Фото Севастьянова
Первые упоминания о фотографиях св.Горы встречаются уже в середине 1850-х годов. Особое место в ряду имен первых фотолетописцев Афона занимает имя нашего соотечественника генерала П.И.Севастьянова (1811-1867).
Специальная экспедиция под началом Севастьянова и при поддержке Академии наук и Святейшего Синода трижды посещала Афон, и результатом ее работы стали подробные карты полуострова, детальные описания памятников, скрупулезная фотофиксация афонских древностей.
Но, главное, экспедиция Севастьянова основала на Афоне, в скиту Святого Андрея, первую профессиональную фото-студию. Остатки этого, некогда оснащенного по последнему слову техники, монастырского фотоателье сохранились до сих пор.
Именно из него происходило большинство фотографий св.Горы, продававшихся по миру и привозившихся в качестве сувениров паломниками, воспроизведения этих снимков и по сию пору украшают страницы разнообразных изданий об Афоне.
Сейчас фотоархив Афона отдан монастырю Симонопетра.
Фото Севастьянова. Русский монастырь
Севастьянов и его стиль:
Задумав создать подлинный “портрет” современного Афона с его монастырями и одиночными кельями, возделанными садами и заброшенными строениями, Севастьянов предпринял не одну поездку на св.Гору, всякий раз старательно выбирая себе сопровождающих – свой экспедиционный корпус. Афон – “тысячелетнее монашеское царство” (Б.Зайцев) - был и остается для нас особым миром, не только благословенность, но и специфическая “закрытость” которого наделяет любое его изображение (средствами ли фото или даже устного рассказа) ценностью уникального документа.
Живой мир Афона XIX столетия
Количество фотографий, сделанных Севастьяновым, является золотым фондом и основной частью афоских фото-архивов, это сравнимо с архивами русских экспедиций XIX столетия, а полнота охвата разнообразных явлений афонской жизни делает их уникальным источником для этнографов и историков. Однако перед нами не репортаж, не простая фотофиксация, а образы, созданные художником. Отпечатанные, как и сто лет назад, в традиционной черно-белой технологии, работы Севастьянова краскрывают живой мир Афона XIX столетия.... Они, конечно, представляют “виды”, насельников и старцев, - традиционные жанры афонской фотографии, портрет и пейзаж….
Портрет и пейзаж Севастьянова
Портрет и пейзаж – два разных жанра, однако и между ними есть немало общего: пейзаж не что иное, как портрет местности, а портрет легко прочитывается как своеобразный ландшафт, причудливый рельеф, в создании которого природа и человек участвуют на равных. Иными словами, и тот и другой настаивают на возможности узнавания собственных примет и отличительных черт, а вместе создают универсальную модель: природа, люди и Бог.
Увиденный Севастьяновым Афон – идеальное ее воплощение. Отсюда и их соответствие некоему афонскому стилю – в них нет случайного, но нет и ничего необычного, ничего «визионерского». «Ловцом видимостей» назвал некогда русский писатель Борис Зайцев афонского фотографа отца Наума, стены студии которого (той самой, основанной Севастьяновым) были увешаны снимками, этими тщетными усилиями остановить поток времени…
Биография Севастьянова
Пётр Иванович Севастьянов, русский археолог, юрист, основатель первого музейного собрания христианских древностей
Родился Севастьянов 4 (16) августа 1811 г. в Краснослободске Пензенской губернии в семье почётного гражданина города, купца 1-й гильдии родился Пётр Иванович Севастьянов, юрист, действительный статский советник, путешественник, археолог, коллекционер и основатель первого музейного собрания христианских древностей в составе Румянцевского музея.
Пётр Иванович получил домашнее воспитание при непосредственном участии М. М. Сперанского, занимавшего в 1816-1819 гг. пост пензенского губернатора. С 1822 г. обучался в частном московском пансионе, а затем — на юридическом факультете Московского университета. Окончив университет со степенью кандидата, он попеременно служил в Министерстве юстиции, Военном министерстве, Министерстве народного образования, в городской общей думе и в депутатском собрании. Однако, несмотря на успешную карьеру, награды и поощрения, к службе Пётр Иванович был равнодушен. Во время многочисленных командировок по России и Европе Севастьянов увлёкся поисками памятников христианской культуры.
В 1851 г. Пётр Иванович, получив наследство, вышел в отставку и посвятил себя поиску и собиранию уникальных историко-культурных памятников. Более всего его привлекали острова греческого мира, северные берега Африки, Египет, Сирия, Палестина, Смирна, Константинополь, монастыри Афона. Глубоко заинтересовавшись истоками христианского искусства, он мечтал о создании «Ключа христианской иконографии» — обобщённой энциклопедии сохранившихся памятников.
Перед поездкой по святым местам исследователь занимался в библиотеках Петербурга и Парижа, читал специальную литературу по археологии и палеографии. По совету своего друга фотографа С. Л. Левицкого путешественник изучил искусство фотографии, с помощью которого он смог делать копии с древних рукописей, скульптур и других памятников, хранящихся на Афоне. Его идея о создании «фотографического архива рукописей и других древностей» была впоследствии воплощена во Франции. Однако сам Севастьянов не успел создать систематического альбома своих многочисленных уникальных находок.
Собрание снимков и значение фоторабот исследователя было высоко оценено учёными. Один из историков писал, что «честь применения фотографии к нуждам археологии принадлежит П. И. Севастьянову, честь особенная, потому что он свои первые фотографии делал с памятников, недоступных учёным, — с памятников Афонской горы».
После возвращения Севастьянова в Россию состоялась выставка его собрания в Московском университете и в здании Синода в Петербурге, которую в числе прочих посетил император Александр II и императрица Мария Александровна. За свои заслуги он получил орден Св. Владимира 3-й степени, а также стал почётным вольным членом Академии художеств. В апреле 1859 г. Севастьянов вновь отправился на Афон как официальный руководитель экспедиции с рекомендациями Археографической комиссии, собрав в итоге уникальную коллекцию рукописей и церковной утвари.
После закрытия экспозиции в Академии художеств, часть коллекции исследователя разместилась в Музее древнерусского искусства при Академии. Однако вскоре по просьбе своего друга Н. В. Исакова, попечителя Московского учебного округа и организатора нового Публичного Румянцевского музея в Москве, П. И. Севастьянов перевёз собрание в Москву и поместил его в четырёх залах открывшегося музея, став первым хранителем и организатором нового отделения христианских древностей Румянцевского музея.
В 1867 г. Пётр Иванович Севастьянов вернулся в Петербург и вскоре скончался. Похоронен он был в Александро-Невской лавре.
Севастьянов. Костамонит
Фото Севастьянова (файлы выского разрешения) Фото Севастьянова Каракалл
Фото Севастьянова Ксиропотам |