|
Епифаний Феодоропулос.
Православие и Католичество
Епифаний Феодоропулос - один из ведущих богословов Элладской Церкви. В России он неизвестен. Тем не менее, его книги - уникальное свидетельство жизни во Христе и канонической трезвости... - www.isihazm.ru
(Публикуется впервые)
Диалог с католиками
Нужен ли нам этот диалог: Православие и Католичество
Давайте предстаим, что католики уступили нам во всем внешнем.... оставив себе лишь непогрешимость папы....
Станет ли хотя бы тогда нам ясно, что этот жест, несмотря на всю его эффектность и зрелищность, несмотря на производимое им сильное впечатление на профанов, не представляет собой ни малейшей сущностной уступки и что заблуждения папизма, даже в отношении учения о таинствах, остаются незыблемыми? Практика совершения таинств — это одно, а догматическое учение о них — это другое. Разве у униатов нет православных требников? Но что проку от внешнего подобия, если они веруют в то, что подаваемая через таинства благодать — тварна? Сущностные догматические различия слишком глубоки…
Даже если дело на этом и остановится, то и всё равно вред окажется не малым. Потому что наши представители, только посредством своего соучастия в мнимо «богословском диалоге», предоставят папистам благоприятную возможность совершать вышеуказанные театральные жесты и беспрепятственно и легко заниматься демагогией, производя страшную путаницу и большое смятение.
Как рассудят наши представители: не пойдут ли они тогда — ради того, чтобы соответствовать требованиям времени, или же испугавшись всеобщего и бурного протеста «во зле лежащего мира», или по причине головокружения от водоворота «непредвиденных событий», — не пойдут ли они тогда ещё на один шаг, то есть не согласятся ли они на взаимное общение в таинствах?
Несомненно, что и ранее были отмечены многочисленные случаи преподания таинств как католикам, так и другим инославным (это случалось и в прошлых веках). Однако эти нарушения, как бы тяжки они ни были — а они, действительно, тяжки, — являются единичными случаями проступков тех или иных священников и епископов или же пусть даже малочисленных соборов Поместных Церквей.
Если же будет достигнуто официальное соглашение представителей всех Православных Церквей с католиками о совершении такого шага — это будет преступлением против Церкви, причём особо тяжким преступлением, говоря юридическим языком.
Что же произойдёт, если православная сторона дерзнёт пойти на это губительное соглашение?
1. Католики, по крайней мере, внешне, будут праздновать победу и едва ли будут расположены к продолжению диалога (находчивости им не занимать). Они знают, что если удастся когда-нибудь достигнуть обоюдного общения в таинствах, то автоматически и de facto наступит «единство». Зачем же латинянам продолжать вести переговоры? Они найдут множество способов свести на нет «диалог». (Может быть, поэтому ещё раньше было сказано, что он будет очень долгим?)
Мы должны хорошо понимать, что папизм защищает и будет защищать главным образом первенство и непогрешимость! Это самое уязвимое и болезненное место. Во всём же остальном (может быть, не исключая и Filioque) католики демонстрируют большую терпимость и снисходительность...
2. Православную Церковь постигнут страшные испытания. Мы разделимся на сторонников и противников «единства». Пусть представители нашей стороны не думают, что для того, чтобы «связать»' Православную Церковь, будет достаточно подобного «соглашения». Они вкусят горечь разочарования... Их ждёт участь подписавших лжеединство Ферраро-Флорентийской унии. Пусть они оглянутся на историю и «да не рекут в сердце своем», что тогда были другие времена, другие условия, другая ситуация.
Конечно, всё это было другим, но Бог — тот же самый*. И Он не попустит разорения Своего достояния. Бог «не хитростью побеждает зиму, но мановением разрешает бурю». «Он посылает ос прежде нас» и разгоняет ими многочисленные воинства. Если наши представители не желают ввергнуть Церковь в опасную пучину, то пусть будут предельно внимательны: опасность велика и непомерно огромна историческая ответственность, взятая ими на себя.
Либо, удержав «благое исповедание» до конца, они обретут славу, либо, пойдя на компромиссы в вопросах веры, будут низвергнуты в бездну. Пусть в их ушах звучат богодухновенные слова Мардохея, обращенные к Есфири, когда он просил её подвергнуть опасности свою жизнь, чтобы защитить Израиль:
«Зане аще преслушаеши в сие время, отинуду помощь и покров будет иудеом, ты же и дом отца твоего погибнете: и кто весть, аще на сие время воцарится ecu?(Есф. 4, 14).
Конечно, это говорится не для тех, кто уже доказал, что веруют не по-православному, а по-экуменистически, и от кого, по-человечески, ничего хорошего ожидать не приходится. Говорится это для других. Пусть они ни на мгновенье не забывают, что истина веры находится над всякой мирской целесообразностью!
И там, где речь идёт о вере, нет места для компромиссов. Далеки от них всякий страх, всякое малодушие, всякое желание угождать человекам, жертвуя истиной. Дух Святой взывает: «не бойтеся поношения от челове-ков, и злословия их не страшитеся» (Ис. 51, 7).
Так что же, надо расстроить при «добрых» предзнаменованиях начавшийся диалог? Да, если он будет и впредь вестись на богословски шатких основаниях, игнорируя предписания священных канонов. Нет, если он будет проведён догматически и канонически безупречно. И, прежде всего, с самого начала мы должны его направить в нужное русло, не на периферию, а в центр, на обсуждение двух главных установок папизма — первенства и непогрешимости…
Если в этом наметится тенденция к уступкам, если будет выражено желание отбросить оба этих заблуждения, и будут санкционированы исправления, — тогда «веселыми ногами и взыграющим сердцем» продвинемся дальше: обсудим остальные вопросы и последним — вопрос совершения Таинства Божественной евхаристии, который богословски необоснованно был поставлен первым среди прочих вопросов «диалога».
Вне всякого сомнения, это было сделано не случайно. Только наивные не видят» с каким умыслом этот вопрос был выдвинут на первое место.
Цель тех, кто определял последовательность вопросов для обсуждения, предельно ясна: давайте придём к соглашению относительно божественной евхаристии, для того чтобы скорее причащаться от общей чаши, а потом можно будет обсуждать и остальные существующие между нами различия, обсуждать ещё долго... до скончания веков.
Но за многовековую жизнь Церкви божественная евхаристия никогда не была средством для достижения единства, но она всегда запечатлевала и венчала уже достигнутое единство в вере. Никогда она не стояла в начале движения к единству, но всегда была его счастливым завершением и благоприятным концом. Единство не начинается со святой чаши, а завершается в ней.
Телец упитанный был заклан и предложен не для того, чтобы этим побудить вернуться в отчий дом блудного сына, но для того, чтобы отпраздновать уже свершившееся возвращение. Мы начинаем строить дом не с крыши, но с фундамента... Если наши представители захотят поэкспериментировать и сделают наоборот, то они добьются только одного: дом, который они пытаются построить без основания, с треском обрушится и раздавит их...
Давайте возлюбим единство, единство всех; давайте будем молиться о нём; давайте будем трудиться ради него. Но будем внимательны! Единство — единство в истине — добро и свято, поскольку оно заключает в себе волю Господа, принесшего Себя в жертву, «да чада Божия расточенная соберет воедино» (Ин. 11, 52). Оно добро и свято потому, что любовь во Христе праведно желает вхождения всех во святые скинии истины и болезнует из-за их пребывания на гнилых болотах заблуждения. Поэтому и только поэтому единство добро и свято.
Прискорбно видеть единство как чисто арифметическое увеличение. Нельзя добиваться его любыми путями, чтобы таким образом сильнее и результативнее противостать лагерю богоборческих сил!
Единство (повторяем: единство в истине, а не в заблуждении) не средство для достижения какой бы то ни было, пусть даже самой священной, цели. Единство, приводящее заблудших чад в спасительные объятия Отца, является самоцелью1. Арифметическое увеличение — естественное следствие единства, оно его результат, автоматически и неизбежно приходящий. Этот результат никоим образом не может быть выдвинут в качестве побудительной силы и цели единства.
В духовных битвах числа в расчет не берутся. «Един преследует тысящу, и двое прогонят тьму» (Втор. 32, 30). Потому что «Бог поборает». Царь сирийский, желая поразить пророка Елисея и одолеть таким образом Израиль, послал в город Дафа-им, где находился пророк, «кони и колесницы и силу тяжку: и приидоша нощию и окружиша град. И урани раб Елиссеев востати, и изыде: и се, сила обступи град, и кони и колесницы<...> И рече Елис-сей: не бойся, яко множае иже с нами, нежели с ними. И помолися Елиссей и рече: Господи, отверзи ныне очи отрока, да узрит. И отверзе Господь очи его, и виде: и се, гора исполнь коней, и колесница огненная окрест Елиссеа* (4 Пар. 6, 14-17). Чиноначалия огненных ангелов обступали и защищали слабого и гонимого пророка... Веруем ли мы в это или для нас это просто сказка?
И, наконец: если паписты возвратятся к святой вере Церкви Вселенских Соборов, то мы примем их с распростёртыми объятиями и радостным сердцем. Но это не ради умножения мирской силы христиан (давайте, наконец, перестанем поддаваться третьему искушению Христа!), но для исполнения желания Господа, которое одновременно есть и желание Его истинных учеников — то есть ради наполнения Отчего Дома.
Если же они останутся при своих заблуждениях, если они сохранят свою приверженность бесовским выдумкам о первенстве и непогрешимости, то пусть Православие останется таким, как есть: бедным, окровавленным, смиренным и по-мирски слабым.
Православию хватит нетронутого сокровища истины. «И истина велика и крепчае паче всех. Вся земля истину призывает, и небо оную благословляет, и вся дела трясутся и трепещут ея, и несть с нею обиды ни единьш... Истина же пребывает и возмогает во век, и живет и обладает во век века... Сия крепость и царство, и власть и величество всех веков: благословен Бог истины!» (2 Ездр. 4, 35-40). Аминь!
Другие переводы с новогречесого Епифания Феодоропулоса на нашем портале:
Епифаний Феодоропулос. Православие Любовь и Истина
Епифаний Феодоропулос Благодать и суд Епифаний Феодоропулос Православные не должны совершать совместных молений с еретиками
Феодоропулоc Совесть народа и епископы
Епифаний Феодоропулос Письмо зилоту |