Источник: http://spzh.news/ru/zashhita-very/52287-kto-zhe-takoj-starec-simeon-na-samo-dele

 

Разоблачение «разоблачения» отца Георгия Максимова.

В православных СМИ стал активно распространяться вирус с роликом отца Георгия Максимова, якобы разоблачающий, как он говорит, «проект "старец Симеон"». Этот вирус вносит смущение и недоверие к творчеству человека, книги которого стали набирать популярность среди православных читателей. Диавол, видя пользу, которую люди получают от этого чтения, решил навести клевету на старца и таким образом лишить возможности воспользоваться его духовным опытом и наследием.

Отец Георгий Максимов сравнил труды старца Симеона с булками, нафаршированными иголками. Ну что же, давайте попробуем с этим разобраться. Настоящее имя старца – Симон Безкровный, а Симеон Афонский – это литературный псевдоним, взятый им в честь своего духовного отца монаха Симеона.

Свою публикацию я начну с цитаты письма, которое я вчера получил с Афона от монахов, знающих и любящих старца: «Грустно это все. Как только явится хоть что-то свежее, глоток воздуха в спертой, вонючей атмосфере нынешнего антибогословия, как тотчас лезут бдительные законники с полными булками иголок и начинается ложь. Святоотеческое наследие они воспринимают как окаменелый музейный экспонат, развить не могут... Воистину, сами не входят и другим всеми силами препятствуют».

В самом деле, книги монаха Симеона – это явление незаурядное в нашей литературе. Впервые за много лет, после книг архимандрита Софрония Сахарова, появился человек, который явил собой живое свидетельство нашего старчества. Тогда стало понятно, что не только у греков есть Иосиф Исихаст и его ученики, но и у нас есть продолжатель традиции Глинских и Троицких старцев, прошедших многолетний искус и подвиг, имеющих колоссальный и востребованный нами духовный опыт. 

Эмоциональный Фон, Термины, Личность Критика

В своем «изобличении» отец Георгий использовал термины, слова, выражения, которые никогда и нигде не употребляются по отношению к оппоненту даже у светских, далеких от веры в Бога ученых. Я не могу себе представить ученый совет, где бы во время дискуссии с оппонентами были использованы выражения: «циничный обман», «сомнительная попса», «издевательство». Все это отец Георгий в своем ролике повторял довольно часто. Для примера из биографии Симона Безкровного (см. «Птицы небесные или через молитву к священному безмолвию», Т-1. Т-2. – изд. Святая Гора Афон, 2015): будущий старец даже в ситуациях, угрожавших его жизни, которые могли повлечь за собой тюремное заключение, не дерзнул допустить даже маленькую безобидную ложь. Эта важная деталь. Ведь слово – это не только способ нашего самовыражения, но и наш способ диагностики внутреннего мира человека, с которым мы общаемся. Говорю я это потому, что внутренний мир и качество личности влияет на понимание духовного текста, а мы будем говорить именно об этом.

Обоснование Апологии 

Критика монаха Симона – это вызов, брошенный не только творчеству старца и его личному опыту. Монах Симон является воспитанником духовной школы Глинских старцев, последние представители которых жили в Абхазии после гонений на Глинскую пустынь. Он прямой преемник старца и духовный сын Кирилла Павлова и некоторых малоизвестных афонских старцев. Монах Симон Безкровный – это духовное произведение искусства, над которым трудились руки многих старцев. И все услышанное в адрес монаха Симона следует отнести и к тем людям, которые его вырастили и воспитали.

Личность Симона Безкровного. Авторство Книг

Первое, что бросается в глаза неискушенному зрителю после просмотра видео отца Георгия Максимова, так это навязывание сомнения в существовании личности старца. По мнению критика, есть некий вражеский проект, никакого старца нет, есть «какой-то автор или группа лиц»  и, скорее всего, по его мнению, это монах Дионисий (Поспелов).

Переводчик и издатель святоотеческих текстов Дионисий Поспелов

Обнаружить личность загадочного провокатора о. Георгию удалось только после того, как, по его словам, он решил «поглубже копнуть». Мне предельно ясно, что глубоко копать было не нужно, потому что история жизни монаха Симона со множеством деталей, фотографий, дат жизни, фамилий, имен ныне здравствующих людей подробно описана в «Птицах Небесных…». Весь увесистый двухтомник автобиографии этого человека, суммарным размером более тысячи страниц, изобилует мельчайшими подробностями его жизненного пути и подвига. Если бы все это было фальшивкой, то выяснить это не составило бы труда. Отец Георгий решил создать мифологическую теорию жизни старца Симеона на месте, где все полным полно тех людей, кто знал его лично и продолжает с ним общаться.

Вот сам будущий старец (слева) в горах Абхазии.

 

Вот монах Симон с владыкой Панкратием, нынешним наместником Валаамского монастыря.

Казалось бы, чего проще узнать о личности монаха Симона – спросить у владыки Панкратия. А вот и сам владыка вспоминает: «Жизнь в вере. Возрастание в смирении через послушание».

В книге представлены фото духовных учителей отца Симона.

 

 

 

Мало кому известная святая старица.

 

Иллюстраций можно еще привести немало. Я не понимаю, зачем «копать» в поисках Симеона Афонского, если вся его биография лежит на поверхности. Все биографические подробности, их подлинность проверить проще простого в той же Свято-Троицкой лавре.

А вот, кстати, и сам отец Симон, это недавнее фото. Он стоит с черепом своего отца Симеона, за которого молился со слезами четырнадцать лет.

Череп медового цвета, что свидетельствует о святости усопшего. Итак, тезис отца Георгия о том, что старец Симеон является чьей-то подставой – ложный.

Пока мы рассматриваем книгу «Птицы небесные», я бы хотел сказать о ней хоть несколько слов. Она обильно наполнена опытными духовными советами российских, украинских, абхазских, афонских православных старцев и собственным молитвенным опытом отца Симона. К слову сказать, в этом объемном труде нет ни намека на какие-либо инославные учения. На мой взгляд, эта книга – событие! Нигде и никогда я не встречал такого гармоничного единства агиографического и богословского текста. Эта книга написана как по нотам: начиная с самой нижней, с начала духовного пути будущего старца, она  постепенно, подымаясь в своей духовной тональности все выше и выше, доходит до самых вершин молитвенной и созерцательной духовной практики. Эта книга может стать житийно-аскетическим катехизисом для тех наших современников, которые действительно ищут спасения. Там нет ни одной фальшивой ноты, ни слов вымысла или фантазии, все задокументировано фактами и свидетельством очевидцев. В книге удивительная жизнь великого человека и его святого пути к Богу.  В ней показано, с какой заботой и любовью Бог вел старца Симона по жизни своим Промыслом. По-новому, в изумительном духовном величии и свете, раскрыт и образ духовника Троице-Сергиевой лавры Кирилла Павлова. Дан опыт других старцев и подвижников. И, главное, из первых рук, от самого старца Симона, мы узнаем о тех ступенях и тех искушениях, которые проходит душа, живя во Христе. Конечно, такое событие, как появление этой книги, диавол не мог пропустить. Он ворвался помыслами к тем людям, для которых слежение за ними «ну полный бред, зачем это надо…» (цитата отца Георгия взятая из видео).

Кто Же Автор Книг? 

Я на днях также получил информацию от нынешних учеников монаха Симона, о том, что все книги, которые изданы, написаны самим старцем и никакой подложной литературы, изданной кем-то другим, на книжном рынке не имеется. Следовательно, те книги, которые критикует отец Георгий, также дело рук старца Симона. Давайте на них посмотрим теперь поближе.

Итак, книга «Искусство борьбы с помыслами». Какие к ней претензии?

1) Прямое заимствование.

2) Ложность (неправославность) содержания.

И по первому, и по второму вопросу объяснение уже дано.

Но почему отец Георгий не захотел на него обращать внимания. В дополнение к сказанному, в выше приведенной ссылке, я все же хочу кое-что добавить и от себя. Во-первых, мне не понятно, почему отцом Георгием отвергается сама возможность компилятивной работы с иноверческими текстами? В самом тексте книги «Искусство борьбы с помыслами» нет ни одной фразы, которая бы как-то входила в разрез с православной литературой. Нигде в святоотеческом богословии не возбраняется наблюдение за помыслом извне сердца. Более того, раньше опытные православные подвижники впускали в сердце помысел, чтобы воевать с ним уже там. Но об этом и речи нет в книге отца Симеона. Духовная брань у него изложена по делу и по всем правилам духовного боевого искусства.

Если автор взял из самурайских книг тактику боя и применил к борьбе с помыслами – так честь ему и хвала. Какой дух православной аскетики он  нарушил? А если нарушил – в чем именно, аргументируйте, пожалуйста, отец Георгий! Цитирую ваши слова из видео: «Это просто бред. Следить за реакцией врага – это что за бред такой. Монаху следить за реакцией диавола… Каким образом он может за ней следить? Зачем этот бред? В общем, чушь полная…».

А вот заключение апостола Павла на слова критика (1 Кор 2, 14). Сказать, «как это монаху следить за реакцией  диавола (т.е. помысла), что за бред, зачем это надо?», это все-равно, что сказать водителю автомобиля «как это следить за разметкой и дорожными знаками, что за бред, к чему это?». «Бред», конечно, полный, но с другой стороны.

Теперь вопрос на суд читателей этой статьи.

С одной стороны, есть старец Симон, ученик Кирилла Павлова, Глинских старцев, который сам десятки лет провел в уединении и подвижничестве, изучая борьбу с помыслами в высокогорных духовных лабораториях Абхазии и Афона, а с другой, есть книжник-библиотекарь, у которого нет подобного опыта, который рецензирует труд монаха-практика и учит нас, что там все неправильно написано. Кому же я должен верить больше?

Отец Георгий так и не объяснил в своем видеообращении и не смог разделить, где это самое скрытое «восточное оккультное влияние», а где – усвоенное и переработанное учение Каллиста Ангеликуда и псевдо-Дионисия. Но это и не его уровень компетенции, так как для такого рода объяснений самому критику нужно иметь опыт молитвенной и, что еще важнее и намного сложнее, созерцательной духовной жизни. А если этого нет, то можно жонглировать только цитатами.

А то, что касается заимствований, то нужно ли мне напоминать отцу Георгию, преподавателю академии, о том, что псевдо-Дионисий творчески перерабатывал учения неоплатоников, не теряя при этом нити православной традиции, или что собственно язык философии Платона и Аристотеля стал языком православной догматики. А сколько адаптации разного рода языческих традиций можно найти в нашей литургике. Все они были усвоены и переработаны в соответствующем православном духе. Так что же такого страшного сделал монах Симон? Ведь если хорошо покопаться, то можно найти тексты уж очень похожие на буддийские у того же Иоанна Златоуста, по части борьбы с блудной похотью.

Выдаваемое отцом Георгием как «легкий индуистский флер», который «не имеет отношения к христианству», можно найти у преподобного Софрония Сахарова. Да, вот то самое богословие «персоны», которое приводит отец Георгий из неизданной книги старца Симеона. Почитайте внимательно  книгу старца Софрония «Аз Есмь», чтобы в этом убедиться. Вы там найдете почти дословные параллели. Я уже не говорю о странном явлении, с которым я за многие годы разного рода научной деятельности сталкиваюсь впервые. Отец Георгий обличает по тексту книги, которую еще никто не издавал, не читал и в глаза не видел! Цитаты выдернули из контекста книги, которой нет, и «разоблачили»…

Кстати, много лет тому назад с уст преподавателей той же академии я слышал точно такие же «обличения» и даже насмешки в отношении старца Софрония Сахарова, ученика Силуана Афонского. «Хотите узнать Бога какой Он есть?» – спросите у Софрония», – был любимый в то время анекдот некоторых ученых академиков. Ну и ничего. Старца Софрония сейчас все читают, а насмешники предпочитают о своей критике не вспоминать, потому как стыдно.

Старцу Симону, я думаю, все-равно. «Если и небо упадет на меня, не содрогнется душа моя» (авва Агафон). Он достиг цели и конца Пути. А то, что делает сейчас отец Георгий, имеет свою духовную логику и, если хотите, предопределенность. В литературе о молитве, которую, как правильно отметил наш критик, читают только миряне (с этим я согласен полностью), эта закономерность описана в книге «О молитве Иисусовой» архиеп. Антония Галинско-Михайловского. В своем сочинении он говорит о том, что, когда подвижник прошел период деятельный и вошел в период созерцательный, диавол уже не может ему ничего сделать. Единственное, что ему остается, – это действовать через других людей, возводя на подвижника клевету и возбуждая к нему ненависть.

Монах Симон еще в горах Абхазии достиг самодвижущейся молитвы, а его переселение на Афон было не его решением. Сама Матерь Божия благословила его на это. Он долго не мог успокоить слезы после того откровения, которое он получил от Самой Богородицы, когда, целуя ее икону, прикоснулся к живой и теплой руке Царицы Небесной.

Я все-таки думаю о том, что на самом деле отец Георгий «Птицы небесные» вообще не читал. Потому что нужно иметь уж слишком каменное сердце, чтобы не увидеть и не почувствовать в этой книге чистый горний воздух дыхания Духа Святого в поучениях, размышлениях и описываемых событиях. Уверен, что и сама тенденциозная подача видеоматериала была вызвана все же благими намерениями, хотя мы все знаем, куда ими выстелена дорога. Я также искренне надеюсь, что отец Георгий когда-то поймет свою ошибку и принесет извинение за то, что во многих душах посеял семена сомнения в отношении старца Симона.

 Заведующий кафедрой Богословия Классического приватного университета, профессор и доктор философии, протоиерей Игорь Рябко