Главная
Заказать поминание на Афоне
Написать икону на Афоне
Новости
Стихи
Тексты
Переводы
Библиотека
Галереи
Иконы Афона
Поездка на Афон
Паломничество Афон
Монастыри Афона
Что такое Любовь?
Богатство?
Старец
Видео
Аудио
О проекте
Написать письмо
Все комментарии
Молитва
Карта сайта
Поиск
Скоро
19 августа
Преображение Святогорские Панигеры: монастыри Кутлумуш, Пантократор, Храм на вершине Афона
Осталось 3 дня

Афон

 
информационный портал Святой Горы Афон. Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон. Советы о том, как организовать поездку на Афон, и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон: карты Афона, описания монастырей, троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона. Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале
Присоединяйтесь к нам в группе В Контакте facebook на странице facebook в Youtube. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев
В НАЧАЛО / НОВОСТИ / ВИЗАНТИЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ РУСИ
Византийское наследие Руси

Византийское наследие Руси

 

Византия возникла, когда Римская империя, владевшая большей частью Европы, распалась под бесчисленными ударами варварских племен и античная культура ушла в прошлое, уступив место совершенно новому явлению – эпохе средневековья, отличавшейся иными ценностями и мировоззрением. Восточная империя стала последним островом, где сохранились свойственные Риму идеи мировой монархии, императорской власти и римского владычества. Это государство, сочетавшее в себе традиции Запада и элементы культуры Востока, оказалось окружено многими языческими народами и противостояло мраку средневековых варварских королевств, сохраняя очаг высокой цивилизации.


Важным аспектом культуры Византии искони являлся синтез мощной, централизованной власти и православной христианской церкви. Эти две составляющих, на которых зиждились основы византийской государственности, подпитывали друг друга, что, по мнению многих историков, стало причиной долгой жизни империи, на десять веков пережившей своего западного брата. Во многом этот союз определял мировоззрение византийцев, путь развития искусства в Византии и отношения с другими странами.


Участвуя в дипломатических сношениях с вождями языческих племен, византийские послы вели диалог с более высоких позиций, обосновывая это не только цивилизационным преимуществом перед племенами варваров, но и огромным авторитетом императорской власти. Это неравенство так же стало причиной того, что Византия предпочитала использовать народы, отстававшие от нее в развитии, в качестве военной силы при сопротивлении внешним врагам с Востока, не сближаясь ни с одним из них.


Такая стратегия сохранялась до тех пор, пока в IX веке молодая Русь, объединенная князем Олегом, не рискнула противопоставить тонкому мастерству византийских дипломатов силу оружия. Взяв Константинополь и повесив щит на ворота города, Олег доказал древней империи, что на просторах Европы зарождается новая сила, не считаться с которой невозможно. Это событие положило начало широкому культурному обмену между двумя государствами.


Однако, оставаясь во тьме языческих верований, Русь не могла претендовать на то, чтобы присоединиться к кругу наиболее влиятельных стран континента. Преодолеть этот рубеж, отделявший Киев от западной цивилизации, могло лишь одно – принятие христианства.
Княгиня Ольга, о правлении которой сложено немало легенд, стала первой главой древнерусского государства, принявшей крещение. Тот факт, что ее крестным отцом стал сам император Константин, говорит о том, что Византия решилась расширить свое влияние на Русь путем христианизации и признала ее равным союзником. Последующее принятие христианства по греческому образцу окончательно утвердило Русь в качестве преемника византийских традиций во время правления внука Ольги Владимира, женившегося на сестре императора Анне.
В русские земли устремляются многочисленные иконописцы, архитекторы и священники, чья главная цель заключалась в том, чтобы нести свет истинной религии вчерашним неотесанным, грубым варварам и нынешнем братьям во Христе. Отныне и впредь византийское влияние на Русь проходило в русле православной религии.


Началось строительство храмов в крупнейших городах Руси. Многие церкви возводились знаменитыми греческими зодчими по византийским образцам. При Ярославе Мудром в Киеве и Новгороде возводятся две Софии – храмы, призванные быть равными по своему величию знаменитой Софии Константинопольской, обращенной в мечеть султаном Мехметом II после завоевания Византии в XV веке. Эти храмы имели колоссальное значение для Руси, так как они подчеркивали избранное положение русского князя, получившего из рук императора Восточной Римской империи знамя христианства.

Святая София в Киеве. Первозданный вид. XI в.
Из византийской церковной культуры на Русь пришла глубинная символика устройства православного храма. Русские мастера начали перенимать у греческих учителей традиции по внешнему и внутреннему украшению дома Божьего, который по своей архитектуре и декорации был уменьшенной копией Вселенной в представлении православия. Каждый элемент, будь то устройство иконостаса или количество куполов на храме, имел смысловую нагрузку и находился в специально отведенном для него месте.


Одним из искусств, принесенных на Русь из Византии, стало мастерство мозаики. Мозаика как средство украшения поверхности пола и стен было известно с древнейших времен, она особенно широко использовалась для внутренней отделки домов богатых римских патрициев. И по сей день можно увидеть прекрасные образцы мозаики в Эфесе и Помпеях. В Восточной Римской империи мозаика обрела совершенно иной смысл – вместо того, чтобы радовать взгляд знати, она использовалась греческими зодчими для создания завораживающего эффекта во время церковных богослужений. Этому способствовало византийское изобретение – смальта, особый вид мозаики из искусственно окрашенных кусочков, покрытых тончайшим слоем золота. В сумеречном свете горящих свечей настенные изображения святых, выполненные в смальте, сияли и создавали неземную атмосферу в храме, побуждая прихожан к благочестию и смирению. Этот вид мозаики широко использовался в украшении Киевской Софии, главном соборе Древней Руси, ставшем культурным, политическим и духовным центром государства. Пол, алтарь и центральный купол были декорирован орнаментальными композициями. Над широким пространством храма, в зените главного купола, находилось традиционное изображение Иисуса Пантократора («Вседержителя»).


Грозный лик Христа, призванный вселять в смотрящего трепет и страх перед мощью Властителя мира, был выполнен в византийской традиции рукой высочайшего мастера. Также смальтой выполнена шестиметровая фигура Богородицы Оранты («Молящей») в своде главного алтаря. Величественная Богоматерь, воздевшая руки к небу в молитве к Господу, считалась одной из покровительниц земли русской, ее небесной заступницей.


Также на Русь из Византии пришли и каноны иконописи. До XVI века она была единственным видом русского изобразительного искусства, пока ее не потеснили более светские, например, парсуна – портретное изображение человека. Обратная перспектива, отсутствие объема и прочие законы иконописи, пришедшие из Византии, подчеркивают, что иконописец изображает не горний мир, а мир Неба, где все выглядит иначе, чем на земле. Одной из древнейших икон, унаследованных от греков, является Владимирская Богоматерь, знаменитая чудотворная икона, попавшая к Юрию Долгорукому из рук константинопольского патриарха Луки Хризоверха. Более поздние иконы создавались иконописцами Владимиро-Суздальской и Новгородской земли под впечатлением от византийских образов. Работы русских мастеров перенимали греческую одухотворенность, гармонию и выразительность. Ярким примером древнерусской иконописи является «Ангел Златые Власы» Симона Ушакова, где изображение волос Ангела выполнено с помощью тончайших нитей сусального золота. Благородным металлом знаменитый мастер придал иконе неземной, божественный свет.


После завоевания Руси монголо-татарами многосторонние связи с Византией на время прекратились. Страна страдала от гнета чужеземного господства и не могла проводить активную внешнюю политику, сконцентрировавшись на внутренней междоусобной борьбе, всячески подогреваемой со стороны Орды. Необходимость князей сражаться друг с другом за ярлык на великий княжеский стол во Владимире отвлекала их от противодействия внешним врагам. Развитие культуры существенно замедлилось из-за необходимости выплачивать ордынский выход, составлявший существенную часть населения и имущества Руси.
Новый виток отношений Руси и Византии состоялся лишь в XV веке, когда московский князь Иван III сумел объединить под своим знаменем раздробленные русские княжества и положить конец монгольскому владычеству. Все свои действия он направил на установление централизованной власти на всех русских землях и подчинение их Москве. Для этого он начал вмешиваться в дела религии, стремясь заручиться поддержкой православия и создать подобие византийского симбиоза институтов государства и церкви.

Иван III
Второй женой Ивана III стала принцесса Софья Палеолог, племянница последнего византийского императора Константина XI. Династические браки между членами византийского и русского правящих домов не были редкостью – например, Владимир Мономах, внук императора Константина IX Мономаха, намеренно подчеркивал высокое происхождение, дававшее ему преимущество перед другими князьями. Однако брак с Софьей имел особое значение для вновь воссоединившейся Руси.
В 1453 году Константинополь был завоеван турецкими войсками, и Византийская империя навсегда исчезла с карты Европы. Главный оплот православия находился в руках иноверцев, и это подтолкнуло Ивана III к принятию новой политической идеологии. Москва становилась Третьим Римом, который не падет, подобно двум предыдущим, а будет существовать вечно, как новый центр христианства. Заключив брак с Софьей Палеолог, московский князь подчеркнул свое право на то, чтобы считаться наследником Византийской империи. На этой почве был заимствован герб Восточной Римской империи, двуглавый орел; позже был принят царский титул, учреждено патриаршество. Связанные с Византией символы власти, шапка Мономаха и клобук императора Константина, стали обязательными царскими регалиями.
В дальнейшей истории Руси византийское наследие сыграло отнюдь не последнюю роль. Можно вспомнить и принятие Петром Великим титула императора, и давнюю мечту многих русских государей об освобождении Стамбула и его возвращении в лоно православной церкви. Даже многие века спустя, во время Отечественной Войны 1812 года, Наполеон называл своего противника Александра I «подлинным византийцем», подразумевая неограниченную власть российского императора в своем государстве. Византия дала огромный толчок к развитию традиций правления, культуры, религии в России и значение византийско-русских отношений поистине велико.
Автор: Ирина Смирнова
Источник: panslavist.ru

 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
* Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Последние обновления на портале
Заказать поминание на Афоне
Написать икону на Афоне
Виноградная Лоза Симеона Мироточивого, Афон, Хиландар
Честной пояс Богоматери
Конкурс на лучшую фотографию Святой Горы Афон
Афон, И.А. Гарднер, Впечатления и воспоминания - I
Святая Гора Афон, И.А. Гарднер, Воспоминания - II
Высказывания католиков об Афоне. Божья Гора. Амарандо Сантарелли
Паисий Святогорец
Афонский патерик или Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе просиявших
Афонский спецназ. Старец Ипполит (Халин)
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть I
«Лучшее стихотворение об Афоне»
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть II
Паисий Святогорец. Житие - III часть
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) - IV часть
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть V
Филофей Коккин Житие Саввы Нового - Часть I
Филофей Коккин Житие Саввы Нового Часть II
Паисий Святогорец Отношение к электронным паспортам
Порфирий Кавсокаливит об антихристе и электронных паспортах
Старец Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис)
Павле Рак Приближения к Афону (Одно из лучших описаний!)
Порфирий Кавсокаливит, Часть I
Порфирий Кавсокаливит Поучения Часть II
Сергий Веснин
Афон 1844 Письма святогорца Часть I
Афон 1845 Письма святогорца Часть II
Афон 1846 Письма святогорца Часть III
Афон 1847 Письма святогорца Часть IV
Афон 1848 Письма святогорца Часть V
Афон 1849 Письма святогорца Часть VI
Неизвестные страницы истории
Герасим Менайас
Афон фото
Василий (Григорович-Барский) Странствования
Лучшие фотографии Афона
Житие Илариона - Грузина
Афон: вчера и сегодня
Порфирий (Успенский)
Силуан Афонский
Сергей Соловьёв
Athos
Ученым
История России
Святая Гора XVIII - XX Исторический контекст эпохи
Отзывы о книгах
Анонсы книг
Русский Афон
Нил Сорский
Паисий Величковский
Русские старцы об Афоне
Святые Афона
Старцы Афона
Форум портала Афон
Монах Симеон Афонский
Крест
Сладкое Лобзание
Достойно Есть
Иверская Икона Вратарница Афона
Скоропослушница
Всецарица
Троеручница
Млекопитательница
Страшное Предстательство
Отрада Утешение
Экономисса
Одигитрия
Целителя Пантелеймона
Праведной Анны
Николая Чудотворца
Николы
Икона Георгия Победоносца
Икона Богоматери Милующая
Акафист и икона Божией Матери Игумении Горы Афонской
Икона Богородицы Ктиторская
Богоматерь
Богородица Елеоточивая
Икона Божьей Матери Иерусалимская
Пресвятая Богородица Герондисса
Икона Св. Иоанна Предтечи
Акафистная
Икона апостолов Петра и Павла
Икона Богородицы Мироточивая
Монреальская Иверская икона
Икона Богородицы Одигитрия
Икона вмч. Георгия
Икона Преображения Господня
Афанасий Афонский житие икона
Тихвинская икона
Живоносный Источник
Иерусалимская
Икона великомуче­ника Георгия Зограф
Богоматерь Скорбящая
Мати Молебница
Святыни Афона
Акафист
Матрона Московская
Гавриил Зырянов Икона Акафист
Жития
Русские монастыри скиты
Тайны Афона
Новый Афон
Соловки
Валаам
Троице Сергиев Лавра
Киево-Печерская Лавра
Иеромонах Симон "Тихие песни уединения"
Иером. Серафим (Захаров). Живое предание Афона
Фильм: Игумен архимандрит Евлогий (Иванов)
Закончена публикация писем Сергия Веснина, это, без сомнения, лучшее описание Святой Горы Афон. Мы закончили публиковать Житие старца Паисия Паисий Святогорец Житие. В историческом разделе начата публикация истории строительства Новоафонского монастыря: Новый Афон монастырь в Абхазии на Новом Афоне.

Свобода - это | Свобода | Дверь, которая нарисована на стене | Свобода в Любви | Как стать свободным | Вкус Свободы | Умереть за Любовь| Скорби | Необходимое и лишнее | Нечистая совесть | Окаменевшее сердце | Смерть | Жизнь | Союз двух сердец | Истинная Любовь | Высшая форма Любви | Преданность и верность | Труд сердцем | Прямота и честность | Стойкость и решимость | Умение любить | Верность | Деньги | Богатство | Духовное здоровье | Человек – это | Ум и разум | Ум | Предательство| Улица детства | Язык Любви | Стихи о Любви | Вечная Любовь | Суть Любви | Любовь и правда | Правда| Молитвы| Любовь и страсть | Любовь и жизнь | Цельная Любовь | Здоровье души| Смирение и помыслы| Истинное смирение| Смирение и ум| Смирение и страх| Смирение и мир| Преданность| Катунакия | Каруля | Керасья | Келия Провата | Скит Малая Анна | ... и многие другие тайные тропы Святой Горы...

Монастыри Афона
Великая Лавра Афанасия | Ватопед | Ивирон
Хилaндар | Дионисиат | Кутлумуш | Пантократор
Ксиропотам | Зограф | Дохиар | Каракал | Филофей
Симонопетра | Агиа Павла | Ставроникита | Ксенофонт
Григориат | Эсфигмен | Пантелеимонов | Констамонит

Русские обители Афона| Пантелеимонов монастырь | Старый Русик | Андреевский скит | Ильинский скит | Скит Новая Фиваида | Создание скита Новая Фиваида | Крумница | История скита Крумница | Ксилургу
Пока мы не решились на Добро, стяжание его представляется трудным, но как только мы решимся, трудности отступают. (Монах Симеон Афонский, из устных поучений)

Афон статистика ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi & Илья

При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать
активную ссылку http://www.isihazm.ru

(В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!)

Монастырь Дивеево