Храм Протата - древнейший храм Афона
Фото О. Г. Ульянова
Успенский собор Протата. Святая гора Афон
Фото О. Г. Ульянова
Успенский собор является самым ранним из всех сохранившихся на Святой горе Афон храмов и расположен в центре Кареи — столицы этого единственного в своем роде монашеского государства.
Второе название собора — церковь Протата — связано со званием прота, который впервые упоминается в источниках в 908 году.
Уже в Первом Уставе Святой горы, утвержденном императором Иоанном Цимисхием в 972 г., прот признан главой всего Афона. По этому Уставу в престольный праздник главного храма — на Успение Пресвятой Богородицы — в столице Афона проходил ежегодный собор настоятелей всех святогорских обителей.
Следует заметить, что до этого афонские насельники стекались в Карею на общие празднования трижды в год — на Пасху, Рождество и Успение. В 964–969 гг. первое здание собора Протата, уже не вмещавшее всех участников карейского собора, было перестроено в значительно большую по размерам базилику с трансептом (19 м х 16,5 м при высоте 11 м) благодаря вкладу стратига Льва Фоки, брата императора Никифора Фоки.
В правление императора Михаила Палеолога VIII афонское монашество, несмотря на давление патриарха Иоанна (Векка), отказалось признать унию и решения Лионского собора 1274 г., в результате чего святогорцы были подвергнуты гонениям, а Успенский собор в Карее разрушен.
Его восстановление началось сразу же после интронизации императора Андроника II Палеолога (1282–1328), но не было завершено из-за каталонского разорения в начале XIV в. Об этом напоминает соборный кенотаф в северном нартексе (1534 г.) в память об иноках, замученных каталонцами.
Столь сильные испытания, которые выпали на долю столицы Афона, не могли не найти своего отражения в росписи Успенского собора, выполненной после каталонского нашествия на Святую гору Афон Мануилом Панселиносом.
Его работы в Протате, а также в Ватопедском монастыре произвели столь неизгладимое впечатление на святогорцев, что сразу же появились устные предания, приписавшие этому великому художнику большинство росписей других афонских храмов. Тем не менее, о росписи именно собора Протата сохранились письменные известия русского путешественника Барского (1744 г.) и сербского художника Зефаровича того же времени.
Фото: http://agioritikesmnimes.pblogs.gr/pages/10.html |