Главная
Заказать поминание на Афоне
Написать икону на Афоне
Новости
Стихи
Тексты
Переводы
Библиотека
Галереи
Иконы Афона
Поездка на Афон
Паломничество Афон
Монастыри Афона
Что такое Любовь?
Богатство?
Старец
Видео
Аудио
О проекте
Написать письмо
Все комментарии
Молитва
Карта сайта
Поиск
Скоро
26 февраля
прп. Симеона Мироточивого Святогорские Панигеры: монастырь Хиландар
Осталось 2 дня

Афон

 
информационный портал Святой Горы Афон. Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон. Советы о том, как организовать поездку на Афон, и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон: карты Афона, описания монастырей, троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона. Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале
Наш сайт в twitter - Лучшие статьи в livejournal - Присоединяйтесь к нам в группе В Контакте на facebook на странице facebook.isihazm.ru в Youtube. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев
В НАЧАЛО / НОВОСТИ / АРХИМ. КИРИЛЛ ПАВЛОВ. ВАЖНЕЙШИЙ ПРИНЦИП В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ - ПОНЯТЬ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ОБЫЧНЫМ УМОМ И БЛАГОДАТЬЮ
Архим. Кирилл Павлов. Важнейший принцип в духовной жизни - понять различие между обычным умом и благодатью

 

Архим. Кирилл Павлов. Важнейший принцип в духовной жизни - понять различие между обычным умом и благодатью

 

 

Вечером у дверей отца Кирилла я нашел целую очередь мона­хов. Новый келейник батюшки предупреждал всех, желающих попасть на исповедь:
 -Отцы, каждому на исповедь даю только по две минуты, иначе выведу из кельи! Отец Симон, помни - две минуты! - строго пре­дупредил он меня.
Наконец подошла моя очередь. Батюшка ласково обнял меня и накрыл епитрахилью. После разрешительной молитвы он усадил меня напротив и, с теплотой глядя в глаза, сказал:
- Ну а теперь рассказывай поподробнее...
Дверь приоткрылась, и в нее заглянул келейник. Я вопроситель­но посмотрел на отца Кирилла. Он улыбнулся:
 -Давай, давай, говори, я слушаю...
Наиболее подробно старец расспрашивал о действии Иисусовой молитвы, а на мою горячую благодарность за обещанное единение с ним в духе он, помолчав, заметил:
- Об этом пока никому не рассказывай, храни втайне до време­ни, пока не укрепишься. Не торопи события. Сумей закрепить то, что даровал тебе Господь еще в юности. Невозможно увидеть Бога и остаться живым, говорится в Священном Писании. А то, что ты тогда жив остался, просто невероятно. Об этом тебе раньше я не хотел говорить - зелен ты был. А теперь скажу: храни себя в сми­рении, это первое, затем - в мире душевном, это второе, а третье - в рассуждении. Живи осторожно, мудро, “во всяком благочестии и чистоте”..
- Батюшка, если по милости Божией, в сердце родилась непре­станная самодвижная молитва, то что дальше делать? Неужели на этом весь духовный путь и заканчивается?
- Нет, дорогой мой, - мягко улыбнулся отец Кирилл. - Это толь­ко начало духовного пути, так мне говорили еще Глинские отцы. Тот, кто сподобился такой молитвы, должен суметь ее удержать и утвердиться в ней, не возгордиться, жить в крайнем смирении и простоте... Следуй за святыми отцами, и Господь откроет тебе все, что нужно, в свое время.
- Помолитесь обо мне, батюшка, чтобы я смог выполнить ваше святое слово!
 Бог да укрепит тебя, чадо, Своею благодатью и милостью! А теперь я у тебя поисповедуюсь...
Дверь снова отворилась, и в щель просунулось недовольное ли­цо иеромонаха. Увидев, что отец Кирилл исповедуется, келейник осторожно затворил ее. Взволнованный необычностью сказанного, я тихо молился, слушая исповедь старца, поразившую меня мудро­стью его суждений. После исповеди духовник продолжил беседу:
- Расскажи, как дела на Псху и с кем живешь в скиту.
Я поведал о пострижении четверых старичков в монашество в селе и инока Пантелеймона в скиту, а также о приезде иеромонаха, заодно в нескольких словах описав нашу жизнь.
- Бог вас благословит, передай монахам и монахиням от меня поздравления! Только пути у всех все равно будут разные. Иноку по душе Север, если будет проситься, может поехать. Иеромонаху разрешаю строить свою келью. А ты продолжай подвизаться на своей Грибзе.
- Понятно, батюшка. - Я слушал затаив дыхание.
- Хорошо, что к тебе приезжают лаврские отцы. Есть тут жела­ющие поселиться на Псху. Вот, кстати, один хороший иеромонах просится в уединение, поговори с ним. Его зовут отец Филадельф. Познакомься с ним.
- Благословите, батюшка.
Отец Кирилл открыл ящик своего столика и достал конверт:
- Это тебе на обустройство скита и церкви на Псху. А также вру­чаю и сосуды для литургии, их мне подарили в свое время Глин­ские старцы. Благословляю на Псху теперь служить литургии, хва­тит причащать людей запасными Дарами. Старайся приезжать раз в год ко мне, если сможешь. Ты сколько здесь еще пробудешь?
- Несколько дней, отче.
- Приходи ко мне днем, после трапезы, на правило. С Богом!
В который раз я с волнением слушал слова Евангелия, которое проникновенно читал старец своим хрипловатым голосом. При пе­нии “Достойно есть” слезы выступили у меня на глазах: отец Ки­рилл очень любил петь тропари и кондаки Матери Божией. И еще его любимым пением являлся полиелей “Хвалите имя Господне”, где он всегда пел полузакрыв глаза. Братия на правиле тихо под­певала старцу, ведущему пение высоким старческим голоском. Каждый раз чтение и пение отца Кирилла на монашеском пра­виле создавали ощущение удивительного, исполненного благо­дати праздника.


Добрый благочинный вновь, как в прежние годы, записал меня на воскресную литургию, которую возглавил батюшка. Радость общения со старцем и участие в его евхаристических молитвах исторгали из сердца потоки слез, и мне приходилось закрывать лицо большим напрестольным крестом, чтобы скрыть их от слу­жащих иеромонахов. Благодарность Богу за подаренное мне мо­литвенное общение с батюшкой и причащение с ним из одной Ча­ши переполняла мою душу. “Христос посреди нас!” - этот возглас объединил нас поистине не только на словах, но и по духу, скре­пляя духовный союз навеки литургической благодатью и святым Причащением.

 

Сразу после литургии ко мне подошел иеромонах Филадельф. Он мне с первого взгляда понравился: скромный, тактичный, рас­судительный. Иеромонах перевез свою маму поближе к Лавре, как я когда-то своего отца, чтобы выбраться в уединение, и теперь за­нимался ее устройством на новом месте. Мы договорились, что он приедет в скит, когда закончит свои дела, желая остаться в горах навсегда. Многие отцы и братья подходили ко мне и расспраши­вали о горной жизни. Одни монахи одобряли мое уединение, дру­гие не верили:


- Что, отец, небось сидишь под пальмами, загораешь? Мы как- нибудь к тебе приедем в море искупаться...
- Да я не на море живу, а в горах!
- Зачем в горах сидеть, если море есть? - искренне удивля­лись они.


Еще несколько раз я приходил к батюшке на исповедь и беседу. Келейник нас не безпокоил, и мне посчастливилось услышать от старца несколько сокровенных советов, которые удалось записать.


- Важнейший принцип в духовной жизни - понять различие между обычным умом и благодатью. Тогда душа всегда будет вы­бирать благодать и отвергать помыслы. Никогда не верь помыслам, ибо их творец - отец лжи и говорит только ложь. Что такое помыс­лы? Пустая работа ума, которой управляет диавол. Точной карти­ны никогда не будет, и даже внешне правильные доводы все равно являются ложью. Никогда не смешивай благодать с работой ума и не доверяйся его усилиям обмануть тебя!
- А чему нужно довериться, отче?
- Сначала нужно довериться слову духовника, а затем велениям благодати, которая стяжается покаянной молитвой.
- А к чему приводит благодать, батюшка?
- К истинной вечной жизни во Святом Духе, которая дается нам через Господа Иисуса Христа от Бога Отца. Но попасть в нее очень трудно.
- Почему же? - недоуменно спросил я.
 -Потому что необходимо отказаться от личных устремлений и поисков земного счастья. Люди пытаются имитировать благодат­ную жизнь, но все это только изощренные подделки, приносящие разочарования.
Отец Кирилл помолчал и затем продолжил:
- Единая воля Бога на земле, которая хочет всем спасения, - как русло главной реки, реки вечной жизни, все остальное - тупико­вые ответвления, становящиеся болотом.
- А что нужно сделать, батюшка, чтобы не попасть в такое болото?
- Следует до конца жизни возрастать в смирении - оно проходит безбоязненно все искушения... Чтобы духовно расти, нельзя боять­ся ни скорбей, ни искушений. Всегда иди вперед!
- Отче, прежде я держался того, что нужно во всех случаях ожи­дать худшего, тогда никакое дурное обстоятельство не сможет по­хитить душевный мир. А теперь полагаю, что лучше настраивать себя на хорошее и, когда оно действительно произойдет, благода­рить за это Бога! А если не случится, не расстраиваться. Как пра­вильно спасаться? Подскажите!
- Все эти способы всего лишь этапы духовного роста. Но опи­раться на них - значит считать этот мир чем-то стоящим. Если бы он существовал постоянно, то был бы с нами всегда. Но всем нам придется этот мир когда-нибудь оставить, и в этом - его ложь и предательство! Что он такое? Всего лишь “похоть плоти, похоть очей и гордость житейская...”. Лучше держаться одного Бога, Кото­рый никогда не подводит и в Котором нет ни тени изменения! Ищи в Нем мир души - и спасешься...
- А как же заповедь - “Возлюби ближнего как самого себя”?
- Сначала исполни, что сказано: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением тво­им. Эта есть первая и наибольшая заповедь”. Вот тогда и ближнего возлюбишь как самого себя! А если начать с ближних, можно силь­но запутаться... А чтобы в этом не запутаться, нужно помнить, что единственная цель жизни на земле - это смирение. А единствен­ная цель духовной практики - покаяние. Кто это постиг в мире ду­шевном - освобождается от всех скорбей еще в этой жизни.
- А после смерти можно спастись, отче?
- Весь этот процесс очищения от грехов должен произойти пока мы живем в теле. После смерти это выполнить невозможно. Тогда нужно уповать только на молитвы Церкви... Поэтому время дорого, отец Симон! Когда дух человеческий достигает здесь, на земле, еди­нения со Христом, он обретает вечную жизнь в Пресвятой Троице. Если с помощью благодати спасешься здесь, то спасешься и там! Теперь уразумел?
 -Уразумел, батюшка! Спаси вас Христос за ваши святые настав­ления... - я с благоговением поцеловал руку любимого старца.

 

Симеон Афонский. Птицы

 
Комментарии
Всего комментариев: 19
2017/02/22, 10:03:15
Как печально, когда отходят ко Господу такие старцы и жизнь меняется на глазах, мир рушится.
Феодосия
2017/02/21, 12:42:21
Вечером 20 февраля 2017 года в Переделкино, на 98-м году жизни, после продолжительной болезни преставился ко Господу многолетний духовник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, духовник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архимандрит Кирилл (Павлов).

Архимандрит Кирилл (в миру Иван Дмитриевич Павлов) родился 8 октября 1919 года в Рязанской губернии.
Отец Кирилл редко упоминал что-либо из своей мирской жизни. Известно лишь из одного интервью, что родился и вырос он в верующей крестьянской семье. Но, по его словам, «с 12 лет жил в неверующей среде, у брата, и растерял свою духовность».
В молодые годы работал технологом на металлургическом комбинате, в армию был призван в конце 1930-х годов. Служил в пехоте.
Участник Великой Отечественной войны в звании лейтенанта, участвовал в обороне Сталинграда (командовал взводом), в боях возле озера Балатон в Венгрии, закончил войну в Австрии. Демобилизовался в 1946 году.
Во время войны обратился к вере. Вспоминал, что, неся караульную службу в разрушенном Сталинграде в апреле 1943 года, среди развалин дома нашел Евангелие, с которым уже не расставался.
По окончании войны поступил в Московскую духовную семинарию, которая тогда располагалась в Новодевичьем монастыре в Москве, впоследствии окончил и Московскую духовную академию. С этого времени его жизнь была связана с Троице-Сергиевой лаврой.
25 августа 1954 года он был пострижен в монашество. В том же году окончил Московскую духовную академию и был рукоположен 8 октября во иеродиакона, а затем ― во иеромонаха.
Был пономарем, потом казначеем обители. С 1965 года ― духовник братии Лавры. Был возведен в сан архимандрита.
По свидетельству современников, у него исповедовались в свое время Патриархи Алексий I и Пимен; был духовником Патриарха Алексия II, в связи с чем переехал в Патриаршую резиденцию в Переделкино. Продолжал духовно окормлять монахов Лавры, принимал многочисленных верующих.
В начале 2000-х со старцем случился инсульт, который сначала обездвижил его, а затем практически лишил возможности общения с внешним миром. Прикованный к постели, мужественно терпящий свою болезнь, он не искал поддержки и утешения, но в краткие моменты, когда силы возвращались к нему, сам поддерживал и утешал окружающих.
Автор многочисленных проповедей и поучений. Наставник молодых монахов, принявших постриг в Лавре. Много писал в эпистолярном жанре, ежегодно отправлял архиереям, священникам, мирянам, духовным чадам и даже малознакомым людям до 5000 писем с поздравлениями, наставлениями и назиданиями.
ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ АРХИМАНДРИТУ КИРИЛЛУ!!!
Николай П.Т.
2017/02/03, 09:36:49
Спаси Вас, Господи, уважаемый Николай П.Т.!
Феодосия
2017/02/01, 19:51:49
Книга Бытие 6:2
"тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал"

Это – одно из труднейших для толкования мест из Библии; главная трудность его заключается в определении того, кого здесь должно разуметь под «сынами Божиими». Одни, преимущественно иудейские раввины, основываясь на филологическом значении корня (Божий), видели здесь указание на сыновей вельмож и князей, вообще высших и знатных сословий, будто бы вступавших в брак с девицами низших общественных слоев. Отсюда, термин «сыны Божии» в араб. тексте переведено – filii illustrium, в таргуме Онкелоса – filii principium, у Симмаха – υἱοὶ των δοναστεύοντων. Но это объяснение не выдерживает положительно никакой критики, будучи совершенно произвольным и не объясняющим дальнейших последствий указанного факта.
   Большинство других иудейских и христианских толковников древности, вместе с рационалистами нового времени, под «сынами Божиими» разумеют Ангелов. Будучи обстоятельно развито в апокрифических книгах – Еноха и Юбилеев и в сочинениях Филона, это мнение в первые века христианской эры, пользовалось такой широкой известностью, что его разделяли даже многие из отцов и учителей Церкви (Иустин Философ, Ириней, Афинагор, Климент Александрийский, Тертуллиан, Амвросий и др.). Хотя и верно, что под термином «сынов Божиих» Священное Писание иногда, преимущественно в поэтических отделах, разумеет «Ангелов» (Иов. 1:6, 2:1, 38 и др.), тем не менее, как самый контекст данного повествования и его положительно-исторический характер, так и филологическо-догматические требования не позволяют стать на сторону этого мнения.
   Единственно правильным, счастливо избегающим недостатков двух вышеуказанных мнений и удовлетворяющим всем филологическим, текстуальным и историко-догматическим требованиям считаем мы третье мнение, по которому под «сынами Божиими» следует разуметь благочестивых «сифитов». На стороне его стоит большинство прославленных своими экзегетическими трудами отцов Церкви (Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, блаженный Феодорит, Кирилл Иерусалимский, Иероним, Августин и др.) и целый ряд современных ученых экзегетов (во главе с Кейлем).
   Мнение это вполне оправдывается филологически, так как название «сынов Божиих» в Священном Писании обоих Заветов (Втор. 14:1; Пс. 72:15; Прем. 16:26; Лк. 3:38; Рим. 8:19; Гал. 3и др.) нередко прилагается к благочестивым людям. Этому благоприятствует и контекст предыдущего повествования, в котором при исчислении потомства Сифа во главе его поставлено имя Бога, почему все сифиты представляются как бы Его детьми. Еще решительнее то же самое указывает заключительный стих 4 гл., где (Быт. 4:26) говорится, что в дни Еноса сифиты начали торжественно призывать имя Господа и сами называться в честь Его «сынами Божиими». Наконец, за это же говорит и самый характер браков, заключенных между сынами Божиими и дочерьми человеческими: по смыслу употребленного здесь библейского выражения – это не были временные и противоестественные связи (каковые только и могли быть сношения Ангелов с женами), а обычные браки, правильные юридически, хотя и пагубные по своим моральным последствиям.

"что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал"

Если мы припомним, что при характеристике каинитянок физическая красота и чувственная прелесть стояла на первом плане (Ада, Цилла, Ноема), то станет ясно, что здесь бытописатель говорит именно о каинитянках. При таком понимании «сынов Божиих» и «дочерей человеческих» мы вполне выдерживаем и данное в тексте противопоставление их: как те, так и другие – представители одного и того же первобытного человечества; но, будучи сходны по природе, они противоположны по своему духовно-нравственному настроению: «сыны Божии» были выразителями всего доброго, возвышенного и хорошего; дочери человеческие, ведущие себя соблазнительно – олицетворение земных чувственных интересов. Со временем противоположность нравов исчезает – сыны Божии смешиваются с дочерьми человеческими, чем стирается грань между добром и злом и дается полный простор господству низших, чувственных интересов плоти в ущерб высшим интересам духа.
__________________________________________________________________

Вопрос:
Бытие (6:1-4): сказано о сынах Божиих, исполинах, и человеках. Почему идет такое разграничение? И откуда они появились. Сыны Божии понятно, а в остальном - нет.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Под «сынами Божиими» вслед за древними экзегетами (святителями Кириллом Иерусалимским и Иоанном Златоустом, блаженным Августином, преподобным Ефремом Сириным, блаж. Феодоритом) принято понимать благочестивое потомство Сифа. Предположение, что здесь имеются ввиду ангелы, противоречит словам Иисуса Христа (Мк.12:25 - "Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах"). Дочерями человеческими названы потомки Каина.

«В то время были на земле исполины» (6:4). В еврейском тексте стоит "нефилимы". В Библии, кроме процитированного места, это слово встречается еще только в книге Чисел (13:34). Здесь они названы "сынами Енаковыми, от исполинского рода". Вряд ли между ними может быть этническая связь, потому что нефилимы, упомянутые в книге Бытия, погибли в водах потопа. В других священных ветхозаветных книгах также упоминаются люди необычайно большого роста (Вт.2:10:11; 2:20-21; Нав.12:4; 13:12), но в еврейском тексте употреблено другое слово — рефаимы. Предполагают, что одним из потомков их был житель филистимского города Гефы Голиаф, который был ростом "шесть локтей и пяди" (около 2 м. 93 см.) (1Цар.17:4).

Поскольку корень слова нефилим означает "разрушать, ниспровергать, развращать", то, возможно, что в тексте имеется в виду не громадный их рост, а бездуховное и безнравственное состояние. Это подтверждается следующим (5-м) стихом: "И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время". Поскольку эта всеобщая испорченность была глубокой и необратимой, то и был наведен всемирный потоп.
Николай П.Т.
2017/01/31, 09:33:04
Уважаемый Николай П.Т., а кто такие в книге Бытия сыны Божии и дочери человеческие и исполины?
Феодосия
2017/01/29, 19:44:06
ПОЧЕМУ ПОГИБ ДОПОТОПНЫЙ МИР.

«Как было в дни Ноя, так будет и в дни Сына человеческого: люди ели, пили, женились и выходили замуж, и так вплоть до самого дня, пока Ной не вошел в ковчег, а потом пришел потоп - и все погибли. То же было и в дни Лота: ели, пили, продавали, покупали, сеяли, строили, но в день, когда Лот покинул Содом, пролились на землю сера и огонь - и все погибли. Так будет и в день, когда явит себя Сын человеческий!» (Евангелие от Луки 17:26-30)

Если бы современный человек мог перенестись в допотопную цивилизацию, он бы увидел, в сущности, привычный для себя мир людей, живущих весьма комфортно и без Бога.
Эти люди «брали от жизни все»: стремились обрести достаток, стать успешными, достичь долголетия и даже бессмертия путем физического совершенства и познания тайн природы. Но весь их мир, как сказано в Библии, Бог скрыл под водами всемирного потопа (Быт. 7, 23). Почему? Разве нельзя было как-то их образумить и пощадить?
Причина потопа указана в Священном Писании. Однако библейские слова о великом развращении людей на земле, так «что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6, 5), – не значат, что до потопа землю населяли лишь злобные и беспощадные убийцы. Ведь Ной был праведным, то есть не таким, как все, но никто по отношению к нему не проявлял агрессии. Допотопные люди вполне могли составлять и благоустроенное общество с высоким уровнем политического, технического, социального и культурного развития. Они просто были самодостаточны.
Здесь надо отметить, что, если в психиатрии самодостаточность относится к положительным характеристикам индивидуума, указывая на его способность самостоятельно решать вопросы и нести ответственность, то в религиозном контексте самодостаточность означает изолированное от Бога существование человека. Живших до потопа людей все земное устраивало настолько, что Господь их не интересовал. Это и есть подлинное зло – пребывать вне Творца, Который есть совершенное Добро, и не стремиться к Нему.
Характеристика допотопных людей как исключительно плотских: «потому что они плоть» (Быт. 6, 3), указывает на то, что все их желания, мысли, деятельность уклонились от Бога к земному существованию. Человеческий род окончательно избрал генеральным направлением своего развития благоустройство земной жизни и полностью забыл о развитии духа. Люди отказались от своего изначального предназначения быть жилищем Творца и одухотворять остальное творение.
Вне Эдема вместо покаянного обращения к Богу, мольбы о восстановлении райского общения, человечество всецело обратилось к устройству материального мира, начало строить рай на земле без Бога, надеясь на свои собственные силы. Тем самым люди укрепляли, цементировали свое отпадение от Бога, то есть пребывание во зле. Это совершенствование в богоотступничестве достигло такой степени, что Господь признал окончательную неспособность человеческого рода принять Дух Божий из-за того, что люди всецело подчинились плотским устремлениям.
Смысл бытия человечества после отпадения Адама от Творца состоял в подготовке к Боговоплощению, к обретению людьми способности воспользоваться даром вечной жизни, который Бог был готов им дать. Когда же они совершенно оставили надежду на возвращение к благодатному общению и стали заботиться только об устройстве своей земной жизни, смысла в продолжении их существования больше не осталось.
Сострадание и любовь Творца к обрекшим себя на уничтожение допотопным людям проявились и в том, что Он дал им еще 120 лет, чтобы они покаялись: обратились от своего нечестия к Богу. За отведенный срок все жившие на Земле узнали про «чудака» Ноя, который строил корабль посреди суши и утверждал, что человечество обречено на смерть. Строительство Ноем ковчега – это прообраз новозаветной проповеди покаяния, звучавшей из уст Иоанна Крестителя, призывая людей изменить себя и свою жизнь (Мф. 3, 1–12; Лк. 3, 7–14).
Но люди, забывшие Бога, отрицавшие Его существование всем своим образом жизни, остались глухи и слепы. Они руководствовались сиюминутными потребностями и спешили приобретать, накапливать и жить в свое удовольствие, не задумываясь о Боге и вечности. Мысль о духовном обновлении была для них лишена смысла. И тогда, чтобы положить предел злу, Бог посылает на землю бедствие в виде всемирного потопа, потому что иного способа прекратить зло, уже не осталось.
Николай П.Т.
2017/01/13, 21:24:47
СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ.
Старцы-повествователи изобразили с простотою и верностию как изумительное духовное совершенство иночества первых веков христианства, так и разнообразные увлечения многих членов его немощию растленного падением естества. И при верности, соединенной с простотою, которыми отличается эта живопись, – положение древнего монашества, будучи отделено от нас пространством многих веков, остается недовольно ясным, как бы здание, отделенное от взоров густым туманом.
От зрелища, представляемого древностию, обратимся к зрелищу, представляемому современностию. Что должны сказать мы о себе? как жить, как действовать нам? Ответ на эти вопросы находим у древних иноков: они предвозвестили о нашем положении; они и предначертали образ действования в этом положении.
«В последнее время, – сказал один из них, – те, которые по истине будут работать Богу, благоразумно скроют себя от людей и не будут совершать посреди их знамений и чудес, как в настоящее время. Они пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими Отцов, прославившихся знамениями». Какое основательнейшее наставление, какое утешение для нас в этих пророческих словах знаменоносного и духоносного Отца! По причине умножения соблазнов, по причине всеобщности и господства их, по причине забвения евангельских заповедей и пренебрежения ими всем человечеством – необходимо для желающего спастись удаление от общества человеческого в уединение наружное и внутреннее. По причине иссякновения благодатных руководителей, по причине умножения лжеучителей, обманутых бесовскою прелестию и влекущих весь мир в этот обман, необходимо жительство, растворенное смирением, необходимо точнейшее жительство по евангельским заповедям, необходимо соединение молитвы с плачем о себе и о всем человечестве, необходима осторожность от всякого увлечения разгорячением, думающим совершать дело Божие одними силами человеческими, без действующего и совершающего Свое дело – Бога. «Спасаяй да спасет свою душу» (Быт. 19:17), – сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим. Себя спасай! блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения: это – великий и редкий в наше время дар Божий.
Остерегись, желая спасти ближнего, чтоб он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно. Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его. «Ныне почти нет истинного благочестия, говорит уже Святитель Тихон за сто лет пред сим: ныне – одно лицемерство». Убойся лицемерства, во-первых, в себе самом, потом в других: убойся именно потому, что оно – в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение. Не подвизайся напоказ человекам, но в тайне для твоего спасения, пред очами Бога, – и очистится твое поведение от лицемерства. Не осуждай ближних, предоставя суд над ними Богу, – и очистится сердце твое от лицемерства.
Преследуй лицемерство в себе, изгоняя его из себя; уклонись от зараженных им масс, действующих и намеренно и бессознательно в направлении его, прикрывающих служение миру служением Богу, искательство временных благ искательством благ вечных, прикрывающих личиною святости порочную жизнь и душу, всецело преданную страстям.
Николай П.Т.
2017/01/13, 21:19:19
Уважаемая Феодосия!
Эти полезные наставления, под названием:
ДУХОВНЫЕ ПОУЧЕНИЯ. КАК СПАСАТЬСЯ, ЕСЛИ НЕТ СТАРЦЕВ.
оставил нам старец схиархимандрит Серафим (Романцев).
Николай П.Т.
2017/01/12, 10:00:48
Спаси Вас Господи, Николай П.Т.! Очень полезные наставления, я их себе распечатаю, что бы не забывать, интересно: чьи они?
Феодосия
2017/01/10, 14:47:22
Старец Серафим (Романцев) (1885-1975)
Великий Глинский старец схиархимандрит Серафим, как и старец Андроник, прошел тот путь, которым было суждено пройти множеству русских монахов и священников — старец был арестован, выслан на строительство Беломорканала, проживал в Киргизии, после войны жил в Ташкенте, где был духовником при кафедральном соборе. 30 декабря 1947 года старец вернулся в Глинскую пустынь, а в следующем году был назначен духовником обители.
После закрытия Глинской пустыни схиигумен Серафим переехал в Сухуми, где продолжал свои старческие труды, будучи духовником кафедрального собора. И сюда к нему стекалось множество богомольцев. Никогда до этого Сухумский храм не был переполнен так, как при старце Серафиме.

ДУХОВНЫЕ ПОУЧЕНИЯ. КАК СПАСАТЬСЯ, ЕСЛИ НЕТ СТАРЦЕВ.

«Все имеют скорби. Они заменяют старцев, скорби попускает Господь, зная сердце каждого. Никто не поможет и не изменит, если не менять себя. Начинать надо со внимания к языку и уму. И надо постоянно следить за тем, чтобы обвинять себя, а не других».

«...Мы должны все переносить с детской покорностью — и приятное, и неприятное, и за все прославлять благого Бога. Пришла какая скорбь или болезнь, будем говорить: «Слава Тебе, Господи». Умножились ли скорби и болезни, опять: «Слава Тебе, Господи». Безотрадные скорби и болезни усилились и ведут ко гробу, и опять: «Слава Тебе, Господи». Ибо по смерти вечно будем жить и радоваться во светлостях святых. А потому, что бы ни случилось с нами, за все будем благодарить Бога и говорить: «Слава Тебе, Господи». Болезнями и скорбями Господь врачует греховные раны нашей души.

Переноси все трудности с благодарением к Господу, Он никогда не дает человеку крест, который тот не смог бы понести, и Своей благодатью укрепляет нас к преодолению трудностей. А ропотом и отчаянием мы отталкиваем от себя божественную помощь и, будучи сами не в состоянии нести бремя своих грехов, все более и более удаляемся от Бога.

«Великий старец преподобный Серафим так говорил: «Не имеющий скорбей не имеет спасения», — а поэтому нам надо взять свой крест скорбей и трудностей житейских и понести его безропотно, благодаря за все Господа. Господь не возлагает на нас Своего Великого Креста, но заповедует взять каждому свой собственный, то есть быть готовым перенести столько страстей, внешних и внутренних искушений, сколько на каждого наводит наказующее, очищающее и вместе с тем милующее Провидение Божие. Так и настройтесь, чтобы всегда говорить, всем существом своим чувствовать: «Все для меня делает Господь». Так и во всей жизни: при нападении страстей и при всяких искушениях вражиих, в болезнях, в скорбях, в бедах и напастях — во всех трудностях жизни говорите: «Все для меня делает Господь, а я сам не могу ничего сделать, ничего стерпеть, превозмочь, победить. Он — сила моя!»

Как начать исправляться? — «Начинай каждый день утром полагать начало благое, прося словами Златоуста: «Господи, сподоби мя любити Тя...»

«Заметишь, что не удалось сделать все, что хотелось, скажи: «Господи, помилуй!» Надо бы заставить себя, да лень одолела — «Господи, прости». Если кого, забывшись, осудишь — скорее кайся, если что нарушишь — тоже. Покаявшись, старайся не грешить, а на допущенном не останавливай внимание, чтобы всегда иметь покойный дух,ни на что и ни на кого не возмущайся».

Многие жаловались на болезни, на что старец говорил: «Болезни допускаются тогда, когда мы не способны к подвигам. Наше горе в том, что мы очень нетерпеливы и малодушны».

Большим утешением в болезнях был бы навык непрестанной Иисусовой молитвы. Она «прививается» только при сокрушении о грехах и смирении. Старец говорил, что опытно знающие о том, какую радость дает молитва, уже не хотят перемен, так как боятся потерять молитву в суете будней.

Когда хотите побеждать бесов, уступать должны человекам. Оскорбит ли кто? Уступи ему, и наступит мирная тишина, избавляющая душу от смущения. В духовной жизни не воздается злом за зло, но зло побеждается благочестно. Добро творите обидящим вас, молитесь за творящих вам напасть и всю печаль возложите на Господа. Он заступник и утешитель страждущим.

Духовное богатство приобретается в терпении. Терпение же испрашивается непрестанной молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», — и помилует.
Николай П.Т.
2017/01/06, 13:53:04
Как уже сообщалось в новостях, 27 декабря 2016 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было утверждено «Положение о курсах повышения квалификации священнослужителей Русской Православной Церкви».
Согласно этому документу, клирикам Русской Православной Церкви отныне постановлено проходить повышение квалификации не реже одного раза в 7 лет, сообщает пресс-служба Патриархии. После прослушивания курса будет проводиться аттестация. Клирики, которые не смогут успешно сдать этот экзамен, могут быть переведены на другое место служения, отстранены от исполнения богослужебно-пастырских обязанностей, почислены за штат и даже запрещены в священнослужении.
Так наших священнослужителей стараются подогнать под один формат – модернистско-экуменический, попутно выявив и отсеяв (или отправив в глубинку, а то и под запрет) всех «несоответствующих».
Но разве соответствие званию священнослужителя определяется успехами в прохождении курсов и последующей аттестации (откинем даже пока экуменическо-модернистскую заточенность курсов)? Разве было у нас, в нашей Церкви прежде нечто подобное?
«Успех» священника, его соответствие божественному призванию служения Господу всегда определялось духовными качествами батюшки. Как он совершает службу, как исповедует, как заботится о спасении пасомых, как печется об их духовных нуждах? Ведь и не имеющий образования священник – совершенный простец – может (и зачастую именно так и бывает) более способствовать духовному возрастанию своих чад, в отличие от академиста, иногда способного лишь к произнесению богословских проповедей, смысл которых улавливают лишь 2-3 человека со всего прихода.
Рекомендуем Вам к прочтению очень интересную историю, рассказанную архимандритом Павлом (Груздевым) – «Трое Вас и трое нас. Помилуй нас!».
Этот рассказ хоть и не велик, но содержит в себе великое назидание! Заправленный юмором, он и улыбкой Вас одарит.

Плывет архиерей на небольшом корабле по морю паломнической поездкой в Соловецкий монастырь помолиться. И вдруг видит, как народ с корабля показывает на невдалеке лежащий островок.
— Владыко, все утверждают, что на том острове 3 святых человека живут, – сказал один человек из народа.
Архиерей удивился. Немного подумав, он приказал остановить корабль, и спустившись в шлюпку поплыл со своими приближенными на этот островок. Подъезжает. Стоят трое, Бог знает, во что одеты… Кланяются. Владыка, не сводя с них заинтересованного взгляда, благословил их, и спросил:
— Ну, расскажите, добрые люди, кто вы и сколько здесь пропадаете?
— А мы не знаем, владыко, сколько годов, может, двадцать, а может, тридцать, ― отвечали они. ― Мы были рыбаками, промышляли рыбу на этом море. Поднялась сильная буря, все разметало. Мы трое на доске дали Богу обещание: «Господи, если очутимся на земле, с этого места не уйдем…». Раз в год приезжают к нам священники с материка, исповедуют и причащают.
— Понятно… ― протянул архиерей, ― вы значит исполняете свое обещание… А как вы молитесь?
— Владыко, какие мы молитвенники! ― махнул один из них рукой. ― Учили аз, буки, веди, да и то не научились. А знаем, что на небе Святая Троица — Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. И мы: я, Вася, Ванька и Илюшка — сами сочинили молитву: «Трое Вас и трое нас. Господи помилуй нас».
— Ой-ой-ой! ― замахал в свою очередь архиерей. ― Что вы, что вы! Это не молитва, а…
В общем надо вам выучить хотя бы ту главную молитву, которую дал Сам Господь: «Отче наш, иже еси на небесех…».
Пустынники склонили головы, и стали повторять за архиереем слова молитвы.
Наконец, молитва была выучена. Благословил их владыка и поплыл к кораблю, а сам думает: «Какие еще люди есть на Святой Руси! Чудаки!».
Ночь. Архиерею не спится, ходит по палубе и вдруг видит: в той стороне, где остров — зарево… А свет все ближе, ближе… Наконец, видит: те трое подхватились за руку, да и бегут…
— Владыко, мы забыли молитву! Давай снова учить!
Архиерей с минуту не мог проговорить ни слова. Стоя в удивлении, он смотрел округлившимися от изумления глазами на тех трех пустынников, которых еще недавно считал чудаками, и которые только что пришли к нему по воде, как по суше.
— Милые люди! – учащенно дыша, сказал архиерей. ― Я у престола Божия стою, облачен от Бога высшей властью священства, все молитвы знаю, но по морю бегать не умею! А вы только и знаете: «Трое Вас и трое нас. Помилуй нас», но у вас чистое сердце. Пойдите с Богом на свой остров и живите и молитесь так, как живете и молитесь!
К этому дивному рассказу, дорогие наши читатели, можно прибавить поговорку преподобного Амвросия Оптинского:
«Где просто, там Ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного» рассказывать которую любил преподобный Оптинский старец Амвросий.

Этот рассказ как нельзя лучше отражает мысль о более благодатной и доходчивой до Бога молитве простецов, нежели ученых священников. Ученый – «соответствующий», прошедший на отлично аттестацию священник (опять же, не принимая во внимание то, что сама аттестация носит характер модернистский, неправославный), вряд ли стяжает больше дарований, вряд ли станет служить благоговейнее или исповедовать внимательнее, молиться доходчивее.
А вера священника не должна меняться не то что раз в семь лет, но никогда – как он принял учение Христово (не искаженное модернистскими толкованиями, а святоотеческое, веками хранимое Церковью) в сердце своем, так и должен его пронести до конца своей жизни, действуя в соответствии с ним и так же наставляя вверенных ему Господом чад.
Николай П.Т.
2017/01/05, 18:46:45
С наступающим Рождеством Христовым!
Думается мне, что только избранным Своим Господь дает таких духовных отцов как архимандрит Кирилл. А нам, думающим, что веруем, достаются крохи в виде их книг. И за это - Слава Богу! Слава Богу за все!
татиана
2017/01/04, 04:13:48
Господи прости грехи мои вольные и невольные.
Господи спаси, сохрани и помилуй.
ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА. АМИНЬ.
раба Божия Татьяна
2017/01/03, 09:47:31
Понять различие между обычным умом и Благодатью под силу только таким духоносным старцам, как отец Кирилл.
Феодосия
2017/01/02, 12:23:56
Всех поздравляю с Новым Годом и наступающим Рождеством Христовым Боже спасибо за помощь нам Мы многие в миру молимся Иисусовой молитвой но рядом нет духовников они или ушли в мир иной или далеко да и беспокоить таких достойных людей как то стеснительно А такие статьи ну просто спасение для нас Вот и недавно была статья Я поняла за что меня так гнали с хора теперь надо быстренько на исповедь можно сказать я попусту осуждала людей вот где надо бы смирение если бы раньше узнала так и не грешила А у Вас все очень просто и емко написано читаешь как будто тут же и делаешь Всем Афонцам доброго здоровья Я рада что мы теперь с Вами
алла
2016/12/31, 19:34:56
/пока мы живем в теле/

С грехом нам не расстаться:
Сей мир таит в себе соблазнов тьму,
А плоть болезненная липнет к лакомствам,
К покою, развлеченьям без разбора - "кожаные ризы".

О, Иисусе, слАбы и гордЫ мы все, спастись нам без Тебя - никак...

Владыка наш Господь Спаситель - единый благ Податель,
Всё упование на Тя смиренно возлагаем(христиане),
Приими от нас сей малый труд, какой несём,
И дАруй нам спасенье в вечности Твоей
Молитвами отцов святых. Аминь.
Павел
2016/12/31, 14:52:45
Да,трудно идти правильным путем, не ошибиться.Особенно трудно быть без духовника.Есть только храмы,но там все меняется и священники в том числе, поэтому трудно без духовника.Надеемся на помощь самого Господа,да вот и Ваш сайт помогает.Спаси Вас всех Господи и помилуй.
ирина
2016/12/30, 23:39:12
во спасение просто поверить в Отца всей Душою . с рождеством Христовым .
валериан
2016/12/30, 20:02:41
Спаси Господи , очень интересно и поучительно ,благодарю р,б,Нина .
Нина
Добавить комментарий:
* Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Последние обновления на портале
Заказать поминание на Афоне
Написать икону на Афоне
Виноградная Лоза Симеона Мироточивого, Афон, Хиландар
Честной пояс Богоматери
Конкурс на лучшую фотографию Святой Горы Афон
Афон, И.А. Гарднер, Впечатления и воспоминания - I
Святая Гора Афон, И.А. Гарднер, Воспоминания - II
Высказывания католиков об Афоне. Божья Гора. Амарандо Сантарелли
Паисий Святогорец
Афонский патерик или Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе просиявших
Афонский спецназ. Старец Ипполит (Халин)
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть I
«Лучшее стихотворение об Афоне»
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть II
Паисий Святогорец. Житие - III часть
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) - IV часть
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть V
Филофей Коккин Житие Саввы Нового - Часть I
Филофей Коккин Житие Саввы Нового Часть II
Паисий Святогорец Отношение к электронным паспортам
Порфирий Кавсокаливит об антихристе и электронных паспортах
Старец Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис)
Павле Рак Приближения к Афону (Одно из лучших описаний!)
Порфирий Кавсокаливит, Часть I
Порфирий Кавсокаливит Поучения Часть II
Сергий Веснин
Афон 1844 Письма святогорца Часть I
Афон 1845 Письма святогорца Часть II
Афон 1846 Письма святогорца Часть III
Афон 1847 Письма святогорца Часть IV
Афон 1848 Письма святогорца Часть V
Афон 1849 Письма святогорца Часть VI
Неизвестные страницы истории
Герасим Менайас
Афон фото
Василий (Григорович-Барский) Странствования
Лучшие фотографии Афона
Житие Илариона - Грузина
Афон: вчера и сегодня
Порфирий (Успенский)
Силуан Афонский
Сергей Соловьёв
Athos
Ученым
История России
Святая Гора XVIII - XX Исторический контекст эпохи
Отзывы о книгах
Анонсы книг
Русский Афон
Нил Сорский
Паисий Величковский
Русские старцы об Афоне
Святые Афона
Старцы Афона
Форум портала Афон
Монах Симеон Афонский
Крест
Сладкое Лобзание
Достойно Есть
Иверская Икона Вратарница Афона
Скоропослушница
Всецарица
Троеручница
Млекопитательница
Страшное Предстательство
Отрада Утешение
Экономисса
Одигитрия
Целителя Пантелеймона
Праведной Анны
Николая Чудотворца
Николы
Икона Георгия Победоносца
Икона Богоматери Милующая
Акафист и икона Божией Матери Игумении Горы Афонской
Икона Богородицы Ктиторская
Богоматерь
Богородица Елеоточивая
Икона Божьей Матери Иерусалимская
Пресвятая Богородица Герондисса
Икона Св. Иоанна Предтечи
Акафистная
Икона апостолов Петра и Павла
Икона Богородицы Мироточивая
Монреальская Иверская икона
Икона Богородицы Одигитрия
Икона вмч. Георгия
Икона Преображения Господня
Афанасий Афонский житие икона
Тихвинская икона
Живоносный Источник
Иерусалимская
Икона великомуче­ника Георгия Зограф
Богоматерь Скорбящая
Мати Молебница
Святыни Афона
Акафист
Матрона Московская
Гавриил Зырянов Икона Акафист
Жития
Русские монастыри скиты
Тайны Афона
Новый Афон
Соловки
Валаам
Троице Сергиев Лавра
Киево-Печерская Лавра
Иеромонах Симон "Тихие песни уединения"
Иером. Серафим (Захаров). Живое предание Афона
Фильм: Игумен архимандрит Евлогий (Иванов)
Закончена публикация писем Сергия Веснина, это, без сомнения, лучшее описание Святой Горы Афон. Мы закончили публиковать Житие старца Паисия Паисий Святогорец Житие. В историческом разделе начата публикация истории строительства Новоафонского монастыря: Новый Афон монастырь в Абхазии на Новом Афоне.

Свобода - это | Свобода | Дверь, которая нарисована на стене | Свобода в Любви | Как стать свободным | Вкус Свободы | Умереть за Любовь| Скорби | Необходимое и лишнее | Нечистая совесть | Окаменевшее сердце | Смерть | Жизнь | Союз двух сердец | Истинная Любовь | Высшая форма Любви | Преданность и верность | Труд сердцем | Прямота и честность | Стойкость и решимость | Умение любить | Верность | Деньги | Богатство | Духовное здоровье | Человек – это | Ум и разум | Ум | Предательство| Улица детства | Язык Любви | Стихи о Любви | Вечная Любовь | Суть Любви | Любовь и правда | Правда| Молитвы| Любовь и страсть | Любовь и жизнь | Цельная Любовь | Здоровье души| Смирение и помыслы| Истинное смирение| Смирение и ум| Смирение и страх| Смирение и мир| Преданность| Катунакия | Каруля | Керасья | Келия Провата | Скит Малая Анна | ... и многие другие тайные тропы Святой Горы...

Монастыри Афона
Великая Лавра Афанасия | Ватопед | Ивирон
Хилaндар | Дионисиат | Кутлумуш | Пантократор
Ксиропотам | Зограф | Дохиар | Каракал | Филофей
Симонопетра | Агиа Павла | Ставроникита | Ксенофонт
Григориат | Эсфигмен | Пантелеимонов | Констамонит

Русские обители Афона| Пантелеимонов монастырь | Старый Русик | Андреевский скит | Ильинский скит | Скит Новая Фиваида | Создание скита Новая Фиваида | Крумница | История скита Крумница | Ксилургу
Пока мы не решились на Добро, стяжание его представляется трудным, но как только мы решимся, трудности отступают. (Монах Симеон Афонский, из устных поучений)

Афон статистика ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi & Илья

При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать
активную ссылку http://www.isihazm.ru

(В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!)

Монастырь Дивеево