Продолжатель афонской скитской традиции на Руси - преподобный Иннокентий Комельский, Вологодский. День памяти - 11 апреля
 Там поставил святой Нил себе келью, и невдалеке от него, так чтобы можно было подавать друг другу голос, поставил себе другую келью собеседник его Иннокентий. Со временем пришли к ним другие отшельники и таким образом составился первый русский скит по образцу скитов афонских.
Преподобный Иннокентий, сын боярина Охлябинина, родился в Москве. Время его рождения неизвестно. Существовало две редакции жития преподобного Иннокентия, но раннее житие сгорело во время разорения Иннокентиевой пустыни в 1538 году казанскими татарами. Упоминания о святом Иннокентии есть и в житии преподобного Нила Сорского.
Вероятнее всего, постриг преподобный Иннокентий принял в Кирилло-Белозерском монастыре. Потом вместе со своим другом и наставником преподобным Нилом Сорским долго путешествовал по Востоку и жил на Святой Афонской Горе. По возвращении на родину он поселился в Белозерском монастыре, но пробыл там недолго. Вместе со своим наставником преподобным Нилом он вышел из обители и поселился на берегу реки Сорки в пятнадцати верстах от монастыря. Там поставил святой Нил себе келью, и невдалеке от него, так чтобы можно было подавать друг другу голос, поставил себе другую келью собеседник его Иннокентий. Со временем пришли к ним другие отшельники и таким образом составился первый русский скит по образцу скитов афонских.
Подробных сведений о совместном пребывании святого Иннокентия с преподобным Нилом в Сорской пустыни не сохранилось. Известно только, что преподобный Нил, предвидя скорое отшествие к Богу, послал своего ученика, святого Иннокентия, в Вологодский уезд на реку Нурму, предсказав ему: «Бог тебя прославит там, и обитель у тебя будет общежительная, моя же пустынь после смерти моей останется такой же, как при моей жизни, и братия по одному будут жить в кельях своих».
Уйдя в глубину Комельского леса, святой Иннокентий избрал место для своей обители на берегу реки Еды, что в десяти верстах от реки Нурмы и в пятидесяти пяти от города Вологда. К преподобному собралась братия, и так была основана Иннокентиева пустынь. Из «Завета», который святой Иннокентий написал незадолго до своего преставления, следует, что пустынь его была скитом, подобно скиту на Соре, и уже позднее превратилась в Спасо-Преображенский Комельский общежительный монастырь.  Около тридцати лет преподобный подвизался в своей обители. Почил святой Иннокентий 19 марта, предположительно в 1521 году. Незадолго до преставления он написал завещание, «Завет», в котором заповедал братии хранить в обители устав «господина нашего и учителя моего, преподобного и святого старца Нила» и построить церковь в честь святого Иоанна Предтечи, третьего обретения его честной главы. По преставлении братия похоронили честное тело своего возлюбленного отца, учителя и наставника в углу монастыря, близ ржавого болота, как он сам повелел, и положили на могилу камень, на котором написали год, месяц и день его преставления. Почитание преподобного Иннокентия началось вскоре после его блаженной кончины. К 1538 году в монастыре был уже его образ и житие. С XVII века известны тропарь и кондак святого.
Над могилой преподобного Иннокентия стояла часовня. Над гробницей находился его образ. К 1723 году на месте часовни построили церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1764 году обитель была закрыта. К 1916 году на месте бывшего монастыря стояли две церкви. Главная - каменная двухэтажная Спасо-Преображенская Иннокентиевская церковь с колокольней, построенная прихожанами в 1858 году. Престолы: в верхнем храме - в честь Преображения Господня (главный); в нижнем - в честь третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи. Рядом находилась деревянная Благовещенская Иннокентиевская церковь, построенная прихожанами в 1787 году. В ней под спудом покоились мощи преподобного. Церкви были разрушены в советское время. Сейчас территория бывшего монастыря занята кладбищем. Печатается по книге: Русский Афонский Патерик // История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен до 1735 года. Издательская серия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков». Том 4. Афон, Пантелеимонов монастырь, 2015. C.424-426.
|