Главная
Заказать поминание на Афоне
Написать икону на Афоне
Новости
Стихи
Тексты
Переводы
Библиотека
Галереи
Иконы Афона
Поездка на Афон
Паломничество Афон
Монастыри Афона
Что такое Любовь?
Богатство?
Старец
Видео
Аудио
О проекте
Написать письмо
Все комментарии
Молитва
Карта сайта
Поиск
Скоро
19 декабря
Свт. Николая Чудотворца. Панигер в монастыре Ставроникита. Икона Николы Устричного, Панигер и в монастыре Григориат: Икона Николы Григориатского
Осталcя 1 день

Афон

 
информационный портал Святой Горы Афон. Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон. Советы о том, как организовать поездку на Афон, и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон: карты Афона, описания монастырей, троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона. Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале
Присоединяйтесь к нам в группе В Контакте facebook на странице facebook в Youtube. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев
В НАЧАЛО / НОВОСТИ / СИЛА АФОНА. АРХИЕПИСКОП ПЯТИГОРСКИЙ ФЕОФИЛАКТ
Сила Афона. Архиепископ Пятигорский Феофилакт

Сила Афона

 

Так или иначе этот год мы подводим итог празднованию тысячелетия и открытия русскими Афона. Подводя итог, с улыбкой можно наблюдать как русские «перенимают» афонские традиции. Перенимают все, кроме главного - демократичности жизни. Продолжают выстраивать свои вертикали власти, одевшись в афонские скуфьи. В общем Аршин на сукно, а кувшин на вино. - Афон

 

 

 

«Я почувствовал силу Афона», – говорит архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, недавно вернувшийся из паломничества на Святую Гору, которое он совершал вместе с 15 священниками своей епархии. «Сила – в этом слове словно бы есть негативный смысл, но сила Афона – это Любовь, она не принуждает, а вдохновляет, заполняет воздухом легкие».
«Я почувствовал силу Афона», – говорит архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, недавно вернувшийся из паломничества на Святую Гору, которое он совершал вместе с 15 священниками своей епархии.

«Сила – в этом слове словно бы есть негативный смысл, но сила Афона – это Любовь, она не принуждает, а вдохновляет, заполняет воздухом легкие».


    
– Сколько раз вы бывали на Святой горе? Ведь это была не первая Ваша поездка?

– Не первая. Я стараюсь бывать на Афоне два раза в год, обычно постом. С некоторых пор появилась эта жажда – поехать на Афон во время поста. Жажда и необходимость.

Скажу совершенно откровенно и искренне: было время, когда я внутренне если не сопротивлялся, то, во всяком случае, не понимал этого стремления к Афону. «Надо ехать на Афон! А вы были на Афоне?». Если ты говоришь – нет, то слышишь: «Как же так! Вы не были на Афоне?!» Все это не рождало желания туда поехать. Даже наоборот.

Я совершенно спокойно относился к тому, что не был там. Но вдруг один мой друг, светский человек, обратился ко мне: «Владыка, я вместе с моими друзьями хотел бы побывать на Святой горе Афон. Может быть, мы бы поехали вместе? Если вы поедете, нам будет спокойно с Вами». И, смешно сказать, я первый раз поехал на Афон как гарант спокойствия своих друзей.


    
И у меня случилась встреча – очень глубокая, личная – с местом, которое жители-афониты называют «садом Божией Матери». Закончилась она тем, что когда время нашей поездки вышло, я сказал своим друзьям: «Ну, дорогу домой вы осилите и без меня, а я еще побуду здесь». И остался еще на несколько дней.

И вот с тех пор для меня поехать на Афон – это как, знаете, побыть собой. Не «отключиться», не «переключиться» – нет. А оказаться в среде, в которой ты становишься как рыба в воде, в естественной для тебя среде.

– Эта поездка была все-таки не совсем обычная.

– Да, это было связано с тем, что в этот раз я поехал со своими священниками.


    
Афон – это место, которым хочется делиться. Это не личное открытие, это не какое-то даже личное переживание. Это та самая радость, которой хочется делиться, потому что когда ты ей делишься, она в тебе становится глубже, она как бы в тебя самого больше проникает.

И поэтому я в этом году – был хороший повод, 1000-летие русского присутствия на Святой горе – обратился к Святейшему Патриарху и попросил благословения поехать со своим духовенством.

Эта мысль родилась, можно так сказать, спонтанно: на епархиальном совете, было расширенное заседание, мы обсуждали жизнь нашей епархии, говорили о разных проектах, и о праздновании 1000-летия русского присутствия на Афоне. И я с радостью сказал: «Давайте все вместе и поедем». Ведь чтобы праздновать афонское торжество, нужно побывать там хотя бы один раз. Оказалось, что из присутствующих священников только двое бывали на Афоне. И мы большой группой, 17 человек, поехали на Святую гору. Конечно, были и сложности, с этим связанные: трудно, когда большая группа, решать организационные моменты, но не это главное. Главное, что именно ради этой группы я и попросил наших друзей на Святой Горе дать нам возможность посетить как можно больше обителей.

Так и получилось – за неделю мы посетили множество монастырей и келий, смогли пообщаться с настоятелями монастырей, принять участие в богослужении. Каждый день все причащались, и все смогли послужить литургию, что, конечно, было самым большим, наверное, чудом и подарком для моих священников.

Лично меня очень глубоко вдохновляет, когда я общаюсь с афонской братией, то, что они дарят надежду. Увидеть человека, который живет духовной жизнью, несмотря ни на какие внешние обстоятельства, находится в подвиге, хотя и сам этого не замечает…


    
Сравнивая свою собственную жизнь с жизнью насельника келии или монастыря, даже с жизнью настоятеля, и видя, как люди молятся, трудятся, как относятся друг к другу, – то есть, понимая, что это для них самая что ни на есть повседневная жизнь – испытываешь некое удивление. Потому что в той жизни, в которой нахожусь сейчас я, такое не всегда можно встретить. Я говорю сейчас не о ком-то другом – я с сожалением говорю о себе самом. За рутиной бесконечных дел порой на периферии оказывается то, что всегда остается в центре на Афоне.

Там центр – Христос. И всё делается ради Него, во имя Его, для Него. Понятно, что и там бывают сложности в человеческих отношениях, но всё равно центром является Христос. Центром является богослужение.

При ударе колокола или била все приходят на богослужение – это призыв для всех и для каждого. Это как на корабле. И ты действительно чувствуешь Афон кораблем спасения: вся команда в сборе, и никто не остается вне общего дела, а общее дело объединяет. И вот это очень вдохновляет.

– У нас в Москве есть свой кусочек Афона – подворье Свято-Пантелеимонова монастыря, где раз в неделю совершается настоящее всенощное бдение – служба начинается в 22.30, а заканчивается около семи утра.

Хочу спросить Вас: а что Вы можете взять с Афона с собой и привезти своей пастве?

– А мы уже привезли. Монастырь, в котором я живу, называется Второафонским, потому что был основан братией со Святой горы.

– Простите, перебью Вас, а Вы живете в монастыре?

– Да, в Свято-Успенском Второафонском Бештаугорском монастыре. И после того, как начал ближе знакомиться и с афонской, на духовном совете я предложил братии обсудить возможность возвращения к традициям богослужения, связанных с афонским уставом. Слава Богу, мы смогли вернуться к этим традициям, и оказалось, что на всё хватает времени. Просто оно должно быть правильно распределено.

Скажу по-другому. На Афоне всё построено вокруг единства во Христе, и самое наивысшее проявление этого единства – конечно, совместная молитва. Молитва – это не тягостное послушание, не безысходная часть традиции («ну, надо, значит, надо»). Молитва – это то, ради чего туда и приходят люди, ради чего собираются. А всё остальное становится уже второстепенным. Второстепенными становятся административные дела, какие-то бесконечные наши хлопоты и прочее. Самое главное послушание – это послушание в молитве.

Настоятель монастыря Ксенофонт, отец Алексий, недавно гостил у нас на Кавказе, был в нашем монастыре, общался братией и с сестрами женской обители нашей епархии. Он рассказывал, как у них устроена жизнь. Все очень просто. В сутках есть 24 часа: 6 часов – для отдыха, 6 часов – для работы, 6 часов – для общей молитвы и 6 часов – для умной молитвы и твоего собственного образования. Это время, когда ты должен помолиться в своей келье, почитать хорошую книгу, заняться богомыслием. И если следовать этому распорядку, то на всё будет хватать времени. И так – изо дня в день.

Вот это и есть цельность. И надо сказать, что за недельное пребывание на Афоне входишь в этот ритм – естественный ритм такого разделения на сон, на работу, на молитву, на богомыслие. И всё становится на свои места, и всё успеваешь.

– Владыка, а что в эту поездку произвело на вас самое сильное впечатление?

– Интерес. Очень глубокий интерес афонитов, насельников Святой горы Афон, который они проявляют к другим людям. И это проявляется в том, что они сразу начинают говорить о Христе. Там не задают вопросов: «Как ваши дела?» или «Как вы себя чувствуете?», или «Как вы доехали?», «Что новенького?» Там нет каких-то «обязательных» или правильнее сказать, пустых разговоров. Там сразу начинают говорить о духовном, о Боге.

А ведь это действительно самое важное, о чем ты должен постоянно свидетельствовать, будучи священником. Вот я лечу в самолете, я в подряснике, и понятно, о чем сразу заговорю с человеком – о Боге, о вере, и никого это не удивит. Все скажут: в общем, так, наверное, и должно быть – он служит Богу, и о чем ему еще говорить? Но к большому стыду я нахожу, что не всегда так получается. Особенно, если это знакомые какие-то люди, то не всегда слово о Боге, о Христе становится центральной частью разговора.

У насельников Святой Горы не так. Они всегда говорят об одном и том же: о Нем. Сразу. «Здравствуйте, очень рады вас видеть. Как вы расположены к молитве? У нас богослужение тогда-то, сейчас можете чаю попить, а потом пойдем на богослужение», – и, конечно, это больше всего впечатляет.

– Одна из моих любимых книжек – «Отцы-святогорцы» преподобного Паисия Афонского, где он описывает тех подвижников, с которыми встречался лично или слышал от тех, кто близко их знал. А там сейчас на Афоне есть подобные им люди?

– Да. И, слава Богу, с ними встречаешься. Вот я уже вспоминал отца Алексия: больше 40 лет он подвизается на Афоне, настоятель монастыря. Да, он может рассказать о том, что там было сделано для обители, но самая настоящая радость появляется у него в глазах, когда начинаешь задавать вопросы, связанные с духовной жизнью: о том, как часто причащаются насельники монастыря, как часто приступают к таинству Исповеди. И когда ты спрашиваешь о таких вещах, то видишь, что батюшки просто загораются глазами и начинают с большим внутренним воодушевлением говорить о том, что им самим очень дорого.


    
Я спрашивал об участии в Евхаристии людей, не состоящих в церковном браке, – у нас на Кавказе это распространено: муж, к примеру, православный, а жена нет, и наоборот. Как участвовать этому человеку в таинстве Евхаристии, если брак у него не венчанный и не может быть венчанным, потому что жена в другой религиозной традиции?

А на Афоне, кстати сказать, это один из первых вопросов, которые задают паломникам – вы венчаны со своей женой? Если нет, то не допускают до Святого Причащения. И некоторых это сначала ставит в затруднительное положение, а потом становится побуждением по возвращении домой задуматься о своем браке – среди моих знакомых есть люди, которые пришли к венчанию именно после посещения Святой горы Афон. Отвечая на такие вопросы, отец Алексий начинает говорить с таким открытым сердцем, с такой жаждой сказать о том, что самым главным в жизни является единство во Христе, в стоянии перед Богом, в правде, чистоте собственной жизни…


    
Он очень много и интересно рассказывает, приводит большое количество примеров из жизни знакомых ему святогорцев, из собственной жизни, из житий святых, и ты понимаешь, что человек этим живет. Можно сказать, самый настоящий живой старец.

Кто-то думает, что старчество заключается в том, что кто-то тебе приоткроет тайну твоего будущего. По мне, самое главное чудо – открыть тебе тайну твоего настоящего, которое ты так пытаешься не замечать. Настоящее часто остается прикровенным. Мы нередко совершенно небрежно относимся к жизни, всё думая о каком-то будущем, а вот, собственно говоря, небрежность в сегодняшнем дне и есть самая страшная тайна любого беззакония.

Вместе с моим духовенством я встречался с настоятелями других монастырей, со старцами – герондами, как их называют, – и все говорили не о том, что ждет Россию, Русскую Церковь и человечество, а о том, что происходит с тобой сейчас: как ты молишься, как ты служишь.

Один батюшка спрашивал: «А как вы готовитесь к литургии? Что значит для вас – подготовиться к литургии? Как часто вы служите? Как собираете общину?» – такие вопросы были совершенно неожиданными, но очень нужными. Потому что именно сейчас происходит то, что называется делом твоего собственного спасения, – сейчас, а не где-то в будущем.

– И они сами так расспрашивают и действительно глубоко интересуются?

– Да. Им не бывает все равно. Один геронда спросил меня: «Почему ты в этот раз приехал?» Я ответил: «Я привез сюда моих батюшек», – и он заулыбался, обнял меня. У меня даже слезы навернулись на глаза.

Когда человек открывается, геронда сразу начинает задавать встречные вопросы, уточнять. Батюшка говорит ему: «Я готовлюсь к службе так-то и так-то и столько-то раз служу». А геронда сразу же спрашивает: «А сколько у тебя детей? А сколько ты проводишь времени дома?» Очень многим моим священникам он дал такой совет: побольше и почаще бывайте дома со своей матушкой, с детишками. Священник прежде всего должен заботиться о своей собственной – домашней – церкви. Близкие являются вашей силой, вашим вдохновением и вашим благословением Божиим. И поэтому составляйте свой день, чтобы достаточно времени оставалось и для родной семьи. Это были полезные советы.


    
– Какое впечатление эта поездка произвела на ваше духовенство?

– Может быть, самое нужное. Когда мы ехали туда, они переговаривались между собой, что-то обсуждали, спрашивали – «а что у тебя на приходе». А обратно едем, смотрю – перебирают четки, молчат, молятся.

Православие.RU

 
Комментарии
Всего комментариев: 3
2017/01/02, 12:48:39
Ответ к предисловию конечно на Афоне традиции а у нас если еще мягко сказать дордом Кто во что горазд тот тем и утешается Традиции то утюжат то разутюживают а народ от бессилия просто подчиняется всем подряд Вот и спасибо Вам дорогие Афониты что способствуете наведению порядка в наших головах а уж мы в семьях и так далее
алла
2016/12/31, 21:01:14
У меня тоже раньше отношение к паломничеству было никакое, прям как у Владыки. Ну едут куда-то, Христос везде, зачем ехать куда-то? А сейчас вот последнее время тоже загорелся огонек, чуть ли не пламень, потянуло на Афон, мочи нет терпеть :) Дай Господи осуществить эту "страсть" в наступающем году.
Иян
2016/12/20, 20:46:19
Спасибо, за интересныи расказ ,как будто сама побивала .Спаси Господи . р. б. Нина
Нина
Добавить комментарий:
* Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Последние обновления на портале
Заказать поминание на Афоне
Написать икону на Афоне
Виноградная Лоза Симеона Мироточивого, Афон, Хиландар
Честной пояс Богоматери
Конкурс на лучшую фотографию Святой Горы Афон
Афон, И.А. Гарднер, Впечатления и воспоминания - I
Святая Гора Афон, И.А. Гарднер, Воспоминания - II
Высказывания католиков об Афоне. Божья Гора. Амарандо Сантарелли
Паисий Святогорец
Афонский патерик или Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе просиявших
Афонский спецназ. Старец Ипполит (Халин)
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть I
«Лучшее стихотворение об Афоне»
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть II
Паисий Святогорец. Житие - III часть
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) - IV часть
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть V
Филофей Коккин Житие Саввы Нового - Часть I
Филофей Коккин Житие Саввы Нового Часть II
Паисий Святогорец Отношение к электронным паспортам
Порфирий Кавсокаливит об антихристе и электронных паспортах
Старец Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис)
Павле Рак Приближения к Афону (Одно из лучших описаний!)
Порфирий Кавсокаливит, Часть I
Порфирий Кавсокаливит Поучения Часть II
Сергий Веснин
Афон 1844 Письма святогорца Часть I
Афон 1845 Письма святогорца Часть II
Афон 1846 Письма святогорца Часть III
Афон 1847 Письма святогорца Часть IV
Афон 1848 Письма святогорца Часть V
Афон 1849 Письма святогорца Часть VI
Неизвестные страницы истории
Герасим Менайас
Афон фото
Василий (Григорович-Барский) Странствования
Лучшие фотографии Афона
Житие Илариона - Грузина
Афон: вчера и сегодня
Порфирий (Успенский)
Силуан Афонский
Сергей Соловьёв
Athos
Ученым
История России
Святая Гора XVIII - XX Исторический контекст эпохи
Отзывы о книгах
Анонсы книг
Русский Афон
Нил Сорский
Паисий Величковский
Русские старцы об Афоне
Святые Афона
Старцы Афона
Форум портала Афон
Монах Симеон Афонский
Крест
Сладкое Лобзание
Достойно Есть
Иверская Икона Вратарница Афона
Скоропослушница
Всецарица
Троеручница
Млекопитательница
Страшное Предстательство
Отрада Утешение
Экономисса
Одигитрия
Целителя Пантелеймона
Праведной Анны
Николая Чудотворца
Николы
Икона Георгия Победоносца
Икона Богоматери Милующая
Акафист и икона Божией Матери Игумении Горы Афонской
Икона Богородицы Ктиторская
Богоматерь
Богородица Елеоточивая
Икона Божьей Матери Иерусалимская
Пресвятая Богородица Герондисса
Икона Св. Иоанна Предтечи
Акафистная
Икона апостолов Петра и Павла
Икона Богородицы Мироточивая
Монреальская Иверская икона
Икона Богородицы Одигитрия
Икона вмч. Георгия
Икона Преображения Господня
Афанасий Афонский житие икона
Тихвинская икона
Живоносный Источник
Иерусалимская
Икона великомуче­ника Георгия Зограф
Богоматерь Скорбящая
Мати Молебница
Святыни Афона
Акафист
Матрона Московская
Гавриил Зырянов Икона Акафист
Жития
Русские монастыри скиты
Тайны Афона
Новый Афон
Соловки
Валаам
Троице Сергиев Лавра
Киево-Печерская Лавра
Иеромонах Симон "Тихие песни уединения"
Иером. Серафим (Захаров). Живое предание Афона
Фильм: Игумен архимандрит Евлогий (Иванов)
Закончена публикация писем Сергия Веснина, это, без сомнения, лучшее описание Святой Горы Афон. Мы закончили публиковать Житие старца Паисия Паисий Святогорец Житие. В историческом разделе начата публикация истории строительства Новоафонского монастыря: Новый Афон монастырь в Абхазии на Новом Афоне.

Свобода - это | Свобода | Дверь, которая нарисована на стене | Свобода в Любви | Как стать свободным | Вкус Свободы | Умереть за Любовь| Скорби | Необходимое и лишнее | Нечистая совесть | Окаменевшее сердце | Смерть | Жизнь | Союз двух сердец | Истинная Любовь | Высшая форма Любви | Преданность и верность | Труд сердцем | Прямота и честность | Стойкость и решимость | Умение любить | Верность | Деньги | Богатство | Духовное здоровье | Человек – это | Ум и разум | Ум | Предательство| Улица детства | Язык Любви | Стихи о Любви | Вечная Любовь | Суть Любви | Любовь и правда | Правда| Молитвы| Любовь и страсть | Любовь и жизнь | Цельная Любовь | Здоровье души| Смирение и помыслы| Истинное смирение| Смирение и ум| Смирение и страх| Смирение и мир| Преданность| Катунакия | Каруля | Керасья | Келия Провата | Скит Малая Анна | ... и многие другие тайные тропы Святой Горы...

Монастыри Афона
Великая Лавра Афанасия | Ватопед | Ивирон
Хилaндар | Дионисиат | Кутлумуш | Пантократор
Ксиропотам | Зограф | Дохиар | Каракал | Филофей
Симонопетра | Агиа Павла | Ставроникита | Ксенофонт
Григориат | Эсфигмен | Пантелеимонов | Констамонит

Русские обители Афона| Пантелеимонов монастырь | Старый Русик | Андреевский скит | Ильинский скит | Скит Новая Фиваида | Создание скита Новая Фиваида | Крумница | История скита Крумница | Ксилургу
Пока мы не решились на Добро, стяжание его представляется трудным, но как только мы решимся, трудности отступают. (Монах Симеон Афонский, из устных поучений)

Афон статистика ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi & Илья

При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать
активную ссылку http://www.isihazm.ru

(В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!)

Монастырь Дивеево