Панселин. Жизнеутверждающее и «цветущее» богословие фресок
Фрески Протата - древнейшие фреска Афона
Фрески Протата перекликаются с фресками монастыря Ватопед (1312), которые занимают огромное пространство. Эти фрески относятся к критской школе, берущей основании в стиле Панселина.
Мануил Панселин. Фрагмент фрески «Крещение». Протат.
Панселин, во всём «реалистичен», во всём «жизнеутверждающ», динамически накладывает белизну на видимое и извлекает такую глубочайшую росу, что ты чувствуеш, как весь твой ум сияет белой молнией. Как стена, убеляются все силы радости и все силы боли, так что несказанные очистительные и чудесные воды бьются в самой глубине твоей души.
Всем открытя красота македонского живописца и несравненная благодать — это как будто всесветлая игра жизни и смерти. Краски открывают её в православной вери Христовой. И как в древней трагедии предстаёт плоская проекция естественного явления перед самыми естественными небесами. Панселин учит нас, что метафизика — столь же необходимая вещь, как и жизнь.
В отличие от Феофана Критского (Феофана Грека), который живя уже во времена турецкого владычества, был строг и непреклонен, чтобы сохранить в целости веру греков, Панселин цветёт и вновь расцветает в очах, продолжая природу без принуждения.
Протатский храм более всего похож на украшенную невесту. Росписи 18 века повествуют нам о событиях в ярких красках, прежде всего красной и фиолетовой. Фиолетовый, почти морской цвет, и оранжевая охра — это цветовая градация Критской школы, которая вообще употребляет оттенки розового.
Гармония фресок в Протате имеет какую-то почти нематериальную прозрачность. Сладкий фисташковый цвет, зелень и блестящая охра. Свет, отражаемый красками, наполняет церковь, создавая подобающую атмосферу для совершения божественных Таинств.
Мануил Панселин. Святой Вакх. Фреска. Протат.

Мануил Панселин. Фрагмент фрески «Успение». Протат.
Иконографическая программа росписи Мануила Панселиноса в соборе Протата включает в себя 40 основных композиций, разделенных на 4 тематических цикла. Грандиозная композиция «Успение» , посвященная престольному празднику, занимает всю западную стену нефа на третьем верхнем регистре росписи.
Особенностью главной композиции является размещение всех апостолов справа от одра Богоматери, в то время как сонм ангелов вместе с группой скорбящих женщин изображен в левой части фрески Аналогичную структуру можно наблюдать в росписи часовни св. Евфимия в солунской церкви св. вмч. Димитрия, выполненной в 1302–1303 гг. также Мануилом Панселиносом, а также в сербской церкви свв. праведных Иоакима и Анны в Студенице.
В Успенском соборе Протата такая акцентированная иерархичность во многом соотносилась с уставными особенностями и самой организацией монашеского подвизания на Святой горе Афон — земном уделе Пресвятой Богородицы.
Задостойник
Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая: девствует бо рождество, и живот предобручает смерть. По рождестве Дева, и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое.
|