Главная
Заказать поминание на Афоне
Написать икону на Афоне
Новости
Стихи
Тексты
Переводы
Библиотека
Галереи
Иконы Афона
Поездка на Афон
Паломничество Афон
Монастыри Афона
Что такое Любовь?
Богатство?
Старец
Видео
Аудио
О проекте
Написать письмо
Все комментарии
Молитва
Карта сайта
Поиск
Скоро
2 августа
Пророка Илии Святогорские Панигеры: Русский скит Пророка Илии - Всех лаврских святых - Великая Лавра
Осталось 6 дней

Афон

 
информационный портал Святой Горы Афон. Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон. Советы о том, как организовать поездку на Афон, и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон: карты Афона, описания монастырей, троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона. Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале
Наш сайт в twitter - Присоединяйтесь к нам в группе В Контакте на facebook на странице facebook.isihazm.ru в Youtube. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев
В НАЧАЛО / НОВОСТИ / К. ДОЛГАНОВ. В ЧЕМ СУТЬ УНИКАЛЬНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МОНАШЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА СВЯТОЙ ГОРЕ АФОН?
К. Долганов. В чем суть уникальной воспитательной системы монашеской республики на Святой Горе Афон?

К. Долганов. В чем суть уникальной воспитательной системы монашеской республики на Святой Горе Афон?

 

Взгляд автора верен только отчасти. Православная школа - это лишь коридор с благочестивыми наклейками на стенах. Но по нему нужно еще и пройти. А кто будет идти автора не очень интересует.

 

В том-то и отличие Афона от России: общий уровень внутренней культуры греков несравненно выше. Поэтому там и существует уникальная воспитательная система. А русским она мало помогает, что соваться с постсоветскими понятиями в калашный ряд? Итак, ключ к воспитанию - внутрення культура, которую дает семья, а не отборные учителя.


Попробовав на зуб, что такое Православная школа, сейчас во многих храмах России отказываются от православных гимназий. А автор рассказывает сказки, как это хорошо. Сразу видно - человек живет в мире книг, сопоставлений, умозаключений. Эта статья имела смысл в начале 90-х, когда русские находились в глубокой духовной контузии. А сейчас уже поздно, выросло первое православное поколение, наступает прозрение.

 

Наконец, про "молодых людей, они просто светятся" автор, видимо, сам далек от темы. Достаточно посмотреть статистику по обоим уч. заведениям, какой процент "светящихся" после семинарии принимает священный сан. Статистика эта, естественно, особенно не афишируется... Так что, Бритва остра, да мечю не сестра. - Афон

 

 

В чем суть уникальной воспитательной системы монашеской республики на Святой Горе Афон? Об этом – наш разговор с доктором философских наук, профессором, членом Ученого совета Института философии РАН, президентом Фонда им. К. Н. Леонтьева и председателем Леонтьевского философско-богословского общества Константином Михайловичем Долговым.

– Константин Михайлович, одна из ваших книг – «Восхождение на Афон» – посвящена духовному пути русского мыслителя, дипломата Константина Николаевича Леонтьева, принявшего монашество под именем Климент. В чем, на ваш взгляд, состоит воспитательное значение Афона?

– В 2016 г. мы вспоминали 1000-летие присутствия русских монахов на Афоне. По документу – это так, хотя на самом деле русские поселились на Святой Горе гораздо раньше, и они действительно осуществляли духовное подвижничество в самом высоком смысле слова. И чем дальше развивается человеческое общество, тем большее значение приобретает Афон – как духовный центр мирового уровня, хранящий, вырабатывающий высшие духовные идеалы и ценности. И в этом смысле вся та гигантская работа, которая проводилась и проводится подвижниками Афона, изначально носит педагогический характер. Но не в узком смысле слова, когда мы рассматриваем педагогику как науку об образовании и воспитании, а в самом широком, универсальном понимании, когда богооткровенные истины ложатся в основу критериев, ценностей, и, если можно употребить в этом случае термин «универсальных моделей» – образования и воспитания человека.

«Безумно критиковать воспитателя»

Если мы откроем священные книги разных народов – Новый, Ветхий Завет, или учения Будды, Конфуция, то увидим, что опыт, мудрость и все самое высшее, что вырабатывает человечество, передается от человека к человеку, причем лично, а не просто, как сейчас, через какую-то трансляцию средств массовой информации. Возьмите индусов, древних египтян, народы, которые жили в Двуречье, – все у них персонифицировано, поименовано: такой-то учился у такого-то великого гуру, мыслителя, философа, духовного подвижника, а у него – следующий. В Древней Греции у Сократа учился Платон, у Платона – Аристотель и т.д.

В иночестве духовный руководитель, духовник также – личностно – направляет монаха на праведный путь. Самые великие представители иночества, умные, талантливые, беспрекословно воспринимали то, что исходило от духовника. С древних времен считалось, что отношения «учитель – ученик», «воспитатель – воспитанник» не терпят никакой критики. Учитель, духовник, воспитатель – это представитель Бога на земле, он передает не свое, личностное, а Божественное слово.

Сегодня – распространенная картина, когда ученик делает критические замечания в адрес учителя. Раньше это было исключено. Не потому, что люди не понимали, что у ученика может быть свое мнение, а именно потому, что учитель – это человек, передающий сокровенное знание свыше.

Еще более строго относились к воспитанию. Критическое зерно вызывает недоверие, это рушит все то, что воспитатель несет как личность. Бессмысленно, безумно критиковать воспитателя.

В качестве примера можно привести родителей. Мать, отец, если нет чужеродного влияния, для ребенка абсолютны, это первообразы, ничего другого ребенок до определенного возраста не знает. Их слова – истина в последней инстанции. И так должно быть – до тех пор, пока дети не станут зрелыми, взрослыми, воспитанными, образованными, подготовленными для самостоятельной деятельности.

В Древней Греции до 35 лет молодые люди могли только учиться, не имея права выступать публично. Почему? По той же причине: для выступлений человек должен был созреть. А если этого пока не произошло, если человек недостаточно воспитан, образован, то его выступления могут нанести огромный ущерб – и ему лично, и обществу.

Ошибаются педагоги и политические деятели, которые настраивают молодых людей на критическое восприятия в сфере образования, воспитания. Истоки нигилизма, анархизма, нравственной распущенности лежат в критицизме, который возникает у недостаточно образованных и недостаточно воспитанных людей.

Подобное исключено на Афоне, не только тогда, когда инок беспрекословно подчиняется, возрастая под непосредственным руководством старца, но и впоследствии, когда он сам становится монахом, начинает самостоятельную деятельность. Он все равно следует святоотеческой традиции, учению святых отцов, которые остаются для этого человека педагогами, великими людьми, от которых исходит добро. С их помощью можно совершенствоваться, они позволяют не сбиться с пути. Предание Церкви, святоотеческое наследие, традиции – все это имеет исключительно важное значение.

Святая простота

– То есть каждый духовник является педагогом?

– Больше того: духовное наставничество несравнимо глубже, шире, утонченнее, возвышеннее того, что мы называем педагогикой, которая в современном понимании имеет узко прагматический, практический характер. Здесь же схватывается суть человеческой души, призвания, человек получает самое глубокое универсальное воспитание и образование, следуя по пути совершенствования в нравственности, морали, религиозности, возводя все вещи к Богу.

Константин Николаевич Леонтьев – один из самых образованных людей своего времени, выдающийся мыслитель, свободный ум, писал: «Я с сыновней покорностью подчиняю свой ум моим духовным отцам, Афонским монахам... Я смиряю свой ум перед их мудростью, истинной духовностью, святостью... Мой ум ничего не значит по сравнению с тем, чем они обладают».

Леонтьев жил некоторое время в Оптиной пустыни и свои гениальные работы написал с благословения старца Амвросия Оптинского, получая его духовные наставления. Что значит самый великий человеческий ум по сравнению с мудростью духовной?


– На эту тему существует интересное святоотеческое высказывание: есть человек умный, есть мудрый, есть премудрый, а над всем этим – святая простота.

– Действительно, Леонтьев – и врач-естествоиспытатель, и настоящий писатель, и мыслитель-философ, эстетик, дипломат – выдающаяся во всех отношениях личность. И вдруг такое признание незначительности человеческого разума по сравнению с тем священным знанием и опытом, которыми обладают Афонские старцы, подвижники других монастырей!

Афон как центр образования и воспитания

Сегодня мы живем в эпоху огрубления, одичания, озверения человечества. За XX век мир пережил две большие войны, сейчас балансирует на грани третьей мировой войны. Что дает современное обучение, воспитание? Мы видим чудовищные пороки, пренебрежение к вере, отвержение Бога, циничное отношение ко всему святому, священному. Несмотря на рост объема научных знаний, развитие культуры, образования ощущается невероятный голод по высокой духовности, священному.

В советское время буквально за два–три десятилетия была создана великолепная светская культура мирового уровня. Но чего не хватало произведениям советских художников, живописцев, писателей, поэтов? Не хватало святости, веры как таковой. Конечно, в этих произведениях проглядывали традиции, и поэтому это была величайшая культура.

– Но европейская школа, не говоря уже о русской, всегда была теснейшим образом связана с Церковью, родилась в ее недрах. Когда и почему началась секуляризация воспитания, отделение школы от Церкви?

– Разные формы протестантизма привели к развитию критицизма сначала на уровне теоретических учений, а затем и в реальной жизни. Перед французской революцией Вольтер сказал о Церкви «уничтожьте эту гадину». Гегель провозгласил «Бог умер». Ницше повторил эту фразу. Я не говорю уже о Марксе, Энгельсе, большевиках, которые повели открытую борьбу против любой религии, вплоть до уничтожения храмов, священнослужителей, глумления над тем, что народы считали святым и священным. Как можно в таких условиях говорить о каком-либо воспитании? Но народ остается народом, он по-прежнему верил в Бога. Неслучайно Сталин в 1943 г., в разгар Великой Отечественной войны разрешил открывать духовные школы, храмы, это был серьезный шаг со стороны советской власти, и это помогло.

Современная педагогика в деле образования и воспитания должна многое брать из сокровищницы Афона и святоотеческой традиции. Модель общественной жизни отработана в афонских общежительных монастырях – смотрите, как люди должны общаться, сотрудничать, воспитывать молодежь. Существуют уставы монастырей. Вспомним, что у нас на Руси Преподобный Сергий Радонежский считал одной из главных задач возведение монастырей как центров общежительства, образования и воспитания. Благодаря новым обителям страна не просто осваивала земли – она становилась все более сплоченной, образованной и культурной. Дело Преподобного продолжили его ученики и последователи. Русь покрылась густой сетью монастырей – духовных центров образования, воспитания и сплочения народа.

Еще раньше – во времена святого равноапостольного князя Владимира – в одном только Киеве было открыто более 40 учебных заведений, где изучали древне¬греческий язык, латынь, церковно¬славянский. Это были первые центры подлинного духовного образования и воспитания.

– Сегодня в России есть подобные центры?

– Я неоднократно беседовал с учащимися Духовной семинарии в Калуге. Ее ректор – владыка Климент, митрополит Калужский и Боровский. Ничего, кроме восхищения, студенты не вызывают: русский язык – чистый, благородный; поведение, жесты, манеры, одежда, весь внешний и внутренний облик свидетельствуют о прекрасном воспитании молодых людей, они просто светятся! То же самое – учащиеся Московской духовной академии.

Думаю, что лучшие образцы духовного образования и воспитания, традиции, которые сохраняет и развивает Афон, должны оказывать влияние на все светские учебные заведения России. И все великие русские педагоги – Ушинский, Рачинский, Макаренко и многие другие – черпали свои знания из этого истока, который генерирует высшие духовные ценности и идеалы.

Добрая традиция возрождается

– А как практически сегодня можно продолжать эту традицию?

– Все упирается в воспитателей. Должны быть критерии отбора будущих преподавателей и воспитателей. Здесь важно призвание: не всякий может быть монахом, священником, ученым, педагогом. Не все способны, а некоторым это просто противопоказано. Простая вещь – настоящий монах, священник отличается даже внешне (не говоря уже о внутреннем мире) от светского человека: он более благообразный, благожелательный, добрый, открытый, от него веет благодатью.

Сегодня в школе начали преподавать Основы православной культуры. Это хорошо, но нужны квалифицированные кадры. Иногда учитель говорит, и дети замирают, сказанное захватывает. А если материал излагается скучно – ученики не знают, чем им заняться.

Но и родители должны быть заинтересованы в том, чтобы их дети изучали православие. Простой пример. Зайдите в любой музей: если человек не знает своей веры, не знаком с содержанием священных книг, что скажут ему великие произведения? А если он знаком со Священным Писанием, то при встрече с картинами великих мастеров он будет потрясен, получит новые ощущения, новые стимулы для творчества, для развития. А многие родители этого не понимают, потому что сами недостаточно образованы и воспитаны. Человек, не знающий Ветхого, Нового Завета, не образованный религиозно, духовно, не поймет искусства, классической музыки, литературы – Толстого, Достоевского, Пушкина, Лермонтова, Лескова, да и всего искусства в целом. В лучшем случае он усвоит произведения поверхностно.

Все великие русские философы были глубоко религиозными, верующими. Как человек, не имеющий религиозного образования, поймет Соловьева, Лосского, Бердяева, Франка и других? А это суть достижений всей человеческой мысли. Ребенок должен получать религиозное образование и воспитание в детском саду, в школе, в вузе. И родители должны понимать необходимость этого.

Недавно открылась кафедра теологии в МИФИ. Это хорошо. Но где у нас богословские факультеты? В нашей стране ощущается огромная нехватка высокообразованных богословов.

Церковное, религиозное воспитание сегодня просто необходимо. Откуда проистекают грубые отношения в семье, дикость в обществе – убийства, бандитизм? Когда человек воспитан в вере, он знает, что нельзя грешить: произносить грубые слова, оскорблять, лгать, завидовать, возносить себя, нельзя плохо относиться к живой и неживой природе и т.д. Неслучайно детей с младенческих лет воспитывали в страхе Божием, ибо страх Божий – начало премудрости.

В настоящее время на первое место зачастую ставят прибыль, выгоду, деньги. А с религиозной точки зрения деньги – ничто, оскорблять, тем более убивать из-за денег – это чудовищно и преступно. Чтобы человек не совершал столь греховные деяния, его надо с младенческих лет воспитывать в духе любви к другим людям, в духе добра и милосердия.

Наш Спаситель Иисус Христос совершил величайшую в истории человечества революцию, когда произнес в Своей Нагорной проповеди удивительные слова:

«Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:43–45).

– Константин Михайлович, в свое время вы возили своих сыновей на Афон, в другие святые места. Какие впечатления выносили дети из этих мест?

– Я помню, как меня со всей семьей пригласили на остров Патмос, когда праздновалась юбилейная дата Апокалипсиса Иоанна Богослова. По преданию, Апокалипсис написан в 68 г. н.э. Собрались богословы со всего мира. Сын Александр прослушал выступления, потом побывал на том месте, где святой Иоанн Богослов писал Апокалипсис, – пещера эта из гранита, потолок в ней треснул в форме креста во время землетрясения или грозы. Над пещерой возвели храм. Остров Патмос небольшой, вулканического происхождения. На нем есть все – и пустыня, и горы, и озера. Интересно, что во время нашего пребывания на острове мы постоянно ощущали какое-то внутреннее беспокойство, тревогу и в конце концов сделали вывод, что, может быть, именно поэтому только здесь и могло быть написано такое уникальное произведение, как Апокалипсис.

Сын пережил потрясение, которое трудно описать и забыть. После этого он дважды был на Афоне и испытал столь же сильные и незабываемые ощущения. В такие места необходимо по возможности брать с собой детей. Конечно, там не нужны автобусы с толпами паломников. Важна индивидуальная работа: если муж едет на Святую Гору – пусть возьмет с собой сына. Афон оказывает в высшей степени благородное образовательно-воспитательное воздействие на душу человеческую.

Беседовала Ольга Каменева

Источник: православный журнал «Покров»

 
 

 
Комментарии
Всего комментариев: 3
2017/02/09, 10:52:50
мы дети советского периода изучали научный атеизм. православную культуру прятали, искажали, став взрослыми, испытываешь чувство, что тебя обворовали духовно. Господи, дай сил и времени исправить ошибки молодости...
Ирина
2017/02/06, 11:00:45
Наука должна спасать мир, а многие используют знания в античеловеческих целях, особенно хитрые психологи. Господи спаси благослови нас добром и радостью
Ольга
2017/02/06, 07:56:42
Как точно сказано,что обязательно нужно правильное образование,бывает ,что от этого зависит судьба человека.Если не в полной мере дано наставление и воспитание,то потом человек подвергается пагубному воздействию и совершает грехи и ошибки.Афон оказывает в высшей степени благородное образовательно-воспитательное воздействие на душу человеческую, здесь и надо "черпать "опыт ,знания и большой пример по жизни.Господи помилуй нас.
ирина
Добавить комментарий:
* Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Последние обновления на портале
Заказать поминание на Афоне
Написать икону на Афоне
Виноградная Лоза Симеона Мироточивого, Афон, Хиландар
Честной пояс Богоматери
Конкурс на лучшую фотографию Святой Горы Афон
Афон, И.А. Гарднер, Впечатления и воспоминания - I
Святая Гора Афон, И.А. Гарднер, Воспоминания - II
Высказывания католиков об Афоне. Божья Гора. Амарандо Сантарелли
Паисий Святогорец
Афонский патерик или Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе просиявших
Афонский спецназ. Старец Ипполит (Халин)
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть I
«Лучшее стихотворение об Афоне»
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть II
Паисий Святогорец. Житие - III часть
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) - IV часть
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть V
Филофей Коккин Житие Саввы Нового - Часть I
Филофей Коккин Житие Саввы Нового Часть II
Паисий Святогорец Отношение к электронным паспортам
Порфирий Кавсокаливит об антихристе и электронных паспортах
Старец Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис)
Павле Рак Приближения к Афону (Одно из лучших описаний!)
Порфирий Кавсокаливит, Часть I
Порфирий Кавсокаливит Поучения Часть II
Сергий Веснин
Афон 1844 Письма святогорца Часть I
Афон 1845 Письма святогорца Часть II
Афон 1846 Письма святогорца Часть III
Афон 1847 Письма святогорца Часть IV
Афон 1848 Письма святогорца Часть V
Афон 1849 Письма святогорца Часть VI
Неизвестные страницы истории
Герасим Менайас
Афон фото
Василий (Григорович-Барский) Странствования
Лучшие фотографии Афона
Житие Илариона - Грузина
Афон: вчера и сегодня
Порфирий (Успенский)
Силуан Афонский
Сергей Соловьёв
Athos
Ученым
История России
Святая Гора XVIII - XX Исторический контекст эпохи
Отзывы о книгах
Анонсы книг
Русский Афон
Нил Сорский
Паисий Величковский
Русские старцы об Афоне
Святые Афона
Старцы Афона
Форум портала Афон
Монах Симеон Афонский
Крест
Сладкое Лобзание
Достойно Есть
Иверская Икона Вратарница Афона
Скоропослушница
Всецарица
Троеручница
Млекопитательница
Страшное Предстательство
Отрада Утешение
Экономисса
Одигитрия
Целителя Пантелеймона
Праведной Анны
Николая Чудотворца
Николы
Икона Георгия Победоносца
Икона Богоматери Милующая
Акафист и икона Божией Матери Игумении Горы Афонской
Икона Богородицы Ктиторская
Богоматерь
Богородица Елеоточивая
Икона Божьей Матери Иерусалимская
Пресвятая Богородица Герондисса
Икона Св. Иоанна Предтечи
Акафистная
Икона апостолов Петра и Павла
Икона Богородицы Мироточивая
Монреальская Иверская икона
Икона Богородицы Одигитрия
Икона вмч. Георгия
Икона Преображения Господня
Афанасий Афонский житие икона
Тихвинская икона
Живоносный Источник
Иерусалимская
Икона великомуче­ника Георгия Зограф
Богоматерь Скорбящая
Мати Молебница
Святыни Афона
Акафист
Матрона Московская
Гавриил Зырянов Икона Акафист
Жития
Русские монастыри скиты
Тайны Афона
Новый Афон
Соловки
Валаам
Троице Сергиев Лавра
Киево-Печерская Лавра
Иеромонах Симон "Тихие песни уединения"
Иером. Серафим (Захаров). Живое предание Афона
Фильм: Игумен архимандрит Евлогий (Иванов)
Закончена публикация писем Сергия Веснина, это, без сомнения, лучшее описание Святой Горы Афон. Мы закончили публиковать Житие старца Паисия Паисий Святогорец Житие. В историческом разделе начата публикация истории строительства Новоафонского монастыря: Новый Афон монастырь в Абхазии на Новом Афоне.

Свобода - это | Свобода | Дверь, которая нарисована на стене | Свобода в Любви | Как стать свободным | Вкус Свободы | Умереть за Любовь| Скорби | Необходимое и лишнее | Нечистая совесть | Окаменевшее сердце | Смерть | Жизнь | Союз двух сердец | Истинная Любовь | Высшая форма Любви | Преданность и верность | Труд сердцем | Прямота и честность | Стойкость и решимость | Умение любить | Верность | Деньги | Богатство | Духовное здоровье | Человек – это | Ум и разум | Ум | Предательство| Улица детства | Язык Любви | Стихи о Любви | Вечная Любовь | Суть Любви | Любовь и правда | Правда| Молитвы| Любовь и страсть | Любовь и жизнь | Цельная Любовь | Здоровье души| Смирение и помыслы| Истинное смирение| Смирение и ум| Смирение и страх| Смирение и мир| Преданность| Катунакия | Каруля | Керасья | Келия Провата | Скит Малая Анна | ... и многие другие тайные тропы Святой Горы...

Монастыри Афона
Великая Лавра Афанасия | Ватопед | Ивирон
Хилaндар | Дионисиат | Кутлумуш | Пантократор
Ксиропотам | Зограф | Дохиар | Каракал | Филофей
Симонопетра | Агиа Павла | Ставроникита | Ксенофонт
Григориат | Эсфигмен | Пантелеимонов | Констамонит

Русские обители Афона| Пантелеимонов монастырь | Старый Русик | Андреевский скит | Ильинский скит | Скит Новая Фиваида | Создание скита Новая Фиваида | Крумница | История скита Крумница | Ксилургу
Пока мы не решились на Добро, стяжание его представляется трудным, но как только мы решимся, трудности отступают. (Монах Симеон Афонский, из устных поучений)

Афон статистика ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi & Илья

При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать
активную ссылку http://www.isihazm.ru

(В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!)

Монастырь Дивеево