|
Отец Макарий и отец Иероним
Введение: Величие христианства в том, что оно дает душе настоящую свободу. Эта свобода непредставима, а лучше сказать, неприемлема для плотского человека. Поэтому реальная история человечества часто весьма далеко отстояла от идеального, желаемого. Так, национальный вопрос уже в древней церкви становится одной из важнейших проблем - (Деян.6:1): «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей…». Так что апостолы вынуждены вести в Церкви новый институт: диаконов. Ни для кого не секрет, что всю историю Церкви национальные разделения колебали мистическое единство христиан. Так было и на Афоне, единственном в своем роде интернациональном христианском государстве. Сама многонациональность Святой Горы делала ее уникальнейшим местом на земле, и в то же время – ареной жестокой борьбы за христианские идеалы сил добра и зла. Тем не менее, если говорить о конкретных исторических ситуациях, то следует признать, что национальные различия де-факто почти всегда оказывались решающими. Архим. Макарий (Сушкин) – один из легендарных деятелей Русского Афона в XIX в. В середине XIX века число русских монахов на Афоне превосходило численность греков, а у русских все еще не было своего монастыря. Историческая ситуация требовала сильную личность, обладающую авторитетом как среди русских – так и среди греков, для того, чтобы духовно остановить «ропот Еллинистов» (Деян.6:1), ставящих национальное выше христианского. Именно его стараниями Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь официально получает статус русской обители. Итак, Пантелеимонов монастырь в середине XIX века становится первой на Афоне русской обителью и русское монашество получает официальный статус на Святой Горе. В 1875 году игуменом монастыря был избран русский монах. Этот жребий достался священно-архимандриту Макарию (Сушкиину). Конечно, сам Господь в нужный момент явил этого удивительного старца. Мы уверены, что Архим. Макарий (Сушкин) как историческая фигура еще не оценен по достоинству. Такой человек подобен высокой горе: стоя у подножия невозможно видеть вершину, и только отойдя достаточно далеко, глаз может ухватить всю гору целиком. Должно пройти достаточно времени, чтобы потомки могли оценить по достоинству таких персоналий, как Архим. Макарий. В настоящее время готовится к изданию, и отчасти публикуется у нас на сайте, монография проф. Дмитриевского «Архим. Макарий (Сушкин). Очерк жизни и деятельности». Несомненно, при многих достоинствах это повествование имеет и некоторые недостатки, а именно – недостаток точной исторической информации. Дело в том, что автор не имел всех желаемых первоисточников, более того, не мог работать ни в российских архивах – ни в библиотеках Афона. Предлагаемая ниже статья позволяет уточнить и дополнить историческую правду.
Новые материалы из архива г. Тулы об отце Макарии, в миру - Михаиле Ивановиче Сушкине.
Архим. Макарий (Сушкин) родился 17 октября 1820 года в семье тульского купца первой гильдии, почетного гражданина города Ивана Денисовича Сушкина и его супруги Феодосия Петровны. В метрической книге тульской церкви Успения Пресвятой Богородицы, что в Павшинской слободе сохранилась запись о его рождении и крещении. «17 октября 1820 года у купца Ивана Денисова Сушкина родился сын Михаил. Молитвословие родильнице читал и младенца имя рек священник Баженов. Крещен младенец 18 октября. Крещение совершали: священник Василий Баженов, дьякон Емельян Гастев, дьячок Терентий Феодоров, пономарь Павел Лукин. Восприемниками были мещанин Петр Петров Сушкин и мещанская вдова Авдотья Яковлева Сушкина». (1) Семья Михаила Ивановича относилась к числу самых зажиточных в Туле. Его дед Денис Осипович Сушкин владел крупной щетинной фабрикой – предприятием по производству сортированной щетины, которая шла только на экспорт – в Санкт-Петербургский порт и приносила владельцу десятки тысяч рублей чистой прибыли в год. Помимо этого семье принадлежал еще и воскобельный завод. По сохранившимся историко-статистическим исследованиям того времени известно, что здесь ежегодно выбеливалось воска на 150 тысяч рублей.
Патоку и вощину Сушкины скупали в Курской и Тамбовской губерниях, чистый мед продавали в Москву, а выбеленный воск к Санкт-Петербургскому порту». В начале 1830-х годов Денис Осипович вместе с сыновьями Иваном и Кондратом открыли Торговый дом, который вел все торговые операции тульских купцов в Санкт-Петербурге, совершая сделок на 10 миллионов рублей в год. Все это состояние по наследству перешло к старшему сыну – Ивану Денисовичу Сушкину. (2) Вся большая семья Сушкиных жила в доме на ул. Ново-Павшинской в Туле (теперь ул. Коминтерна, 4), этот дом сохранился и признан памятником истории и культуры регионального значения. В квартале от дома размещалась церковь Успения Пресвятой Богородицы, прихожанами которой были родители Михаила Ивановича. Иван Денисович Сушкин много лет служил здесь церковным старостой. В 1811 году на его пожертвования удалось преобразить храмовый придел во имя Святителя Николая Чудотворца, в 1812 году на его средства был построен новый придел во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости».
В 1814–1816 годах Иван Денисович Сушкин финансировал строительство многоярусной колокольни. На ней имелось 7 колоколов, самый большой – весом в 218 пудов. В 1845 году Иван Денисович Сушкин открыл при храме приют для одиноких стариков. Строительство обошлось ему в полторы тысячи рублей серебром, но, для сравнения, только на покупку серебряной церковной утвари он пожертвовал 7 тысяч, а на нужды бедных прихожан – 17 тысяч рублей.(3) Но при этом глава семьи – Денис Осипович Сушкин оставался в стороне этих богоугодных дел, так как сам относился к числу раскольников. Как свидетельствуют биографы отца Макария, между его православными родителями и дедом-раскольником был серьезный разлад в отношениях, и сыновьям Ивана Денисовича пришлось в свое время сделать непростой выбор. Кроме записи в метрической книге о мирском периоде жизни отца Макария в Туле сохранился еще один архивный документ, где упоминается его имя. Это церковное свидетельство, которое 12 марта 1850 года И.Д. Сушкину выдал приходской священник о составе его семьи. В декабре 1849 года И. Д. Сушкин победил на местных общественных выборах и стал тульским городским головой и председателем Тульской городской Думы, то есть занял высший пост в местном самоуправлении, еще более упрочив положение своей семьи в тульском обществе. Из этого документа известно, что у Михаила Ивановича было три брата: старшие Василий и Иван и младший Петр. Наиболее близкие отношения его связывали с Иваном и Петром, причем эти связи поддерживались и в период, когда Михаил Иванович принял монашеский постриг. (4) Из воспоминаний биографов Сушкина известно, что в 1851 году Михаил упросил отца отпустить его в паломничество по святым местам, он мечтал попасть на Афон. Иван Денисович сына отпустил, но с условием, что тот вернется домой. Безусловно, глава семьи рассчитывал, что Михаил вместе с братьями продолжит семейный бизнес, но был вынужден согласиться с выбором сына. Как известно, молодой Сушкин приехал на Св. Афон 3 ноября 1851 года, а 27 ноября был пострижен в схиму. Стремительное развитие событий объясняется смертельным недугом, который сразил молодого паломника. Его состояние казалось настолько безнадежным, что умирающего послушника постригли в схимонашество немедленно, не ожидая никак, что он не только скоро окрепнет и встанет на ноги, но и принесет много пользы принявшей его обители. 22 февраля 1853 года отца Макария рукоположили во диакона, через два года с небольшим, 3 июня 1856 года – во иеромонаха. А 20 июля 1875 года отец Макарий был торжественно избран игyменом Пантелеимонова монастыря. При этом присутствовали экзархи Константинопольского патриарха: Высокопреосвященный митрополит Никейский Иоанникий и митрополит Деркийский Иоаким. Отец Макарий стал первым русским настоятелем православной обители на Святой Горе. Тульская родня приняла выбор Михаила Ивановича и оказывала большое содействие его деятельности по укреплению русской общины в Греции и в строительстве московского подворья монастыря. По завещанию И. Д. Сушкина часть его многомиллионного состояния была завещана монастырю. Щедрые пожертвования делали в пользу монастыря и родные братья отца Макария – Иван и Петр. Их отношения были не только родственными, но и деловыми. Часть финансовых средств монастыря лежала на счетах Тульского городского общественного И. Д. Сушкина банка, которым управляли братья Иван и Петр Сушкины. 24 июня 1886 года Тульский окружной суд по предложению особенной канцелярии по кредитной части Министерства финансов признал этот банк банкротом. До разорения крупнейшее кредитное учреждение Тулы довели махинации братьев Сушкиных. Убытки кредиторов измерялись в 1 847 000 рублей, в число обманутых вкладчиков попал и Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь, потерявший при крахе банка 70 тысяч рублей. По приговору Московской судебной палаты Иван и Петр Сушкины получили по 6 лет сибирской ссылки и, смеем предположить, даже не смогли проводить в последний путь родного брата. (5) Отец Макарий умер 19 июня 1889 года. 1. Государственный архив Тульской области (ГАТО), ф. 256, о. 1, д. 2820, л. 173. 2. Линк И. В. Города Тульской губернии. Часть I. Историко-статистический взгляд на города Тульской губернии. Тула. 1841, с. 113 - 114. 3. Троицкий Н. И. Святые храмы города Тулы. Тула, 1888; Тульские епархиальные ведомости, 1868, № 16. 4. ГАТО, ф. 518, о. 1, д. 7199, л. 50. 5. ГАТО, ф. 21, о. 4, д. 15, л. 30–30 об., ф. 156, о. 1, д. 11, д. 10, л. 18. Ирина Парамонова, историк, архив г.Тула.
|
г. Тула. Родовой дом семьи Сушкиных Статья Ирины Парамоновой, историка из г.Тулы, о жизни и деятельности игумена священно-архимандрита Макария (Сушкина) является очень важной и представляет большой интерес. В Государственном архиве Тульской области ей удалось найти документы о рождении и крещении отца Макария, что позволило уточнить дату его рождения. До сего дня считалось, что он родился в 1821 году, точной даты не было известно, но теперь точно установлено, что это случилось 17 октября 1820 года в Туле.
isihazm.ru – информационный портал об Афоне
Греция. Афон: паломничество, молитвы, иконы, старцы, книги, стихи |