Главная
Заказать поминание на Афоне
Написать икону на Афоне
Новости
Стихи
Тексты
Переводы
Библиотека
Галереи
Иконы Афона
Поездка на Афон
Паломничество Афон
Монастыри Афона
Что такое Любовь?
Богатство?
Старец
Видео
Аудио
О проекте
Написать письмо
Все комментарии
Молитва
Карта сайта
Поиск
Скоро
13 декабря
Святогорские Панигеры: Русский скит Святого Андрея Первозванного - память ап Андрея Первозванного
Осталcя 1 день

Афон

 
информационный портал Святой Горы Афон. Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон. Советы о том, как организовать поездку на Афон, и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон: карты Афона, описания монастырей, троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона. Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале
Присоединяйтесь к нам в группе В Контакте facebook на странице facebook в Youtube. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев
В НАЧАЛО / НОВОСТИ / СХИИГУМЕН СЕРАФИМ (ПОКРОВСКИЙ). МОЛИТВЕННЫЙ И ЛИТУРГИЧЕСКИЙ ОПЫТ СТАРЦА СОФРОНИЯ (САХАРОВА) В СВЕТЕ РУССКОЙ И АФОНСКОЙ ТРАДИЦИЙ
Схиигумен Серафим (Покровский). Молитвенный и литургический опыт старца Софрония (Сахарова) в свете русской и афонской традиций


Схиигумен Серафим (Покровский)

 

Молитвенный и литургический опыт старца Софрония (Сахарова) в свете русской и афонской традиций

 

 

 

Хорошо любить старца Софрония. И мы его любим. Но одно говорить, а о другом умалчивать - это подобно тому, как если бы больному дали лекарства от перелома, а гипс не наложили бы, или наоборот. От этого больше вреда, чем пользы. Пора уже признать ошибки старца Софрония, раз поднята тема: опыт старца Софрония (Сахарова) гармонично соединяет православную традицию России и Афонской горы.

 

Старец был великим созерцателем, но совершал и ошибки. Как раз у старца Софрония совместить гармонично две традиции не получилось. Создав совместный женской-мужской монастырь, тем самым в корне отвергнув святоотеческую традицию Афона, старец попытался скрепить этот диавольский союз православным бытом, т.е. афонским уставом в молитве и трапезе. Так что сам отец Софроний стал свидетелем того, как половина братства-сестричества переженилась и перевлюбилась. Мы сделали даже большой фильм на эту тему.

 

И тем не менее существует тенденция подавать ошибки старца как заслугу. Почему нельзя хорошее брать, а плохое - отвергать? В России или все принимают - или все отвергают.

 

Святые Отцы подробно описали путь. Иди по прямой дороге! Из-за того, что соверменные люди изменились, необязательно сворачивать в пропасть. - Афон

 

 

Долгая и сложная жизнь блаженного старца Софрония (1.07.93) вмещает в себя и гармонично соединяет православную традицию России и Афонской горы. Схиархимандрит Софроний родился в 1896 г. в Москве, в интеллигентной благочестивой купеческой семье. Первый опыт молитвы он получил от своей няни Екатерины, набожной простой крестьянской девицы, и, совсем маленький, он мог уже подолгу молиться у своей детской кроватки. Мать его, Екатерина, была также исключительным человеком. Как-то раз святой Иоанн Кронштадтский, указывая прямо на нее в толпе, сказал: «Вот, хороший человек!» Старец до конца жизни хранил о ней благоговейную память и чрезвычайно дорожил крестиком, которым мать благословила его перед отъездом из России, говоря: «Вот, мать благословила меня, и Бог сохранил меня всю жизнь». В его роду были и монахи, и очевидно, что хотя вся жизнь старца протекла вне России, по духу он — истинный русский сын. Он часто относил к своей собственной судьбе слова Солженицына: «Родиться русским — не то великое проклятье, не то великое благословение», и являлся носителем того духовного русского наследства, которому он был причастен в течение 14 лет в   Пантелеимоновом монастыре.

 

Внешне, несомненно, опыт Софрония очень сильно отличается от общепринятых форм русского благочестия. Старец не раз говорил: «Я - Афонский схимник»,дистанцируя себя от того представления и понимания Великой Схимы и вообще монашеского делания, которое уже давно сложилось в Русской Церкви. Рука Божия в силу трагических событий XX столетия оторвала старца на многие годы от живого общения с Россией, забросила его на Святую Гору Афон, где в течение 22 лет, сначала в русском общежитии Святого Пантелеймона, а потом уже в условиях афонской пустыни, он усваивал вековую аскетическую и мистическую культуру православного подвижничества. Но прежде всего и больше всего стяжал он духовные дары, по его же словам, сидя у ног великого Силуана, богонаученного простого русского крестьянина и боговидца, который в плане аскетического и молитвенного опыта стоит в одном ряду с великими русскими святыми Сергием Радонежским, Серафимом Саровским, Иоанном Кронштадтским. Их встреча в 1930 г. была судьбоносным моментом не только для Софрония, но и для всей нашей эпохи. В течение 8 лет он пил из уст вселенского светильника Силуана Живую воду Боговедения, которое впоследствии он и сам, с помощью своего собственного опыта, премудро изложил всем народам земли.


Промыслом Божиим старцу Софронию пришлось покинуть Святую Гору, пустынническое богообщение и оказаться в центре инославной и жестокосердной Европы, где прошел третий, самый длительный и творческий период его жизни. Как богомудрая пчела, собрав все богатство луга духовного, и через молитву, и многие муки, и болезни тайно обработав его в своем сердце, он преложил его в свое собственное догматическое сознание. Как «книжник, наученный Царству Небесному... выносит из сокровищницы своей новое и старое» (Мф. 13. 52), он предложил квинтэссенцию своего богоданного опыта, сладким нектаром своих писаний привлекая и услаждая сердца верных через живое свидетельство созданной им обители, испускающей свет Богопознания — по свидетельству дивной старицы Никодимы, игумений Ормильского монастыря: «Вот в этой пустыне старец насадил прекрасный сад, благоухающий благоуханием Святой Горы».
Старец Софроний преданно и жертвенно любил Россию, русский народ, Русскую Церковь, за которую он слезно и пламенно молился в своей афонской пещере в годы кровавых гонений и особенно во время Великой Отечественной войны, духом разделяя огненные испытания русских людей, но без фанатизма и шовинизма, ибо он жил и молился с тем сознанием, что «Христос не Византийский, и не Русский, и не Сербский, а Вселенский Спас всех людей». Практически он сделал несколько попыток вернуться в Россию, желая и жизнью разделить ее Голгофу, в лоно Русской Церкви, за которую он до конца жизни глубоко переживал, молитвенно и практически всегда старался помогать ей. Именно видение всечеловеческого Христа рождает молитву, подобно Гефсиманской, за всего Адама, с великим плачем «да познают Христа Духом Святым все народы земли, да все спасутся». Такой молитвой после явления ему Христа десятилетиями молился преподобный Силуан. Такой молитвой, исполненной Духа, молился и старец Софроний, который наказывал своим ученикам совершать свою молитвенную литургическую службу именно «в духе Геф-симанского плача Господа Иисуса Христа».


Живым храмом такой молитвы стал основанный им в Англии Свято-Предте-ченский монастырь, где структура жизни, и внешней, и внутренней, определяется таким сознанием Христа вселенского, всекосмического, всем хотящего спастися, умершего за грехи всего мира, в котором «нет уже Иудея, ни язычника... нет мужеского пола, ни женского» (Гал. 3. 28), а есть новая тварь. Поэтому монастырь был многонациональным, там мирно соседствовали представители 15 стран, службы и общение тоже принципиально шли на разных языках, и старец строго следил, чтобы жизнь не уклонялась в сторону какой-либо эллинизации или русификации, которые он воспринимал уже как отпадение и искажение истинного духа православия. Двери обители и сердец были открыты для любого человека, верующего, неверующего или просто ищущего, ибо старец смотрел не на происхождение, возраст, образованность или социальное положение человека, а именно на его сердце или, точнее, на его боль, говоря: «Важно видеть, как глубоко страдает человек». Но стоит заметить, что все это происходило без малейшей тени экуменизма или синкретизма, старец знал и понимал границы допустимой свободы, но всегда так, чтобы человек не обижался и не оскорблялся.


Великое, удивительное и исключительное достижение старца Софрония в том, что ему удалось при помощи Благодати Божией, богатейшего жизненного опыта, глубокого дара рассуждения и, несомненно, молитвами преподобного Силуана перенести дух и суть православного афонского подвижничества в совершенно иные внешние формы западного мира, сделать великую культуру умного делания доступной для современного человека, без всякого обновленчества или искажения, но притом учитывая весьма ограниченные аскетические возможности нынешних поколений. Вот как о нем свидетельствует Святая Гора в лице дивного мужа и старца Емилиана, игумена Симонопетрского монастыря, часто посещавшего Эссекский монастырь со своими монахами и нежно любившего старца Софрония: «Старец Софроний через познание Живого Бога, которое, по его словам, есть "дар несравненный", воплотил образ истинной христианской жизни, сумел вдохнуть любовь Божию в тысячи людей. Вот такое житие перенес преподобный старец со Святой Горы в основанный им монастырь. Я не знаю человека, побывавшего там и не ощутившего великую радость благословения святого Никодима Святогорца, Паисия Велич-ковского, Серафима Саровского, святого Силуана Афонского и доброго и тихого старца Софрония, который был душой монашеской общины Эссекса. Повседневная жизнь иноков погружена в светоносные лучи православия, она есть как крошечное его отражение, но эта простая жизнь сотрясает и собирает в себя весь земной шар дуновением Слова Божия. В этом многонациональном собрании иноков ты ощущаешь подлинность и соборность церкви апостольских дней. Здесь нет расчетов и корысти мира сего, единственная задача, которая стоит, — помочь душам, приходящим в это маленькое небо, способствовать их входу в вечность. Вот опыт подлинного христианского жития не в Иорданской пустыне, но в центре европейского мира. Пусть опорой для нас станут основы, заложенные преподобными святогор-скими старцами, которые Православие на Западе делают более богатым. Это сокровище для всей вселенной».


Однажды Емилиан, глубоко проникшись духом жизни, установленной старцем Софронием, обратился к братии с такими словами: «Да, у Вас суета, гости, совсем другие условия, и, быть может, Вы порою думаете: нет у нас безмолвия. Нет, нет, это не так, вот старец — ваше безмолвие», — намекая на то, что тому, кто хранит живое и непорочное послушание, как оно понимается в афонской культуре, без особых внешних подвигов дается чистая молитва, мир душевный и источники слез, какие он мог бы и не иметь при самых благоприятных условиях в пустыне. Несмотря на самобытность жизни, устроенной старцем, все приезжающие в монастырь ощущали полноту евангельского бытия, и поэтому все многочисленные паломники, будь-то греки, румыны, грузины, европейцы и даже афонские пустынники, чувствовали себя там дома, а русские, порой осторожно и недоверчиво настроенные, открывали для себя новое и неведомое измерение веры, постепенно освобождаясь от многих предвзятых представлений и свойственной искаженному русскому благочестию за-жатости, скованности и уставного формализма.


В основу молитвенной аскетической жизни монастыря было положено очень четкое духовное видение, догматическое сознание, рожденное десятилетиями плача и терпения, которое пронизывало и освящало все моменты жизни даже до мелочей, ничего не было случайного, но было ощущение целостности жизни, определяемой видением последней цели, того, к чему надо стремиться, ради чего совершается монашеский подвиг, ради чего служится Литургия. Поэтому при всей своей простоте или, скорее, в силу этой простоты и целенаправленности атмосфера в монастыре получалась возвышенной, трезвой, ответственной и разумной. Внешних правил не было, но были очень четкие и строгие внутренние законы: любовь, долготерпение, уважение, благоговение к любому человеку, чуткость и благородство поведения, простота, бескорыстность и бесхитростность. Старец весьма высоко ценил это монашеское целомудрие, убогость и строгость, которые он хранил до конца жизни, несмотря на свое положение. Все это выражалось во всем устройстве обители, в убранстве храма, в облачениях, в церковных распевах, напоминая о том, что наша жизнь должна быть внутренней, «сокровенной со Христом в Боге», и старец часто приговаривал: «У кого крест наруже, тот всех хуже» и, как Амвросий Оптинский, — «где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного».


Определенного писаного устава в обители не было, хотя можно было бы вполне считать таковым писания преподобного Силуана. Богослужения были самые простые, самые насущные. Из суточного круга старец сохранил лишь Божественную Литургию, которая являлась источником вдохновения и стержнем всей жизни, ради которой все делалось. Все прочие службы заменялись также по афонской скитской практике Иисусовой молитвой, которая читалась соборно в храме, по разработанной старцем схеме сначала по три часа утром и три часа вечером, а потом, в силу умножившихся житейских обязанностей, по два часа утром и вечером. Старец говорил: «Кто может молиться два часа — у того непрестанная молитва. Два часа — это мера совершенных». Этот молитвенный устав возник у старца не столько по каким-то практическим внешним соображениям, как, например, отсутствие общего языка для богослужения, трудность устроения настоящего клироса и т.д., сколько на почве его богословско-аскетического опыта: личная покаянная молитва «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешного» естественно перерастает в Адамов плач, приносимый за все человечество в жертву сострадательной крестной любви, высшим выражением которой является Божественная Литургия. Поэтому старец с глубочайшим рассуждением духа времен и положил в основу молитвенного делания эти два самых существенных момента, гармонично взаимосвязанных: призывание Имени Божия и приношение Бескровной Жертвы, отстранив все остальное. Конечно, нахождение обители вне традиционно православных земель с твердо устоявшимися литургическими практиками способствовало этому. Правда, воскресение и двунадесятые праздники служилась Всенощная, но самым простым, почти приходским чином, без всяких нагромождений и повторений, песнопения, и византийские и славянские, также были самые простые. Старец Софроний в свое время опытно прошел все формы молитвенного делания — на Афоне, в общежитии, в пустыне, а потом в условиях эмиграции «на земли чуждей», в оторванности от какой-либо этнической богослужебной практики или обычаев благочестия, и хорошо знал все богатство православного литургического наследства, очень им дорожил. Однако, выделяя самые непреложные, богодухновенные его части, он говорил, что критерием подлинной богодухновенности текста является то, что его можно читать без конца, постоянно его повторять без утомления или отвращения.


Еще раз отметим, что внешне жизнь обители была устроена крайне просто. Во всем была умеренность, с глубоким пониманием немощи современных людей, тем более западных, привыкших ко всем удобствам. Особого поста, кроме установленного Церковью, не было. Особых бдений тоже. Службы начинались в 7 или 6 утра и по продолжительности своей никогда не превышали трех часов (кроме первой и последней седмиц Великого поста, когда службы совершались по уставу). По этому поводу старец говорил: «Поститься — это духовное наслаждение (сам он в начале своей жизни на Афоне постился подолгу, до 40 дней), но нам не дана Благодать поста, храните просто меру воздержания» — или повторял слова старца Силуана: «Мера воздержания должна быть таковой, чтобы после еды хотелось молиться». Говоря о других телесных подвигах, он приводил слова Максима Исповедника: «Дай телу посильный труд и все остальные силы обрати на ум», и был уверен, что мера подвига, особенно молитвенного, должна быть таковой, что монах сможет его нести многие годы ровно, без особых перепадов, надрывов и чрезмерного утомления, очень важны именно постоянство и стабильность. А еще важнее - несение подвига в духовном разуме и определение своей меры является одним из самых трудных моментов для подвижника.


Литургия в монастыре служилась четыре раза в неделю, не спеша, «сердцем сокрушения и духом смирения», с живым творческим подходом и приготовлением, как великое событие, всегда новое, с максимальным старанием донести до сознания молящихся истинное измерение сего таинства и включить их в живое соучастие совершения его, как это было в практике раннехристианской Церкви. Само греческое слово «литургия», «народное дело», указывает именно на эту соборность службы, где весь народ — «царское священие язык свят» - во главе с предстоятелем едиными усты и единым сердцем, единомыслием, изображает таинство жертвенной, крестной любви Пресвятой Троицы. Как в свое время святой Иоанн Кронштадтский, святой Алексей Мечев или живший совсем недавно дивный российский исповедник архимандрит Таврион Батозский, старец Софроний очень заботился о возрождении подлинного, неискаженного литургического сознания. Много лет он трудился, чтобы воспитать не только в братии, но и в регулярных прихожанах и паломниках обители правильное восприятие Литургии, поскольку считал, что в наши дни духовного оскудения и расслабленности, когда невозможны уже те внешние подвиги поста, бдения и молитвы, которые мы видели у древних отцов, путь к христианскому совершенству и полноте богопознания лежит именно через максимально сознательное, глубокое служение Божественной Литургии и Причастие Святых Христовых Тайн, поскольку в Евхаристии дается нам «небесных Тайн откровение», раскрываются нам пути во спасение вечное. Литургия для старца была центром, критерием и мерилом всей жизни и являлась как бы ее продолжением. Он говорил, что если и вне храма будем поступать, говорить, мыслить в духе Божественной Литургии, «совершая Святыню во страхе Божьем», то не будет уже мелочей, все ненужные проблемы и конфликты отпадут, не будет уныния, а жизнь будет воистину вдохновенной, благородной, радостной, достойной «почести нашего горнего звания».


Литургия служилась очень просто, непосредственно, и атмосфера службы напоминала первохристианские общины (одна русская девушка, гостившая в монастыре, так и написала домой: «Мама, здесь настоящая Филадельфийская Церковь»). Она служилась всегда при открытых вратах (монастырь имеет ставропигиальный статус, и на это имелось право). В манере служения присутствовали элементы как греко-афонской, так и русской богослужебной практики. Весь Евхаристический канон торжественно читался вслух даже при служении Литургии Василия Великого. Особенности были следующие: на двух малых Ектиньях добавлялось прошение о храме, на сугубой добавлялись прошения о живых, болящих и страждущих, и усопших с поминовением, но без длинного перечня имен. На Великом Входе торжественно читалась молитва Приношения Литургии Василия Великого: «Сый Владыко Божий, Отче Вседержителю», и в заключительных ее словах, которые написал сам Софроний — «Да будем достойны приносити Тебе словесную сию и бескровную жертву о гресех наших и о гресех всего мира», — старец выразил свое глубокое видение Литургического акта. Как «Христос очищение есть о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мира» (1 Ин. 2. 2), так Божественная Литургия, являясь космическим, всеобъемлющим Божественным актом, приносится за грехи всего мира. Через Литургическую молитву наше сознание предельно расширяется, и по мере нашего проникновения в эту тайну мы становимся способными вместить «всех и вся» и, подобно распятому Христу, обнять все концы «сердцем сокрушенным и духом смирения». В этом состоянии, когда молитва за «всего Адама» является подлинным состоянием нашего духа, старец видел последнее совершенство призвания во Христе.


Но главное новое приношение старца в Литургию - написанные им «пятерицы» литургических молитв для приготовления к Евхаристическому таинству, по схеме, найденной у преподобного Симеона Нового Богослова. Вот как он сам пишет о них: «Мысль вовлечь в более тесное участие народ в совершаемое таинство, несомненно, правильна. Втом месте, где обычно принято читать дополнительные молитвы или прошения на Литургии, т.е. после Евангелия, я стал добавлять некоторые прошения и затем молитву, приготовляющие к таинству, чтобы помочь предстоящим перед самым важным моментом Евхаристического канона собраться и внутрь себя и во едино со иереем. Я позволил себе ввести эти молитвы с тем, чтобы оживить внимание, притупляющееся от повторения одной и той же формулы».
Старец Софроний бесконечно любил наши богослужебные языки — древнегреческий и церковнославянский, которые он блестяще знал и дорожил ими. Он даже написал статью в защиту церковнославянского языка, как необходимого богослужебного. В Англии он был сторонником употребления староанглийского языка Библии короля Джеймса и принял живое участие в переводе Литургии на этот богослужебный английский язык. Но при этом он говорил, что при переводе и написании новых молитв нужно стремиться к ясности смысла и непосредственности молитвенного восприятия, поэтому нужно избегать сложных оборотов, синтаксических нагромождений, темных или двусмысленных слов, и там, где это возможно, вполне позволительна некая русификация для облегчения восприятия смысла современным человеком.


В том, чтобы дать каждому вкусить благость Господню по слову псалмопевца: «Вкусите и видите, яко благ Господь», старец усматривал подлинный экуменизм, вселенскость Православия, миссионерское призвание Церкви. Именно таким живым богообщением в молитве, реальным прикосновением к вечности Божией во время Литургии он привлекал ко Христу самых разных людей. Такова была его смиренная проповедь любви Христовой. Ему был совершенно чужд всякий дух прозелитизма, и, зная, с какими житейскими и духовными страданиями связана Православная вера, он не пытался внешним образом обратить людей, ибо он слишком дорожил свободой в каждом человеке. Он просто стремился показать людям Христа таким, как он есть, всю красоту Его Богочеловеческого Образа, чтобы они его полюбили. Но если кто показывал решимость к любым жертвам и безвозвратное желание последовать Христу, таких он с радостью принимал и потом всю жизнь во всех последующих испытаниях и искушениях был рядом и поддерживал, как это было с одаренным и мятежным его другом Давидом Бальфуром.


Начальный акт молитвы старца Софрония — это, с одной стороны, Синайское откровение, где Бог открылся Моисею, как «Тот, который есть», «Бытие — это Я», момент, бесконечно дорогой старцу и к которому он часто обращался в беседах. С другой стороны, он видел Христа «как Он есть», как Агнца Божия, вземлющего грехи мира, Христа, молящегося в Гефсимании и грядущего на Голгофу «да чада Божия расточенная соберет воедино силою крестной любви». Поэтому его молитва как «состояние его духа, непосредственно созерцающего Небесных Тайн откровение» была глубоко христоцентричной, как и вообще весь образ его жизни. Он говорил: «Христос для меня все», и к нему вполне могут быть отнесены слова апостола Павла: «Не я живу, но живет во мне Христос». И во свете этого образа Христа, как он открылся ему, старец и воспринимал весь мир, всех людей, все бытие. Конечно, он нежно любил и Матерь Божию. (Характерен следующий случай, который приоткрывает его отношение к ней. Однажды мы со старцем читали «Реквием» Анны Ахматовой и остановились на словах: «А туда, где молча мать стояла, так никто взглянуть и не посмел». Мне понадобилось отойти. Вернувшись через час, я застал старца прямо рыдающим от переживания и видения Пречистой Богородицы, стоящей при Кресте.)


С Крестителем Иоанном, которому он посвятил свой монастырь, его связывала таинственная дружба, он также очень любил преподобного Серафима Саровского и часто о нем говорил, и великомученика Пантелеймона, под особым покровом которого он находился от начала своей афонской жизни. Но, в конце концов, как истинный послушник, в своем сердце и догматическом сознании он носил только Христа, Слово Божие, «им же вся быша», Свети Силу крестной любви Святой Троицы, и огненное слово и богообразный лик своего старца Силуана, служкой которого он любил называться.
Для старца Софрония молитва была лишь иным названием творчества. Молитва — «бесконечное творчество, высшее всякого иного творчества и науки». Как действие Духа Святого, жизни Подателя, молитва в его сердце стремилась животворить весь окружающий мир, предавая всякому обстоятельству вечное вселенское измерение. Старец вообще обладал редкой и поразительной творческой силой, которая выражалась во всех областях жизни, как духовной, так и практической, вплоть до мелочей. Строил ли он храм, монастырь, писал ли книги, молитвы или иконы, прежде всего утешая и наставляя души человеческие, он стремился создать нечто новое, соответствующее его ясному богословскому видению целостности бытия. Поэтому существует удивительно гармоничное соотношение между всеми его произведениями: литургическими, иконописными и писательскими.


Старец любил сравнивать молитвенную жизнь с водой, то тихо бесшумно текущей, то внезапно бушующей, то опять зеркально спокойной и отражающей небесный свет. Как живая вода, его молитва подвергалась бесконечным вариациям, следуя вдохновению его духа. Он не любил давать молитвенных правил. Одному молодому послушнику, просившему ему дать келейное правило, он сказал: «Я всегда жил без правил и вам не дам. Вы думаете, что молиться можно только перед аналоем, с книгой, лампадкой, иконами? Нет, молиться и помнить о Боге нужно всегда и везде». Как сказано, «предзрех Господа предо мною выну яко одесную мене есть, да не подвижуся». Он рассказывал, как молился в афонской пустыне, воздевая руки, и заканчивая молитву лишь тогда, когда падал от изнеможения.


О молитвенном правиле он говорил, что оно вначале помогает, но потом препятствует духовному совершенствованию, хотя и сознавал, что такого рода воспитание в духе свободы и благодати (как говаривал старец, «мои монахи растут, как деревья в лесу») приносит свои плоды гораздо медленнее, чем железная внешняя дисциплина, но зато эти плоды прочны и неотъемлемы, ибо они глубоко осознаны и выстраданы. Так старец воспитывал своих учеников, развивая в них чувство личной ответственности (он говорил, что «никто, даже самый великий святой, не может освободить нас от необходимости нести свой крест»), вдохновляя их на творческое искание путей к Богу и поддерживая в них предельное духовное напряжение, остерегая от духовной лености и успокоенности, которые могут породить всякое правило, устав и внешняя дисциплина.


Неоднократно старец восклицал: «Как бы я хотел, чтобы вы все были поэтами!», в греческом смысле этого слова, так как «пиитис» - по-гречески «творец», то есть чтобы монахи были вдохновенными творцами своего спасения, «со страхом и трепетом спасение свое содевающие». Христианское спасение есть творческое строительство, в котором каждый строит свой дом («в дому Отца моего обители многи суть»), хотя и на одном основании, «которое есть Иисус Христос».


Разве же жития преподобного Сергия, преподобного Серафима или преподобного Силуана не есть величайшее творческое напряжение в их благодатном дерзновении? И сам старец Софроний молился: «Не отвержи мене от лица Твоего дерзновения ради моего, наипаче же умножи во мне сие святое дерзновение». Там, где при послушании и молитве теряется это творческое напряжение свободного самоопределения, и послушание, и молитва уподобляются военной дисциплине и, строго говоря, перестают быть церковными. Только на крыльях творческого вдохновения поднимается человек над своим естеством в выси церковности, ибо «дух идеже хочет дышит». А с угашением духа, от которого не напрасно остерегает нас апостол Павел, церковность утрачивается, даже если и хранит внешние формы. Принцип старца состоял в том, чтобы в молитве возвести ум и сердце человека именно к этой последней цели, к тому совершенству, которому все призваны во Христе. Поэтому критерием того или другого молитвенного делания отец Софроний считал умножение в монахах познания путей спасения и смиренного духа любви Христовой: «Когда вы говорите с людьми, - говорил он, - не останавливайтесь на маленьких вещах. Надо их поставить перед глубокими вопросами. Так надо лечить людей: показать им вечный Свет Слова Христова, вдохновить их видением своего высокого призвания во Христе. "Будьте совершенны, как Отец Ваш Небесный совершен есть". Одна из наибольших опасностей - снизить и умалить замысел Божий о человеке. Сердце христианина-монаха должно быть подобно вулкану: чуть затронешь, и польется горячая лава». Таково было сердце самого старца. Он, бывало, начнет читать «Отче наш», а дальше — не может, потому что его душат слезы.
Опыт старца — выстраданный и испытанный, как злато в горниле, говорит о том, что во всей своей неизменности, в существе, Церковь всегда является новою и современною (не надо напрасно бояться этого слова). Старое звучит по-новому, и новое обретает себя в старом, в тайне единства Святой Троицы и Царствия Святых. Безумна и греховна мысль изменить что-либо в Церкви внесением новшества в духе модернизма и обновленчества, который был глубоко чужд старцу, но столь же безумно иссушить или остановить предание Духа, идущее от Христа через апостолов, до наших дней и даже до скончания века, и живую церковность и традицию превратить в археологию. Каждый себя находит и осуществляет в церкви в своем собственном лике, творчески. Поэтому подход старца к духовной жизни, к преданию, к молитве носит глубоко свободный, творческий и живой характер. Он мог видоизменять ту или молитву, вставляя новое слово, чтобы освежить или углубить ее восприятие.


Он настаивал, что в наше время нужно писать новые молитвы, так как «Требник», созданный главным образом в период крестьянского быта, уже не покрывает всех нужд нашей эпохи; кто тогда знал, например, про наркоманию, депрессию, разные душевные заболевания или прочие насущные проблемы современного мира? Уважая богатейшее богослужебное наследство нашей Православной Церкви и делая исключение для непреложных и вечных произведений духа, таких как Великий Канон Андрея Критского или Благовещенский Акафист Божьей Матери и тому подобные, он все-таки говорил, что все эти тексты, каноны и т.д. были написаны, когда у людей был досуг, время для молитвы, а в наши дни многие молитвы, со свойственными византийской риторике языком и формой, со всевозможными неточностями или ошибками перевода, воспринимаются тяжело и зачастую вызывают в душе утомление и даже раздражение. Поэтому старец не любил обычных акафистов, молебнов или иных форм народного благочестия, нередко граничащего с суеверием и духовным невежеством.


В свободе и ведении Духа Благодати, подобно древним пророкам и патриархам, старец нередко составлял молитвы на ходу для того или иного случая. Когда человек весь в Боге и, поучаясь в законе Господнем день и ночь, пребывает в Благодати, то уста его отверзаются и наполняются Духом, и дается ему глагол, благовествующий тайны будущего века. Это свободное, творческое общение с Царством Святых знакомо не только в афонской среде, дышащей духом отеческого предания и где оно отнюдь не является соблазном или претыканием, но и в России: стоит вспомнить подробное описание того, как служил и молился святой Иоанн Кронштадтский. И он не единственный, но можно только с грустью отметить, что такие благодатные, богодухновенные опыты почти не оставили никакого следа в церковном сознании и богослужебной практике наших дней.


Вот свидетельство о старце Софронии близкого его ученика, говорящее о том, что «Иисус Христос днесь, и вчера, и во веки той же», и Дух Святой, глаголавый пророками, жив и животворяй, доселе действует и глаголет через боящихся Господа. «Я пошел за благословением к старцу. Он прочитал надо мною тут же составленною им молитву, молитву огненную, содержащую в себе все основные мысли и всю глубину святоотеческого богословия. Он говорил как библейский патриарх, с неподдельной и бьющей ключом Божественною любовью. Когда старец возложил руку на мою голову и помолился, меня осенила такая благодать, такой огонь умиления, что и не в силах этого описать. Тогда я понял, что истинное богословие приобретается не дипломами, а истекает из чистого опыта подлинного покаяния, смиренного плача и послушания, путем которых шел старец до последнего своего издыхания».


Опыт старца Софрония многогранен, уникален в своем роде, и, подобно опыту святителя Николая Сербского, отца Иустина Поповича или нашего дивного российского исповедника архимандрита Тавриона, он имеет огромное значение для современного православия, переживающего кризис догматического и литургического сознания, и извне, и изнутри опасно колеблемого. Богословское и литургическое видение старца не есть результат, как некоторые говорили, какого-то «парижского бо-гословствования», а выстраданный плод Духа, десятилетиями искания с плачем Лица Бога Живого «в скорбях и в болезнях, в лишениях, в теснотах и изгнаниях», плод страдальческой жизни. «Любое слово оспаривается другим словом, - говорил Григорий Палама, - но какое слово может оспорить жизнь?» Старец плакал и скорбел о мире, о Церкви, о людях, его сердце и грудь изнуряли тайные муки. Он жил, ступая на горестные тропы, в страдании и терпении, по выражению Дионисия Ареопа-гита, он «претерпел Божественное» и с любовью передал нам свой опыт лицезрения невыразимых состояний явления Бога в нетварном свете. «Расшири уста твоя, и исполню я», - говорит Писание.
Старец стал для нас устами святого Силуана, устами самого Бога для нашего помраченного и потерянного века, как некий из древних пророков. Таким он воспринят церковным сознанием во всем православном мире, в Греции, на Кипре, в Сербии, в Румынии, с большим уважением к нему относятся инославные богословские круги. Для Святой Горы он, наряду с блаженным старцем Иосифом Иси-хастом, Паисием Святогорцем, Порфирием Афинским, является живым продолжением и новым выражением ее вековой традиции «Добротолюбия». По словам архимандрита Эмилиана, «вот опытный монах, святогорский подвижник, духовник, ветвь вечнозеленой поросли, насажденной святым старцем Силуаном Афонским. Наш старец - ангел, "звезда сладостная" во свете Господа. Он не мертв, но воскрес и пребывает живым Духом...»
К сожалению, немножко по-другому обстоит дело в России, как будто в подтверждение слов Господа, что «нет пророка в Отечестве своем». До недавних пор старец был малоизвестен в России, люди не знали, кто этот «таинственный» старец Софронии, автор популярной книги «Старец Силуан». Потом были всякие попытки оторвать его от преподобного Силуана: писали о Силуане, а личность старца Софрония тщательно скрывалась, даже имя его не упоминалось. Нигде не говорилось и о том, как дошли до нас писания преподобного Силуана, кто сделал его известным миру, о чем отец Софроний очень скорбел, ибо именно в их неразрывном единстве, друг друга дополняющем, выявляется вся глубина Божественного Промысла о них и вся сила их богоданного опыта. Не было бы старца Софрония, не было бы для нас и преподобного Силуана.
Естественно, в обычной русской среде незаурядность опыта старца, его стремление к совершенству, необычность его языка, его независимость от внешних форм, его творческий подход к духовной жизни, пребывание его духа в свободе и Благодати, его дерзновенность в молитве, да и весь его облик совсем не русского схимника вызывали неоднозначную реакцию. Многие его горячо любили и им вдохновлялись, а другие возмущались, соблазнялись, иронизировали. И, увы, последнее особенно было свойственно монашествующим и богословам; напомним тут слова знаменитого профессора Московской Духовной академии: «Отец Софроний — самый великий прелестник XX века». Это явление, конечно, весьма печально, поскольку Русская Церковь, хоть и обогащенная кровью новомучеников и украшенная подвигами и слезами многих преподобных, все-таки за 70 лет Богоборчества потеряла нить живой традиции и преемственности (и даже раньше, в Синодальный период, претерпевшей глубокие искажения в литургическо-аскетическом сознании и практике). Опыт старца Софрония, подлинного русского человека, вобравшего в себя и гармонично сочетавшего мистический опыт русских богоносцев Сергия Радонежского и Серафима Саровского, исихазм Паисия Величковского, старчество Амвросия Оптинского, самые глубокие интуиции и проникновения о Боге и человеке русских богословов Лосского, Флоренского, Флоровского, Хомякова и прочих, усвоившего и бытийно, и творчески вобравшего в себя аскетическую культуру Святой Горы Афон, мог бы стать залогом возрождения духовности русского монашества. А через него и всей полноты многострадальной Русской Церкви, в духе неискаженного предания сохраняемого в сокровищнице Святой Горы. Вот как о нем свидетельствует богоносный старец Емилиан Симонопетрский: «Что сказать нам о трудах старца, испускающих сияние дальше видимых пределов? Больше нет нужды отыскивать духовные книги древних Отцов и толкования на них. Мне кажется, что труды святого старца Софрония реально составили новое Добротолюбие. За эти святые книги, благодаря которым весь мир смог приблизиться к Богу, мы глубоко чтим отца Софрония как святого ангела, предстоящего ныне пред престолом величия Божия».
Незадолго до смерти старец часто повторял: «У меня нет больше слов, я все сказал Богу». И на самом деле, в то время его молитва шла дольше всяких слов и претворялась в «неизглаголанные воздыхания сердца», в безмолвное предстояние его духа, плененного видением Христа, молящегося в Гефсимании и восходящего на Голгофу. В таком состоянии он достигал подлинного созерцания, «когда небесные реальности становятся очевидными для нашего духа» и когда умиление от Богосо-зерцания переходило некую грань, тогда его немощное престарелое тело едва выдерживало напор плача.
В такой молитве, повторяя со слезами слова «Господи, прими душу мою», старец Софроний перешел от смерти в жизнь вечную во свете возлюбленного им Христа. Мы же ныне с твердым упованием о том, что старец в неизреченном смирении предстоит Святой Троице и по обещанию своему ходатайствует о мире и изрядно о родной стране, о Русской земле, о которой он так долго и глубоко тайно болезновал, благодарим его за все моления и молитвы, которые он принес «с воплем крепким и многими слезами» и которыми он породил нас новым рождением во Христе.


Мы молитвенно дерзаем обратиться к нему со словами тропаря, написанного для него иеромонахом Афанасием Симонопетрским, гимнографом Константинопольской Церкви:
«Отца преподобного Силуана Афонского возлюбленное чадо и Божественный истолкователь явился еси, Софроние дивне, ум Христов стяжав премудростию словес твоих, на западе возсиял еси светоносным житием твоим, к свету Бога любви наставляяй заблудшия, Его же сподоби и нас узрети, яко же есть молитвами твоими, Отче Преподобие».

 
Комментарии
Всего комментариев: 23
2018/01/07, 18:12:36
Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе.

С Рождеством Христовым вас Братия и Отцы сайта! Здоровья вам и Многая и благая лета! Простите ради Христа!
Раба Божия Вероника и Вас с Рождеством Христовым! Жизненной крепости Вам,сердечного мира, здоровья и многая и благая лета!
Иван
2018/01/04, 22:31:07
Уважаемый Иван ! Спасибо и Вам.

На мой непросвещенный взгляд ( я лишь немного знаю о ситуации со стороны Британской общины ) написанное выше нуждается в пояснении и уточнении, ибо было изречено публично.
Со всей благодарностью к отцам сайта за поднятую тему, мы должны признать, что критика в отношении архимандрита Софрония и его трудов на чужбине - и анонимна, и беспредметна. По меньшей мере так она представлена в шапке этой статьи. Давайте же не будем судить других, писать о том, чего мы не видели, о том, где мы не были, и тем более не станем столь категорично вешать ярлыки.

Всех с приближающимся Рождеством Господнем !
Вероника
2018/01/04, 22:17:41
2017 Я, понятия не имела ни о каком И. Парре, покуда не нашла здесь Ваши сообщения и сообщения некого Александра про "кошмарный эксперимент" арх. Софрония.
Вы меня в чем обвиняете ? Что я пытаюсь разобраться в том, что Вы же и пишете ?
При чем тут, простите, все таки Парр ?

Что касается старца Софрония, я несколько раз пыталась ( это важно для понимания данной публикации ) написать о бесчинствах коммунистов в Греции в конце сороковых и начале пятидесятых: аресты и расстрелы монахов. То есть, о причине, по которой о. Софроний был вынужден покинуть Афон, но это терялось.
Пропало мое обращение к Александру, поместившему здесь фразу про "кошмарный эксперимент" ( "дьявольский союз"), и сравнившего Софрония с Парром, о необходимости в первую очередь выйти на контакт с Британской общиной, раз речь идет о жизни о. Софрония в Великобритании.

Зная этих людей, я лично никогда не слышала ни о каком "дьявольском союзе". Так может быть, не стоило на весь интернет подобное здесь провозглашать ? Вас удивляет, что кто-то Вам попробовал возразить?!
Вероника
2018/01/04, 01:11:48
Для рабы Божие Вероники!
Уважаемая Вероника вы не волнуйтесь по поводу комментарий отцов сайта об Отце Софроний насчет того, что он допустил ошибки. За все, что мы говорим а уж тем более за то, что проповедуем мы дадим ответ на страшном суде! Они не первый раз об этом пишут. Также писали и об монахах как об откормленных зайцах. Это лишь их аскетический опыт и опыт их Богопознания. Церковь Православная Едина! И собора на котором бы обличили Отца Софрония во лжи и ошибках а уж тем более канонических и догматических не было. Во вторых при устройстве монастырей Отец Софроний руководствовался не своими задумками а во первых Божием промыслом а во вторых Благословением Патриаршим и Епископским.
В третьих как и все отцы нашей церкви Отец Софроний всегда следовал путём средним- золотым. Не может человек говорить одно, приводя примеры писания и святых отцов и жить в их Духе а при этом делать какие то отклонения от Истины. Где есть отклонения от учения и опыта нашей Церкви Православной Соборной или ошибки там никогда не будет в Полноте Духа Святаго. Все писание отца Софрония и Его Беседы Переполнены Словом Живым Словом исходящем От Духа Святаго во Христе Иисусе Господе нашем. А уж тем Более так как Любил отец Софроний Христа многим возможно нам далеко. А в Писаниях Своих а Особенно в Житии Силуана Афонского он четко приводя рассказ об Отце Силане, когда при беседе Отца Силуана с одним почитаемым отцом. Он еще будучи молодым задает вопрос- "Как говорят Святые"? И не получая ответ отвечает сам- " Святые говорят то, что даёт им дух Святой"!
И Отец Софроний об этом очень хорошо знал. Он это прожил на опыте. Как и Говорил Отец Силуан- Одно дело говорить об Духе Святом и о Боге а другое дело знать Бога в Живую. Это не пустые слова.
Он же приводит слова Серафима Саровского когда он говорил,- "что когда я говорил от себя то были ошибки"!
Жалко, что некоторые не могут вместить до конца Любви Божией и пытаются кого то унизить. Просто есть такая закономерность! Когда мы "святые" в собственных глазах то мы не видим себя к сожалению. А друг Отца Софрония когда прочитал его книгу - " "Видеть Бога как Он Есть", еще будучи не имеющею названия. Охарактеризовал её именно так- "Видеть Бога так как Он есть"! И Вот такая проблема бывает,что не зная Бога таким какой Он есть в Любви к нам."Создаем" Его в собственных глазах таким какие мы по себе есть!
Все Догматы нашей Церкви это есть опыт нашей Церкви, опыт Богопознание в Ней!
И Отец Софроний выразил некоторые ключевые моменты которые четко и ясно ставят нас перед тем как мы восприняли Христа, до конца или лишь на пути к этому. Это- критерий который он на опыте выражал- Возлюбить врагов...По Слову Господню. И второй- Что все мы Едино, Гефсиманская Молитва Христа...! Но Едино в Истине во Христе! Не исходя от Догматов и Канонов Церкви.
Об догматах можем говорить мы все. Но о любви к Врагам, это возможно Лишь в Духе Святом, и никак не уходя от Истины-Христа и Его Заповедей. А в Духе Святом Лишь так и Бывает! Ибо по своей человеческой греховной природе человек не может любить врагов. Это не по сердцу человеческому слабому. Как Матерь Божия у Креста! Перетерпела все лишь Силой Божией- Духом Святым. Это совершается исключительно лишь в Духе Святом! Даже если мы об этом и не знаем.
Как и отец Софроний говорил-" Что в молитве Отче наш, слова- " И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим". Совершается исключительно лишь в Благодати в Духе Святом.
Как и Отец Силуан говорил- Гордость мешает Любить. Порой Господь попускает нам падения, чтоб гордая душа смирилась, тогда уже та душа не будет Гордо мыслить о себе а униженно о других. Совершенство в Этом о чем писал отец Софроний. Он это и в Себя вместил-стяжал. А святость в том, чтоб слушаться, и других, даже если и Голова Седая. Соборность и единство в противовес люцеферизму- лишь я все должен знать, и лишь я знаю-все! Каждый опыт индивидуальный наших Святых Отцов Это есть опыт всей Церкви Соборной.
А из какого монастыря не были случаи, что не уходили и не влюблялись и не женились!? Разве настоятели виноваты?! Возможно! Но в конечном итоге, получается мало было любви к Богу. Но это опыт всей нашей Церкви во времени в котором мы живем. И его надо пережить и Беречь! Потому, что все это РОСТ к Любви Божией. Ошибка там где она не исправляться! И гордая мысль там где она не смиряется!
А в целом даже если и те кто переженился, они наши братия и сестры родные во Христе. Если мы будем молиться за всю церковь как за самих себя и за весь мир как за самих себя то Отец наш Адам и Его ошибка окажется нашей ошибкой. А это так и есть! Он один раз ошибся! А сколько мы ошибаемся! И боль и ошибка тех братией ушедших будет нашей болью. Как и сказал отец Наш Силуан- Жизнь Брата есть наша Жизнь! А чьи Христос взял Грехи на себя!? Давайте будет людьми!
А благодаря всем тем кто приходит в храм и приносит свои посильные труды и помощь как и "упитанным зайцам", мы и имеем возможность Богословствовать и Радоваться в Церкви. И в пустыне Хлебушек Жевать и наслаждаться Богом и Красотой в Нем! Так, что не надо забывать нам всем, что все мы связаны в Боге и Праотце нашем Адаме как чёточки в руках наших! Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас и мир Твой! Аминь.
Спасибо Вам Отцы за ваши Труды!
Иван
2018/01/04, 00:40:28
Епископ Иоанн (Рощин), управляющий Патриаршими приходами в США, передал схиархимандриту Иоакиму (Парру) указ о запрещении его в священнослужении, ношении наперсного креста (священнический крест) и о сдаче Святого Мира антиминсов, используемых для Богослужений в Мерси Хаузе и в Ново-Спасском скиту (Treadwell Abbey) По сообщению представителя Патриарших приходов, клирика Николаевского собора в Нью-Йорке игумена Никодима (Балясникова), указ был подписан 22 сентября 2016 года. Схиархимандрит Иоаким запрещен в священнослужении «на основании 120 правила Номоканона — раскрытие тайны исповеди и нарушение священнической присяги».
По всем вопросам,связанным с публикацией данного указа, а также с его действительностью, Вы можете обратиться в канцелярию управляющего Патриаршими Приходами в США.
***
На основании выше приведённого Указа, я обращаюсь к Вам
Вероника. Вы осознаёте всю меру ответственности, которую Вы несёте после Ваших слов: "Не так-то просто, оказывается. Включая кошмарный эксперимент, скорее подноготная атаки вызывает оторопь." На Афонском сайте, который посещает много людей, Вы образно говоря сообщаете: "Православные, нет никакой опасности от слов и поучений о. Иоакима Парра, слушайте и поступайте как он говорит." Это соблазн. Бог вам Судья!
Вероника, Вы готовы ответить пред Богом за погубленные души от лжеучения так называемого "старца". Подумайте...
«А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской».

P.S. Эту тему я для себя закрываю, надоело.
2017
2018/01/02, 23:33:22
Нашла, кстати, и разбор про Парра, несколько видео.
https://www.youtube.com/channel/UCsJ0yDcSGyesk7zYgYzfQyA
Не так-то просто, оказывается. Включая "кошмарный эксперимент", скорее подноготная атаки вызывает оторопь.
Ну, да Бог всем судья.
Вероника
2018/01/02, 21:09:55
2017, простите, не знаю вашего имени, да и трудно общаться, когда мои сообщения здесь то появляются, то удаляются.)
Вы же ответили на мое сообщение, которое пропало. Адресовано написанное было в первую очередь Александру. Именно он объединил здесь, как я понимаю, о.Софрония с Иакимом Парром. Ровным счетом ничего не могу сказать о Парре, но возможно, вам виднее. Мне теперь стало интересно, что же и с Парром произошло на самом деле. Мало ли. Но это к слову.

Я писала об о. Софронии... Однако уже четвертый раз одно и то же повторять я не могу.
Теперь уже, при уважении к Вам поясню, раз здесь выложен условно документальный материал , и в ответ приходится писать о событиях, о конкретном. Назовем это: "Роль архимандрита Софрония в истории..."
Вероника
2018/01/01, 21:12:17
Господи помилуй! Теперь и я под раздачу попал. Веронике не понравилось, что, как остроумно она написала - я пристегнул схиархимандрита Иоакима Парра к отцу Софронию.
Какая чушь! Внимательно просмотрите мой комментарий, там нет
ни одного слова про отца Софрония. Не выдумывайте и не мечтайте!
Ещё одно замечание. В своём комментарии Вы написали: "спасая и сохраняя тем самым Св. Гору от самых разных искушений".
Так вот, при всём моём уважении к схиархимандриту Софронию,
Святую гору хранит Господь и Пресвятая Богородица, а не отдельно
взятые люди, даже обладающие высоко духовной жизнью. Мы все
грешные.
***
Перед отплытием с Афона Богородица благословила народ и сказала:
«Се в жребий Мне бысть Сына и Бога Моего! Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына Моего; с малым попечением изобильно будет им вся на земле, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века, и аз буду тепла заступница к Сыну Моему о месте сем и о пребывающих в нем»
***
Старец Софроний и его изречения.
«Лучше предпочесть малый духовный труд, но с миром в сердце, чем стремиться ко многому и потерять сердечный мир».
«Лучше быть духовно на уровень ниже, но с миром в душе, чем выше с треволнениями».
«Простые люди приходят в умиление от малого, и это придает им силу. Но они также жалуются и ропщут от пустяков и легко изматываются ими».
«Если кто искушается при общении с нами, предпочтительнее удаляться от таковых».
«Дерзость часто бывает пожигающим огнем. Поэтому требуется простота, а не дерзость».
«Мы должны уважать свободу другого человека. То, что делается по принуждению, не пребудет ни во времени, ни в вечности».
«Когда к нам приходит благодать Божия, мы уже здесь живем в измерении вечности».
«Самое главное в духовной жизни – стремиться получить благодать Святого Духа. Она изменит нашу жизнь (прежде всего внутренне, а не внешне). Мы будем жить в том же доме, в той же обстановке и с теми же людьми, но жизнь наша будет уже другой. Но возможно это только при определенных условиях: если мы будем находить время молиться пламенно, со слезами на глазах. С утра просить благословения Божиего, чтобы молитвенный настрой определил весь наш день».
«Жизнь без Христа безвкусна, грустна и беспросветна».
***
Желаю Вам Вероника, терпения и смирения, а меня, если что не так
сказал, простите.
«Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов»
2017
2017/12/29, 04:03:20
Святые Отцы, Прошу Ваших Святых Молитв о заблудших р.Б.Александре,р.Б.Апполинарии и болящей р.Б.Елене!
Святые Отцы и Братья, на коленях молю о Ваших Святых Молитвах!!!
Помогите заблудшим вразумиться и понять что идут не правильной дорогой!
Вам дорогие Отцы и Братья сил для Ваших Святых Молитвенных Подвигов!
Аминь.
Елена
2017/12/28, 20:02:55
Замечательно Александр, что Вы упомянули так называемого
"старца" Иоакима Парра, ведь многие наши православные им увлечены, что говорит о низком уровне их воцерковления.
* * *
В интернете имеется запись выступления схиархимандрита Иоакима Парра в Санкт-Петербурге, где ему был задан вопрос о спасении вне церкви, на который он прямо ответил, что не только православные христиане могут спастись, не только православные христиане могут быть хорошими, что Церковь так не учит и так думают только глупцы .
Вместо того, чтобы подтвердить свои слова ссылкой на Евангелие и святых отцов, схиархимандрит Иоаким Парр рассказывает кощунственный анекдот и делает вывод, что спасутся не только православные, но и еретики, иноверцы и даже «любящие Бога» атеисты-буддисты . Одна девушка попыталась было возразить ему, приведя цитаты из Евангелия, но была очень грубо заткнута.
Вот такие появились у нас "старцы".
(Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. 1Ин.4:1)
2017
2017/12/28, 19:08:39
Утренняя молитва старца Софрония (Сахарова)

Боже вечный, Царю Святый, Творче небу и земли, Иисусе Христе, Отца безначальнаго собезначальный Сыне, неизследованною благостию призвавый мя от небытия в жизнь сию, даровавый ми благодать крещения и Свышняго пакирождения, положивый печать Духа Твоего Святого на уды тела моего; Ты бо вложил еси в сердце мое желание взыскати Тя, Единаго истиннаго Бога, услыши и ныне молитву мою.

Ни жизни, ни света, ни радости не имам, разве Тебе, Боже. Несмь достоин воззрети на Тя, от множества грехов моих, но, якоже рекл еси учеником Твоим, яко вся елика аще воспросите в молитве, верующе, приимете и еже аще что просите во имя Мое, то сотворю, дерзая призываю Тебе: очисти мя от всякия скверны плоти и духа и научи мя како достоит молити Тя.

Благослови день сей, егоже дал еси ми, недостойному рабу Твоему, и силою благословения Твоего сподоби мя, на всякое время и во всяком месте, сердцем чистым глаголати и делати во славу Твою, с терпением, смиренномудрием и любовию, в духе мира, кротости, великодушия и премудрости, и предзрети Тя передо мною выну.

Скажи мне, Господи, путь воли Твоея, по безмерной благости Твоей, и даруй мне непорочно ходити пред Лицом Твоим. Ты, Мирный Царь, испытуяй сердца и утробы, веси ослепление мое и неведение, но и желание сердца моего зриши, и болезни и скорби души моея не скрыты пред Тобою.

Вонми убо молению моему, и Духом Твоим Святым настави мя на землю праву. Елижды аще растленная воля моя поведет мя на чуждые стези, тогда молю Тя, не щади мене, но нуждею возврати мя паки на путь святых Твоих заповедей.

Силою любве Твоея даждь ми последовати стопам Твоим аможе аще пойдеши. Сохрани мя от всякаго дела и слова душетленнаго, от всякаго движения сердца и ума моего, могущаго печалити Духа Твоего Святаго или брата моего огорчати.

Научи мя, что ми подобает глаголати и како подобает глаголати. Аще же есть воля Твоя, да умолкну, вразуми мя молчати в духе мира, никакоже оскорбляющи, ниже смущающи ближняго моего.

Законоположи мя в путех оправданий Твоих и, даже до последняго моего издыхания, не попусти ми уклонитися от света Твоих повелений, яко да будут заповеди Твои единым законом всего моего бытия: и временнаго, и вечнаго.

Ей, Творче мой благий, умилосердися о мне, падшем сооздании Твоем, ущедри мя во смирении и скорби моей, и не скрый от мене путей спасения Твоего.

О мнозем и велицем молю Тя, Боже мой, но развращения и непотребства моего не забых. Темже помилуй мя и не отвержи мене от Лица Твоего дерзновения ради моего, наипаче умножи во мне сие святое дерзновение.

И сподоби мя, сквернша паче всех человек, любити Тя, якоже заповедал еси нам: от всего сердца, от всея души, всем помышлением и всею крепостию. Всем существом моим да возлюблю Тя.

Ей, Господи царю, Духом Твоим Святым научи мя благоразсуждению и разуму. Даждь ми познати истину Твою, прежде даже не сниду во гроб. Продли дни моя в мире сем, дондеже принесу Ти плоды достойны покаяния.

Не восхити мене в преполовение дней моих, или во омрачении ума моего. Егда же благоволиши положити конец окаянному житию моему, предупреди мене, да уготовится душа моя усрести Тя.

В тот великий день, в тот страшный час, пребуди со мною, Господи, и воздаждь ми неизреченную радость спасения Твоего. От тайных моих очисти мя и от всякаго беззакония таящагося во мне, и добрый ответ даруй ми принести Тебе на Страшнем Судищи Твоем.

Ей, Господи, по велицей милости Твоей и безмерному человеколюбию Твоему, услыши молитву мою. Аминь.
2017
2017/12/28, 19:00:17
Зачем переходить на оскорбления? Комментарии должны быть позитивными, а в таком тоне вы для кого пишете?

1. Греция было условно союзником, а на деле была оккупирована Германией и Италией.

2. Святый Отцы ничего невозможного не заповедали. Если старец не захотел это учесть, это его ошибка, а не достижение.

Вы высказали интересное мнение. И Вас попросили дать ссылки, а вы вместо этого оскорбляете. Давайте ссылки, все с радостью почитают и разделят ваше мнение, следующую статью мы напишем о том, что "иначе быть не могло".

У нас разрешается открытое обсуждение и мы часто изменяем статьи, если комментарии объективны и аргументированы.
А гавкаться - для этого есть православные форумы, мы такие комментарии удалим.
Александр
2017/12/27, 22:31:20
Александру.
Не хамите. Не передергивайте.

Греция и Германия были союзниками в войне ( а вы думали - противниками ?). Отсюда титанических усилий и мудрой дипломатии стоило афонским монахам сохранить монастырскую жизнь на Святой Горе в годы войны.
Разбираться в основных вещах стоит вам. Вы понимаете разницу между монастырем и церковной общиной ?!
И если по-вашему старец, проповедуя православие, проводил "кошмарный эксперимент", что вы вообще делаете в этой теме ? Может, вас и Церковь наша не устраивает ?
Вероника
2017/12/27, 22:12:13
Вероника, разберитесь в самых основных вещах, так ничего не понимая жить нельзя:
- Если историческое исследование - клюква, дайте ссылку на неклюкву, которой вы пользуетесь.
- Греция не была союзником Германии. Наоборот.
- В Англии старец не создавал "совместный женской-мужской монастырь". ..............разумеется, община смешанной. По другому быть не могло.

То есть сами признаете, что создал.
Почему не могло? Кроме старца и сектанта Иоакима Парра такой кошмарный эксперимент над живыми душами никто не отважился сделать... за последние сто лет.
Александр
2017/12/26, 17:19:00
Извините, но это нечестный и провокационный материал.
Здесь написано следующее:

"...Старец был великим созерцателем, но совершал и ошибки. Как раз у старца Софрония совместить гармонично две традиции не получилось. Создав совместный женской-мужской монастырь, тем самым в корне отвергнув святоотеческую традицию Афона, старец попытался скрепить этот диавольский союз православным бытом, т.е. афонским уставом в молитве и трапезе. Так что сам отец Софроний стал свидетелем того, как половина братства-сестричества переженилась и перевлюбилась"

Ссылки при этом даются на давнюю "клюкву", где недоброжелатели пытаются обвинить русских афонских монахов в сотрудничестве с немцами во время II Мировой войны. Ну и старца Софрония, который, меж тем, и был в числе тех, кто не дал превратить Святую Гору в место дислокации армии, что было очень непросто, учитывая, что Греция была союзником Германии в войне. Но это удалось, ни войск, ни вооружения на Афоне не было, если не считать нескольких зениток.
Но это к слову, так как ссылка указывает на ту самую "клюкву" военных лет.

Далее по сути вопроса. В Англии старец не создавал "совместный женской-мужской монастырь". Он проповедовал православную свято-отеческую традицию на Западе, исходя из тех возможностей, что были. Условия были аскетичными, и разумеется, община смешанной. По другому быть не могло.
Уж если кому-то хочется бросить камень в этих английских юношей и дев, можно только посоветовать начать с отечественных монахов, покидающих монастыри, а еще лучше с обремененных семейными узами иерархов, тоже вроде монахов.
Вероника
2017/12/18, 00:24:35
Люблю читать труды отца Софрония. А книга ''Старец Силуан''-настольная. Поминаю в молитвах отца Софрония.
нина
2017/12/17, 14:22:20
Для- 2017- Спасибо за утешение! Очень понравилось Уже так и приходится жить! Направление жизни ясно и понятно! Помощь идет с Афона! А это много значит для меня! Предали самые близкие Дальше уж куда Сейчас вот Святой Нектарий Эгинский на ноги поставил Читая его гимн чудным образом произошло исцеление Враг отступил и затаился Просто уже и не знала что делать Действительно Афон нас слышит и помогает!!! Всего здесь не опишешь Противостояние жестокое Надежда только на святых на их помощь По крайней мере для меня так Низкий поклон монахам Афона!!!
алла
2017/12/14, 23:33:38
курсивПрошу молитв за тяжелобольную р.Б. Екатерину.
Александр
2017/12/14, 20:24:41
Уважаемая Алла, поверьте, Вы не одна, у многих сердце болит при взгляде на творимое беззаконие в наших храмах.
Приношу Вам в утешение слова святителя Игнатия Брянчанинова.

Старцы-повествователи изобразили с простотою и верностию как изумительное духовное совершенство иночества первых веков христианства, так и разнообразные увлечения многих членов его немощию растленного падением естества. И при верности, соединенной с простотою, которыми отличается эта живопись, – положение древнего монашества, будучи отделено от нас пространством многих веков, остается недовольно ясным, как бы здание, отделенное от взоров густым туманом.
От зрелища, представляемого древностию, обратимся к зрелищу, представляемому современностию. Что должны сказать мы о себе? как жить, как действовать нам? Ответ на эти вопросы находим у древних иноков: они предвозвестили о нашем положении; они и предначертали образ действования в этом положении.
   «В последнее время, – сказал один из них, – те, которые по истине будут работать Богу, благоразумно скроют себя от людей и не будут совершать посреди их знамений и чудес, как в настоящее время. Они пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими Отцов, прославившихся знамениями». Какое основательнейшее наставление, какое утешение для нас в этих пророческих словах знаменоносного и духоносного Отца! По причине умножения соблазнов, по причине всеобщности и господства их, по причине забвения евангельских заповедей и пренебрежения ими всем человечеством – необходимо для желающего спастись удаление от общества человеческого в уединение наружное и внутреннее. По причине иссякновения благодатных руководителей, по причине умножения лжеучителей, обманутых бесовскою прелестию и влекущих весь мир в этот обман, необходимо жительство, растворенное смирением, необходимо точнейшее жительство по евангельским заповедям, необходимо соединение молитвы с плачем о себе и о всем человечестве, необходима осторожность от всякого увлечения разгорячением, думающим совершать дело Божие одними силами человеческими, без действующего и совершающего Свое дело – Бога. «Спасаяй да спасет свою душу» (Быт. 19:17), – сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим. Себя спасай! блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения: это – великий и редкий в наше время дар Божий.
   Остерегись, желая спасти ближнего, чтоб он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно. [Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно.] Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его. «Ныне почти нет истинного благочестия, говорит уже Святитель Тихон за сто лет пред сим: ныне – одно лицемерство». Убойся лицемерства, во-первых, в себе самом, потом в других: убойся именно потому, что оно – в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение. Не подвизайся напоказ человекам, но в тайне для твоего спасения, пред очами Бога, – и очистится твое поведение от лицемерства. Не осуждай ближних, предоставя суд над ними Богу, – и очистится сердце твое от лицемерства.
   Преследуй лицемерство в себе, изгоняя его из себя; уклонись от зараженных им масс, действующих и намеренно и бессознательно в направлении его, прикрывающих служение миру служением Богу, искательство временных благ искательством благ вечных, прикрывающих личиною святости порочную жизнь и душу, всецело преданную страстям.
2017
2017/12/13, 22:33:45
Боже мой ! Боже мой! Читаешь и жить хочется А что творится у нас тут в наше время! Наверно точно уже конец света! Двумя днями назад причащалась Святых Тайн ! Подхожу к причастию и остолбенела!!! Священник подает Причастие не произнося ни одного слова! Всегда произносилась вслух молитва и я говорила имя! И это священник с Академией! Пришлось причаститься! С трудом ошеломленная ушла из храма! И очень часто всякие такие штучки могут проделывать не имея за это никакого нарекания Люди все это видят И каким же образом будет пополняться наша церковь Я девять лет пекла просфоры и ушла Смотреть на все это было просто страшно СЛАВА БОГУ что нашла вас теперь я спокойна за свою веру! Я постоянно получаю вашу помощь! Постоянно получаю ответ на свои молитвы! И мне понятно что Афон это правда! Если можно помолитесь за этого священника имя его о Николай!!! Низкий поклон монахам Афона !!!
алла
2017/12/13, 13:05:43
Отче Софроние моли Бога о нас! И мне приносить духовные плоды Богу!
Victoria
2017/12/13, 04:09:01
!СПАСИ БОЖЕ люди и твари Твоя и благослови достояние Твое Воистину ВОСКРЕСШИЙ ГОСПОДИ ИИСУСЕ Христе Сыне Божий+Богородицею и всех Твоих святыми молитвами помилуй и мя грешнаго тоже+благодарю(:..
+Андрей
2017/12/12, 15:13:22
уж и послужил Отцу . спаси и сохрани нас Боже .
валериан
Добавить комментарий:
* Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Последние обновления на портале
Заказать поминание на Афоне
Написать икону на Афоне
Виноградная Лоза Симеона Мироточивого, Афон, Хиландар
Честной пояс Богоматери
Конкурс на лучшую фотографию Святой Горы Афон
Афон, И.А. Гарднер, Впечатления и воспоминания - I
Святая Гора Афон, И.А. Гарднер, Воспоминания - II
Высказывания католиков об Афоне. Божья Гора. Амарандо Сантарелли
Паисий Святогорец
Афонский патерик или Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе просиявших
Афонский спецназ. Старец Ипполит (Халин)
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть I
«Лучшее стихотворение об Афоне»
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть II
Паисий Святогорец. Житие - III часть
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) - IV часть
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть V
Филофей Коккин Житие Саввы Нового - Часть I
Филофей Коккин Житие Саввы Нового Часть II
Паисий Святогорец Отношение к электронным паспортам
Порфирий Кавсокаливит об антихристе и электронных паспортах
Старец Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис)
Павле Рак Приближения к Афону (Одно из лучших описаний!)
Порфирий Кавсокаливит, Часть I
Порфирий Кавсокаливит Поучения Часть II
Сергий Веснин
Афон 1844 Письма святогорца Часть I
Афон 1845 Письма святогорца Часть II
Афон 1846 Письма святогорца Часть III
Афон 1847 Письма святогорца Часть IV
Афон 1848 Письма святогорца Часть V
Афон 1849 Письма святогорца Часть VI
Неизвестные страницы истории
Герасим Менайас
Афон фото
Василий (Григорович-Барский) Странствования
Лучшие фотографии Афона
Житие Илариона - Грузина
Афон: вчера и сегодня
Порфирий (Успенский)
Силуан Афонский
Сергей Соловьёв
Athos
Ученым
История России
Святая Гора XVIII - XX Исторический контекст эпохи
Отзывы о книгах
Анонсы книг
Русский Афон
Нил Сорский
Паисий Величковский
Русские старцы об Афоне
Святые Афона
Старцы Афона
Форум портала Афон
Монах Симеон Афонский
Крест
Сладкое Лобзание
Достойно Есть
Иверская Икона Вратарница Афона
Скоропослушница
Всецарица
Троеручница
Млекопитательница
Страшное Предстательство
Отрада Утешение
Экономисса
Одигитрия
Целителя Пантелеймона
Праведной Анны
Николая Чудотворца
Николы
Икона Георгия Победоносца
Икона Богоматери Милующая
Акафист и икона Божией Матери Игумении Горы Афонской
Икона Богородицы Ктиторская
Богоматерь
Богородица Елеоточивая
Икона Божьей Матери Иерусалимская
Пресвятая Богородица Герондисса
Икона Св. Иоанна Предтечи
Акафистная
Икона апостолов Петра и Павла
Икона Богородицы Мироточивая
Монреальская Иверская икона
Икона Богородицы Одигитрия
Икона вмч. Георгия
Икона Преображения Господня
Афанасий Афонский житие икона
Тихвинская икона
Живоносный Источник
Иерусалимская
Икона великомуче­ника Георгия Зограф
Богоматерь Скорбящая
Мати Молебница
Святыни Афона
Акафист
Матрона Московская
Гавриил Зырянов Икона Акафист
Жития
Русские монастыри скиты
Тайны Афона
Новый Афон
Соловки
Валаам
Троице Сергиев Лавра
Киево-Печерская Лавра
Иеромонах Симон "Тихие песни уединения"
Иером. Серафим (Захаров). Живое предание Афона
Фильм: Игумен архимандрит Евлогий (Иванов)
Закончена публикация писем Сергия Веснина, это, без сомнения, лучшее описание Святой Горы Афон. Мы закончили публиковать Житие старца Паисия Паисий Святогорец Житие. В историческом разделе начата публикация истории строительства Новоафонского монастыря: Новый Афон монастырь в Абхазии на Новом Афоне.

Свобода - это | Свобода | Дверь, которая нарисована на стене | Свобода в Любви | Как стать свободным | Вкус Свободы | Умереть за Любовь| Скорби | Необходимое и лишнее | Нечистая совесть | Окаменевшее сердце | Смерть | Жизнь | Союз двух сердец | Истинная Любовь | Высшая форма Любви | Преданность и верность | Труд сердцем | Прямота и честность | Стойкость и решимость | Умение любить | Верность | Деньги | Богатство | Духовное здоровье | Человек – это | Ум и разум | Ум | Предательство| Улица детства | Язык Любви | Стихи о Любви | Вечная Любовь | Суть Любви | Любовь и правда | Правда| Молитвы| Любовь и страсть | Любовь и жизнь | Цельная Любовь | Здоровье души| Смирение и помыслы| Истинное смирение| Смирение и ум| Смирение и страх| Смирение и мир| Преданность| Катунакия | Каруля | Керасья | Келия Провата | Скит Малая Анна | ... и многие другие тайные тропы Святой Горы...

Монастыри Афона
Великая Лавра Афанасия | Ватопед | Ивирон
Хилaндар | Дионисиат | Кутлумуш | Пантократор
Ксиропотам | Зограф | Дохиар | Каракал | Филофей
Симонопетра | Агиа Павла | Ставроникита | Ксенофонт
Григориат | Эсфигмен | Пантелеимонов | Констамонит

Русские обители Афона| Пантелеимонов монастырь | Старый Русик | Андреевский скит | Ильинский скит | Скит Новая Фиваида | Создание скита Новая Фиваида | Крумница | История скита Крумница | Ксилургу
Пока мы не решились на Добро, стяжание его представляется трудным, но как только мы решимся, трудности отступают. (Монах Симеон Афонский, из устных поучений)

Афон статистика ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi & Илья

При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать
активную ссылку http://www.isihazm.ru

(В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!)

Монастырь Дивеево