильно : должно быть «…о котором (т.е. о покаянии) прилагал попечение…», а не «…о которых (т.е. плодах) прилагал попечение…». Если человек нетвёрдо знает элементарную грамматику (путает единственное и множественное число), не стоит ему браться за переводы сложных духовных текстов на древнегреческом языке.
никита
2011/09/01, 00:27:32
Вы сами себе противоречите. Сначала пишете, что очевидно перевод сделан с другого источника, а потом утверждаете, что по сравнению с Минем в нем ошибка. Как может быть ошибка, если перевод вообще с другого источника?! Будьте внимательнее!

Ваше предположение верно. Наш перевод сделан по изданию архим. Игнатия мон. Параклита. Если бы вы занимались древнегреческими текстами, то знали бы что пока это издание в научных кругах принято считать наиболее отвечающим требованиям - почти критичеким. Минь в этом отношении даже не рассматривается...

Когда у нас будет текст, рассмотрим уточним об артикле.
Василий Гирин
2011/08/30, 16:58:19
Русский перевод данного места «Лествицы» (сл.5, О покаянии, гл.42) точно соответствует древнегреческому тексту, приведённому в Патрологии Миня (т.88, с.780D-781A). Ни «света в сердце», ни «плодов» там нет. Очевидно , что Василий Гирин переводит по какому-то другому тексту.
И переводит неточно: должно быть «…о котором (т.е. о покаянии) прилагал попечение…», а не «…о которых (т.е. плодах)…», поскольку указан артикль единственного числа (тыс), и соответствующее окончание.
Критического издания «Лествицы» нет, в рукописях такого известного и часто переписываемого произведения должны быть разночтения, и пока они не изучены, трудно решить, говорил ли преподобный Иоанн о «плодах», или же их добавил один из переписчиков, в соответствии со своими представлениями о духовной жизни.
Можно согласиться, что в русском переводе одно слово переведено неточно. Мемеримнименис буквально не означает «истинное». Не было ли у переводчика другого древнегреческого текста ( или древнерусского перевода ) ? Не посчитал ли переводчик слово «истинное» не противоречащим мысли Иоанна Лествичника?
Само понятие «истинное покаяние» не удивляет. В духовных явлениях всегда может присутствовать видимость истины.
никита
Добавить комментарий:
* Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Последние обновления на портале
Монах Симеон Афонский
Написать икону на Афоне
Виноградная Лоза Симеона Мироточивого, Афон, Хиландар
Честной пояс Богоматери
Заказать поминание на Афоне
Конкурс на лучшую фотографию Святой Горы Афон
Афон, И.А. Гарднер, Впечатления и воспоминания - I
Святая Гора Афон, И.А. Гарднер, Воспоминания - II
Высказывания католиков об Афоне. Божья Гора. Амарандо Сантарелли
Паисий Святогорец
Афонский патерик или Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе просиявших
Афонский спецназ. Старец Ипполит (Халин)
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть I
«Лучшее стихотворение об Афоне»
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть II
Паисий Святогорец. Житие - III часть
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) - IV часть
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть V
Филофей Коккин Житие Саввы Нового - Часть I
Филофей Коккин Житие Саввы Нового Часть II
Паисий Святогорец Отношение к электронным паспортам
Порфирий Кавсокаливит об антихристе и электронных паспортах
Старец Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис)
Павле Рак Приближения к Афону (Одно из лучших описаний!)
Порфирий Кавсокаливит, Часть I
Порфирий Кавсокаливит Поучения Часть II
Сергий Веснин
Афон 1844 Письма святогорца Часть I
Афон 1845 Письма святогорца Часть II
Афон 1846 Письма святогорца Часть III
Афон 1847 Письма святогорца Часть IV
Афон 1848 Письма святогорца Часть V
Афон 1849 Письма святогорца Часть VI
Неизвестные страницы истории
Герасим Менайас
Афон фото
Василий (Григорович-Барский) Странствования
Лучшие фотографии Афона
Житие Илариона - Грузина
Афон: вчера и сегодня
Порфирий (Успенский)
Силуан Афонский
Сергей Соловьёв
Athos
Ученым
История России
Святая Гора XVIII - XX Исторический контекст эпохи
Отзывы о книгах
Анонсы книг
Русский Афон
Нил Сорский
Паисий Величковский
Русские старцы об Афоне
Святые Афона
Старцы Афона
Форум портала Афон
Крест
Сладкое Лобзание
Достойно Есть
Иверская Икона Вратарница Афона
Скоропослушница
Всецарица
Троеручница
Млекопитательница
Страшное Предстательство
Отрада Утешение
Экономисса
Одигитрия
Целителя Пантелеймона
Праведной Анны
Николая Чудотворца
Николы
Икона Георгия Победоносца
Икона Богоматери Милующая
Акафист и икона Божией Матери Игумении Горы Афонской
Икона Богородицы Ктиторская
Богоматерь
Богородица Елеоточивая
Икона Божьей Матери Иерусалимская
Пресвятая Богородица Герондисса
Икона Св. Иоанна Предтечи
Акафистная
Икона апостолов Петра и Павла
Икона Богородицы Мироточивая
Монреальская Иверская икона
Икона Богородицы Одигитрия
Икона вмч. Георгия
Икона Преображения Господня
Афанасий Афонский житие икона
Тихвинская икона
Живоносный Источник
Иерусалимская
Икона великомуче­ника Георгия Зограф
Богоматерь Скорбящая
Мати Молебница
Святыни Афона
Акафист
Матрона Московская
Гавриил Зырянов Икона Акафист
Жития
Русские монастыри скиты
Тайны Афона
Новый Афон
Соловки
Валаам
Троице Сергиев Лавра
Киево-Печерская Лавра
Иеромонах Симон "Тихие песни уединения"
Иером. Серафим (Захаров). Живое предание Афона
Фильм: Игумен архимандрит Евлогий (Иванов)
Закончена публикация писем Сергия Веснина, это, без сомнения, лучшее описание Святой Горы Афон. Мы закончили публиковать Житие старца Паисия Паисий Святогорец Житие. В историческом разделе начата публикация истории строительства Новоафонского монастыря: Новый Афон монастырь в Абхазии на Новом Афоне.

Свобода - это | Свобода | Дверь, которая нарисована на стене | Свобода в Любви | Как стать свободным | Вкус Свободы | Умереть за Любовь| Скорби | Необходимое и лишнее | Нечистая совесть | Окаменевшее сердце | Смерть | Жизнь | Союз двух сердец | Истинная Любовь | Высшая форма Любви | Преданность и верность | Труд сердцем | Прямота и честность | Стойкость и решимость | Умение любить | Верность | Деньги | Богатство | Духовное здоровье | Человек – это | Ум и разум | Ум | Предательство| Улица детства | Язык Любви | Стихи о Любви | Вечная Любовь | Суть Любви | Любовь и правда | Правда| Молитвы| Любовь и страсть | Любовь и жизнь | Цельная Любовь | Здоровье души| Смирение и помыслы| Истинное смирение| Смирение и ум| Смирение и страх| Смирение и мир| Преданность| Катунакия | Каруля | Керасья | Келия Провата | Скит Малая Анна | ... и многие другие тайные тропы Святой Горы...

Монастыри Афона
Великая Лавра Афанасия | Ватопед | Ивирон
Хилaндар | Дионисиат | Кутлумуш | Пантократор
Ксиропотам | Зограф | Дохиар | Каракал | Филофей
Симонопетра | Агиа Павла | Ставроникита | Ксенофонт
Григориат | Эсфигмен | Пантелеимонов | Констамонит

Русские обители Афона| Пантелеимонов монастырь | Старый Русик | Андреевский скит | Ильинский скит | Скит Новая Фиваида | Создание скита Новая Фиваида | Крумница | История скита Крумница | Ксилургу
Пока мы не решились на Добро, стяжание его представляется трудным, но как только мы решимся, трудности отступают. (Монах Симеон Афонский, из устных поучений)

Афон статистика ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi & Илья

При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать
активную ссылку http://www.isihazm.ru

(В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!)

Монастырь Дивеево