Пётр Иванович Севастьянов.
Научная деятельность
Фото-карты Афона
Фото и карты отредактированы и обработаны на портале, публикуются впервые - исихазм.ру
Костамонит. Фото Севастианова
Фотоискусство предполагает наличие фотографа-художника. От него требуется тщательная избирательность, особое личностное "видение", позволяющее отличать достойное внимания от внешнего, случайного, неполного.
Не каждый отснятый кадр становится художественным произведением и, очевидно, не каждая плёнка даёт удачное фотопроизведение. Так же, как художник постоянно, ежедневно делает эскизы, фотохудожник тренирует свой глаз, своё фотовидение мира. Ежедневная работа позволяет отшлифовать технику исполнения и выработать устойчивые принципы морально-этического и эстетического отношения к возможным объектам фотоискусства. Фотохудожник должен обладать множеством качеств.
Он должен быть психологом, постигать характер портретируемого, уловить момент его самораскрытия, уметь находить сокровенное самоизъявление в позе, мимике, выражении лица, фоне и ракурсе подачи, чтобы полнее раскрыть его внутренний мир и своё отношение к нему.
Фотограф должен обладать глубоким знанием жизни, различных её сторон. Планомерно и последовательно работая над темой, создавая цикл произведений, мастер не просто фиксирует документальные моменты, со временем превращающиеся в историческую ценность.
Не только создаёт информативный банк изобразительных данных, который в зависимости от социологического, этнографического, исторического характера может быть по-разному использован. Не просто создаёт художественное произведение, но и выступает как исследователь определённой темы, использующий такую интересную и богатую по своей познавательности и возможностям гносеологическую форму, как фотография. Она превращается при этом в способ художественного познания и оценки снимаемого явления.
В лице фотографа должен быть объединён и синтезирован человек техники и эстетики, человек, любящий точность, чёткость, и человек, подхватываемый порывом вдохновения, человек чувства и созерцания, умеющий видеть образность и гармонию, фотохудожник выступает в роли летописца эпохи, что возлагает на него особую ответственность.
Перед ним раскрывается неосвоенное поле, в котором нужно прокладывать пути и тропинки, намечать участки, разграниченные различными функциональными возможностями фотографии. Эстетика не даёт художнику рецепта и не обеспечивает гарантированный успех. Она лишь даёт ориентиры поиска, результат которого, в конечном счёте, зависит от таланта и труда автора. На конечной стадии творческого процесса эстетика помогает выработать художественную оценку снимка.
Севастьянов Петр Иванович. Карта Афона
Севастьянов (Петр Иванович, 1811 - 1867) много путешествовал по России, Западной Европе и Востоку и во время этих путешествий собрал свои знаменитые коллекции, известные под именем "Севастьяновского собрания" (иконы, церковная утварь, рукописи в подлинниках и снимках, слепки, рисунки и фотографии с памятников зодчества, ваяния и живописи, планы и карты местностей христианского Востока, библиотеки, гравюры, монеты и пр.).
Их изучали и описывали многие ученые: Поленов ("Снимки с икон и других древностей святой горы Афонской из собрания Петра Ивановича Севастьянова", Санкт-Петербург, 1859), Шевырев ("Афонские иконы византийского стиля в живописных снимках, привезенных Севастьяновым", Санкт-Петербург, 1859), Флоринский ("Афонские акты и фотографические снимки с них в собрании Петра Ивановича Севастьянова", Санкт-Петербург, 1880), Викторов ("Собрание рукописей Петра Ивановича Севастьянова", Москва, 1881) и др. Впоследствии коллекции эти перешли в московский публичный музей, Академию Художеств, Академию Наук и Императорскую публичную библиотеку.
Главная заслуга Севастьянова, как археолога, заключается в том, что он первый положил у нас твердое основание науке христианских древностей, главным образом греко-русских. По его инициативе и указаниям впервые и наше правительство приняло активное участие в собирании церковных древностей, снарядив в 1859 г. особую экспедицию, под руководством Севастьянова, на Афон, откуда тогда же было вывезено одних рукописей свыше 5000. Затем Севастьянову принадлежит честь образования у нас первых двух археологических собраний церковных древностей в Москве (в московском публичном музее) и в Санкт-Петербурге (христианский музей в Академии Художеств).
Севастьянов Петр Иванович Карта Андреевского скита
Им составлен Ключ христианской археологии в 28 фолиантах (ненапечатано). Другие труды его: "Записка об археологической экспедиции на Афон" (в "Современной Летописи", 1861, № 1) и "О светописи в отношении к археологии" (записка, читанная в 1858 г. в парижской академии и напечатана в "Известиях Императорского Археологического Общества", 1858, т. I).
Снимки Севастьянова ценились высоко и за границей; один из них - копия фресок, изображающих ангельскую литургию, - великолепно издан Дидроном в Париже. См. Бессонов "Петр Иванович Севастьянов и очерк его собрания" ("Современная Летопись", 1868, № 14) и статьи Буслаева и Филимонова в "Вестнике Общества Древнерусского искусства", 1874, № 1 и 3 и 4 и 5. Подробный обзор коллекций Севастьянова - в "Вестнике Археологии и Истории" (выпуск VI).
Севастьянов Петр Иванович
Карта монастыря Святого Павла
Биография Севастьянова
Фото Севастьянова |