Главная
Монах Симеон Афонский
Написать икону на Афоне
Заказать поминание на Афоне
Новости
Стихи
Тексты
Переводы
Библиотека
Галереи
Иконы Афона
Поездка на Афон
Паломничество Афон
Монастыри Афона
Что такое Любовь?
Богатство?
Старец
Видео
Аудио
О проекте
Написать письмо
Все комментарии
Молитва
Карта сайта
Поиск
Скоро
28 октября
Святогорские Панигеры: Ватопед - икона Всецарица или Пантанасса
Осталось 7 дней

Афон

 
информационный портал Святой Горы Афон. Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон. Советы о том, как организовать поездку на Афон, и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон: карты Афона, описания монастырей, троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона. Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале
Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group, на странице facebook web в на канале Youtube и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев
В НАЧАЛО / НОВОСТИ / ГРЕЧЕСКИЕ, СЕРБСКИЕ, РУССКИЕ ИКОНЫ АФОНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Греческие, сербские, русские иконы афонского происхождения

Богоматерь Владимирская начала XV

 

Греческие, сербские, русские иконы афонского происхождения


Мы начинаем цикл научных статей по истории иконописи, в них мы рассмотрим русско-афонские художественные связи. Для начала зададим себе вопрос, какие известные иконы афонского происхождения можно обнаружить в собраниях Москвы? - Портал Святая Гора Афон



Русско-афонские контакты устанавливаются вскоре после принятия Киевом христианства и приобретают систематизированный характер со времени обустройства Киево-Печерского монастыря, к середине — второй половине XI столетия. Собственно художественная составляющая этих контактов длительный период оставалась незначительной. Гораздо большее значение для того же монастыря древнейшего периода имело общение с Константинополем, если основываться на чуде «Царицы во Влахерне», обстоятельства которого подробно изложены в местном Патерике; ему, как известно, было обязано строительство и украшение Великой Успенской церкви.

Не менее существенными для русских феодальных центров домонгольского времени были связи с Солунью, особенно — для Владимира в конце XII и начале XIII века

Несмотря на присутствие на Афоне иноков русского происхождения — причем в разных монастырях и уже с начала XI столетия, — сведения о появлении на Руси художественных, в том числе иконописных, произведений афонского происхождения отсутствуют. Несомненно, что присылаемые с Афона мощи или святыни в своем большинстве имели декоративное оформление.

Но резонанс подобных изделий, рядом с роскошными реликвариями из Константинополя и Солуни, проследить не удается: Афон являлся прежде всего центром религиозной, собственно — молитвенной жизни, центром книгописания и переводческой деятельности. Таким он воспринимался и на Руси. В этом аспекте его воздействие на русскую духовную жизнь прослеживается все с того же XI века.


После значительного перерыва, обусловленного татаро-монгольским нашествием, к концу
XIV    и началу XV столетия, связи с Афоном приобретают более многообразный и устойчивый
характер. Большинство видных церковных деятелей этой и последующей эпохи (в пределах
XV    в.) были тесно связаны с его монастырями. Некоторые, подобно митрополиту Киприану
(1406), неоднократно посещали Афон.


В названный период огромное значение имели контакты в области книгописания, заметным образом повлиявшие на стилистику и характер декоративного оформления русских рукописей. В этом случае не всегда удается различить воздействие константинопольских монастырских или собственно афонских традиций, но приписки в сохранившихся рукописях указанного времени позволяют говорить о безусловном афонском «вкладе» в развитие древнерусских художественных традиций.


Несколько неожиданным, но, видимо, вполне закономерным по причине расширения контактов, выглядит сообщение московских летописей о создании в 1404 году выходцем с Афона чернецом Лазарем Сербином часов на великокняжеском дворе Кремля:

«...за Благовещеньем часы чюдны велми и с луною, ...цена же их ста боле полутораста рублев...»

 И сама невероятная по тем временам цена, и упоминание о чудном облике, и о «луне» предполагают достаточно изощренное оформление «самозвонных» часов. Часы были ведомы или видны всем жителям столицы...


В Москву при митрополите Фотии прибывает заметное число греческих иконописцев, происхождение которых по большей части однако не удается установить в точности. Сотрудничество с Константинополем прерывается после его падения в 1453 году. И центром реального общения с греческим и южнославянским миром в области иконописания на долгие годы остается именно Афон.

С этого же времени, при митрополите Киприаие и в бытность митрополита-грека Фотия (1408/1410-1431), на Афоне наряду с русскими писцами и переводчиками появляются художники. Об этом, по крайней мере предположительно, можно судить по облику широко известной еще в дореволюционный период и связываемой некогда с именем Андрея Рублева небольшой иконы «Богоматерь Владимирская» начала XV века из собрания В.А. Прохорова, поступившего в ГРМ'.

Богоматерь Владимирская начала XV - вверху статьи.


Почему мы думаем, что эта известная икона с Афона?

 

Можно утверждать, что икона была выполнена вне русских пределов или вывезена позднее в страны греческого-балканского региона в древности. Но против последнего предположения свидетельствует оттенок подчеркнутой «умиленности», не характерный в своей чрезмерности для древнерусской живописи, а также та особо тщательная, едва ли не ювелирная манера исполнения, которая в большей степени свойственна произведениям византийской иконописи.

Закономерен вывод о создании произведения московским художником, современником Рублева, длительное время находившимся в орбите влияния византийской художественной традиции. Местом подобного сотрудничества могли быть либо Константинополь либо, что вероятнее, Афон.



Спас в силах

Более определенны предположения об афонском происхождении другой миниатюрной иконы — «Спас в силах», некогда входившей в собрание П.И. Севастьянова (кат. V. 16). Первоначально образ, видимо, представлял собой средник деисусного ряда и длительное время связывался с творчеством Андрея Рублева.

Однако состояние сохранности памятника и обилие поздних доделок делают указанное авторство по меньшей мере проблематичным, хотя вероятность создания иконы в пределах XV века и даже первой трети указанного столетия отнюдь не исключается. Можно полагать, что она была написана русским художником на Афоне, либо появилась там также в древности.



 
Комментарии
Всего комментариев: 2
2012/07/17, 08:57:13
Господи помилуй! Спаси и сохрани нас, Милосердный!
Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас!
раба Божия Ирина
2012/07/16, 08:37:00
.....Христос, восседающий на престоле, изображается на фоне красного квадрата, на который наложен синий круг ( овал, мандрола) и затем красный ромб.
На сочетании красного и синего, двух основных цветов. строится вся композиция. Это символизирует соединение во Христе антиномических начал- МИЛОСТИ И ИСТИНЫ, огня Духа и воды Живой, божественной и человеческой Его природы, непознаваемости и воплощения.
Четырехугольник всегда прочитывается как земная фигура ( четыре стороны света, четыре стихии и проч.) И здесь красный нижний квадрат означает землю. В четыре конца земли проповедуется евангелие Царства и в четырех углах квадрата изображаются символы евангелистов: Ангел- евангелист Матфей
телец- Лука
лев- Марк
орел Иоанн
Синий круг. Обозначает небесную сферу, мир бесплотных сил или ангельских чинов, как их именует Дионисий Ареопогит. нередко этот небесный свод изображается как бы затканный ангельскими головками. Все. что изображено вокруг Христа- изображение небесной иерархии- подножие престола с колесами и даже сам престол тоже не что иное как изображение различных небесных сил: престолы.силы и т .д.
Фигура Самого Христа, окруженного изображением красного ромба, в отличие от нижнего красного квадрата, этот верхний красный ромб обозначает огонь, сходящий с небес, огненную природу божества.
"Ибо Господь, Бог твой, есть огонь поядающий Втор.4,24)
неопалимую купину (Исх.3.2.)
Обычно спаситель облачен в одежды двух цветов- красный хитон и синий гиматий- единение двух природ божественной и человеческой, иногда- в одеждах золотого цвета, что обозначает сияние его Славы.
Правой рукой господь благословляет, левой придерживает Книгу.
Книга.Образ книги раскрывается здесь и как Книги жизни, в которой вписаны имена спасенных и Книги Откровения, написанной внутри и извне, запечатанной семью печатями, открыть и прочесть которую никто не может, кроме Агнца, это и Книга Нового завета, которую в мир принес Христос спаситель, и то Его сокровенное учение, которое "горько во чреве и сладко в устах". И символ Самого Господа Иисуса Христа, который естьСлово Божие, пришедшее в мир.
"Спас в Силах"_ своего рода точка отсчета в храме, становится центром не только иконостаса. Как от камня, брошенного в воду расходятся круги, так и образы святых, предстоящих Христу образуют деисусный чин, являясь образом Церкви небесной так и мы, стоящие во Храме, все вместе. обращенные ко Христу "единомыслие исповем", образуем Церковь земную.
Ихображение Спаса в Силах призвано ПРОБУЖДАТЬ СОВЕСТЬ ЧЕЛОВЕКА, голос которой и приводит человека к покаянию, к метанойе- перемене сознания и преображению всей жизни.
ин.В.
Добавить комментарий:
* Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Последние обновления на портале
Монах Симеон Афонский
Написать икону на Афоне
Виноградная Лоза Симеона Мироточивого, Афон, Хиландар
Честной пояс Богоматери
Заказать поминание на Афоне
Конкурс на лучшую фотографию Святой Горы Афон
Афон, И.А. Гарднер, Впечатления и воспоминания - I
Святая Гора Афон, И.А. Гарднер, Воспоминания - II
Высказывания католиков об Афоне. Божья Гора. Амарандо Сантарелли
Паисий Святогорец
Афонский патерик или Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе просиявших
Афонский спецназ. Старец Ипполит (Халин)
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть I
«Лучшее стихотворение об Афоне»
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть II
Паисий Святогорец. Житие - III часть
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) - IV часть
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть V
Филофей Коккин Житие Саввы Нового - Часть I
Филофей Коккин Житие Саввы Нового Часть II
Паисий Святогорец Отношение к электронным паспортам
Порфирий Кавсокаливит об антихристе и электронных паспортах
Старец Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис)
Павле Рак Приближения к Афону (Одно из лучших описаний!)
Порфирий Кавсокаливит, Часть I
Порфирий Кавсокаливит Поучения Часть II
Сергий Веснин
Афон 1844 Письма святогорца Часть I
Афон 1845 Письма святогорца Часть II
Афон 1846 Письма святогорца Часть III
Афон 1847 Письма святогорца Часть IV
Афон 1848 Письма святогорца Часть V
Афон 1849 Письма святогорца Часть VI
Неизвестные страницы истории
Герасим Менайас
Афон фото
Василий (Григорович-Барский) Странствования
Лучшие фотографии Афона
Житие Илариона - Грузина
Афон: вчера и сегодня
Порфирий (Успенский)
Силуан Афонский
Сергей Соловьёв
Athos
Ученым
История России
Святая Гора XVIII - XX Исторический контекст эпохи
Отзывы о книгах
Анонсы книг
Русский Афон
Нил Сорский
Паисий Величковский
Русские старцы об Афоне
Святые Афона
Старцы Афона
Форум портала Афон
Крест
Сладкое Лобзание
Достойно Есть
Иверская Икона Вратарница Афона
Скоропослушница
Всецарица
Троеручница
Млекопитательница
Страшное Предстательство
Отрада Утешение
Экономисса
Одигитрия
Целителя Пантелеймона
Праведной Анны
Николая Чудотворца
Николы
Икона Георгия Победоносца
Икона Богоматери Милующая
Акафист и икона Божией Матери Игумении Горы Афонской
Икона Богородицы Ктиторская
Богоматерь
Богородица Елеоточивая
Икона Божьей Матери Иерусалимская
Пресвятая Богородица Герондисса
Икона Св. Иоанна Предтечи
Акафистная
Икона апостолов Петра и Павла
Икона Богородицы Мироточивая
Монреальская Иверская икона
Икона Богородицы Одигитрия
Икона вмч. Георгия
Икона Преображения Господня
Афанасий Афонский житие икона
Тихвинская икона
Живоносный Источник
Иерусалимская
Икона великомуче­ника Георгия Зограф
Богоматерь Скорбящая
Мати Молебница
Святыни Афона
Акафист
Матрона Московская
Гавриил Зырянов Икона Акафист
Жития
Русские монастыри скиты
Тайны Афона
Новый Афон
Соловки
Валаам
Троице Сергиев Лавра
Киево-Печерская Лавра
Иеромонах Симон "Тихие песни уединения"
Иером. Серафим (Захаров). Живое предание Афона
Фильм: Игумен архимандрит Евлогий (Иванов)
Закончена публикация писем Сергия Веснина, это, без сомнения, лучшее описание Святой Горы Афон. Мы закончили публиковать Житие старца Паисия Паисий Святогорец Житие. В историческом разделе начата публикация истории строительства Новоафонского монастыря: Новый Афон монастырь в Абхазии на Новом Афоне.

Свобода - это | Свобода | Дверь, которая нарисована на стене | Свобода в Любви | Как стать свободным | Вкус Свободы | Умереть за Любовь| Скорби | Необходимое и лишнее | Нечистая совесть | Окаменевшее сердце | Смерть | Жизнь | Союз двух сердец | Истинная Любовь | Высшая форма Любви | Преданность и верность | Труд сердцем | Прямота и честность | Стойкость и решимость | Умение любить | Верность | Деньги | Богатство | Духовное здоровье | Человек – это | Ум и разум | Ум | Предательство| Улица детства | Язык Любви | Стихи о Любви | Вечная Любовь | Суть Любви | Любовь и правда | Правда| Молитвы| Любовь и страсть | Любовь и жизнь | Цельная Любовь | Здоровье души| Смирение и помыслы| Истинное смирение| Смирение и ум| Смирение и страх| Смирение и мир| Преданность| Катунакия | Каруля | Керасья | Келия Провата | Скит Малая Анна | ... и многие другие тайные тропы Святой Горы...

Монастыри Афона
Великая Лавра Афанасия | Ватопед | Ивирон
Хилaндар | Дионисиат | Кутлумуш | Пантократор
Ксиропотам | Зограф | Дохиар | Каракал | Филофей
Симонопетра | Агиа Павла | Ставроникита | Ксенофонт
Григориат | Эсфигмен | Пантелеимонов | Констамонит

Русские обители Афона| Пантелеимонов монастырь | Старый Русик | Андреевский скит | Ильинский скит | Скит Новая Фиваида | Создание скита Новая Фиваида | Крумница | История скита Крумница | Ксилургу
Пока мы не решились на Добро, стяжание его представляется трудным, но как только мы решимся, трудности отступают. (Монах Симеон Афонский, из устных поучений)

Афон статистика ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi & Илья

При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать
активную ссылку http://www.isihazm.ru

(В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!)

Монастырь Дивеево