Главная
Заказать поминание на Афоне
Написать икону на Афоне
Новости
Стихи
Тексты
Переводы
Библиотека
Галереи
Иконы Афона
Поездка на Афон
Паломничество Афон
Монастыри Афона
Что такое Любовь?
Богатство?
Старец
Видео
Аудио
О проекте
Написать письмо
Все комментарии
Молитва
Карта сайта
Поиск
Сегодня
13 декабря
Святогорские Панигеры: Русский скит Святого Андрея Первозванного - память ап Андрея Первозванного

Афон

 
информационный портал Святой Горы Афон. Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон. Советы о том, как организовать поездку на Афон, и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон: карты Афона, описания монастырей, троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона. Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале
Присоединяйтесь к нам в группе В Контакте facebook на странице facebook в Youtube. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев
В НАЧАЛО / НОВОСТИ / ИГУМЕН ПЕТР (МЕЩЕРИНОВ). ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КАК ПРЕПЯТСТВИЕ К БОГООБЩЕНИЮ?
Игумен Петр (Мещеринов). Литургическое искусство как препятствие к богообщению?

Игумен Петр (Мещеринов). Литургическое искусство как препятствие к богообщению?

 

 

Отец Петр захватывает такие важные темы, что остается лишь «снять перед ним шляпу». Мы много писали на подобную тематику писали и именно то, о чем говорит автор, но 10 лет назд это оказалось не востребованным церковным сознанием. Может быть, пришло время?!

Как бывает на войне, в последний момент, когда все потеряно, кто-то выхватывает знамя у убитого командира и восхищает победу у потрясенного врага. Примерно так можно оценить публикации о. Петра. Конечно, эти публикации будут против течения всем ведущим православным порталам, у которых «все хоршо». 

 

Стоит пожалеть, что автор забывает о главном. Вариативность «работатет», когда человек предался воле духовника, тогда развивается свобода души в Воле Божией. Но это не имеет ничего общего с ситуацией, когда христианин разложил перед собой книги или диски разных авторов и пытается почувствовать - что ему близко. Духовника церковная педагогика дать не может, для этого человек сам должен созреть. Тогда Бог открывает одну душу для другой, как таинство.


Дело в том, что человек, действительно, должен перерасти церковные богослужения. Но он перерастает их качественно, стяжав Иисусову молитву, сохраняя любовь к внешним формам. А не по принципу: нравится - не нравится. Вот мы и приходим к прадоксальному выводу: церковная педагогика - это послушание духовнику, живому носителю Традиции, который научит тебя умной молитве и в нужный момент разрешит заменить внешние формы на внутренние. А если искать какую-то иную педагогику, то всегда будем возвращаться к обычному интеллигентскому сетованию, замкнутому кругу… 

 

Не богослужения тебя должны вдохновлять (как произведения Баха), а сам ты должен наполнить их жизнью своего сердца, своими молитвенными чувствами. Этому верно учил свт. Феофан Затворник (и автору можно лишь посоветовать перечитать его книги). Справедливо, что своим молитвенными чувствами с таким же успехом можно наполнить и пение птиц в лесу, и панораму гор на горизонте.

 

А вот бессмертные произведения Баха молитвенными чувствами не наполнишь. Такова природа музыки. Она сама насильно наполняет душу чувствами, и эти чувства сильные, потрясающие, но совсем не молитвенные. Здесь у автора тоже путаница. Это душевные переживания. В общем, если воспринимать богослужения формально, в качестве византийской поэзии, то это даже и духовным костылем называть сложно.  


Итак, истину о том, что богослужение не равно молитве, ты можешь постигать всю жизнь (тяжело и трагично, например и через Баха) или же тебе ее просто скажет подлинный духовник в нужное время. Ты потратишь на ее осмысление одну секунду и пойдешь дальше, к новым горизонтам... Выбери сам - что тебе более подходит. 

 

Смири себя, отрекись от мира, положись на Бога сколько сможешь в твоей жизни и приготовь свою душу к встрече с духовником. - Или же служи миру, наслаждайся кантатами Баха, стихирами канонов и их смыслами, и получай временное удовольствие. А потом полагайся на помилование… (Т.е. будь как все - и будет как у всех.) Без подобного пояснения автора можно неверно понять. - Афон

 

  Как сформулированы те богословские идеи, которые лежат в основе наших представлений о Церкви?
Можно ли говорить о том, что эти идеи носят универсальный характер и, если нет, то что с этим делать? Автор эссе подвергает критическому анализу ряд установок, ставших характерными, если не определяющими для современного российского православного самосознания...


Есть три святоотеческие идеи, высказанные в определённый исторический момент по конкретным поводам. Подходящие для своего времени и места, впоследствии они были восприняты церковным сознанием расширительно и стали всеобщими идеологемами. Все они так или иначе связаны с нашей темой.
Первая идея восходит к текстам священномученика Игнатия Богоносца (самое начало II века). Звучит она так: «Епископ — это Христос». Когда св. Игнатий писал об этом, он имел в виду вопросы дисциплины в тех конкретных общинах, к которым были адресованы его послания. Но затем эта идея в бытии земной церкви разрослась таким образом, что заняла гораздо больший объём и приобрела гораздо большее значение, чем это имел в виду св. Игнатий и вся Первенствующая Церковь. Понимаемая прямо, эта идея является кощунственным идолопоклонством: Христос — это Христос, и никакой епископ, то есть никакой носитель никакого церковного служения не может претендовать на то, что он каким угодно образом, пусть даже символически, «заменяет» Христа. Иначе наша живая вера, в центре которой стоит личное непосредственное общение человека с Единственным и незаменимым Христом, превращается в общерелигиозный символизм. В этом — главная опасность данной идеологемы: подмена живой жизни во Христе теми или иными отвлечёнными «символами». Об этом искривлении церковного сознания много и убедительно писал прот. Александр Шмеман. Здесь же коренится и причина неуспеха миссии, когда проповедуется не Сам Христос и не конкретная жизнь в Нём и с Ним, а нечто иное; в данном случае — некое символическое клерикальное посредство, без которого доступ ко Христу закрыт.
Вторая идея — слова, принадлежащие священномученику Киприану Карфагенскому (III век) «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». В той конкретной ситуации, в которой эти слова были произнесены (св. Киприан боролся против раскола), они были вполне уместны и оправданы. Но, расширив сферу своего приложения, они вошли в вопиющее противоречие с Евангелием. Бог — Небесный Отец всех людей; Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 45). Отношения Бога и человека совершаются без какого бы то ни было посредства. Церковь в этих взаимоотношениях (я имею в виду институциональную церковь) — вовсе не посредник. Она есть подательница средств к богообщению, обучение богообщению, внешние подпорки богообщения, создание среды для него — но не само богообщение. Церковь есть друг Жениха, Которому надлежит расти, а ей — умаляться (Ин. 3, 29–30). Мысль св. Киприана Карфагенского, став идеологемой, перевернула всё с ног на голову. Институциональная церковь, понимаемая произвольно (сама Церковь не имеет точно сформулированного экклезиологического догмата), начинает решать, кому Бог Отец, а кому — не Отец. Это излишнее и расширительное дерзновение приводит к тому, что институциональная церковь всё больше и больше предписывает Богу, как Он должен поступать, а как нет, кого Ему спасать, а кого нет. Например, Церковь запретила Богу жалеть, а уж тем более спасать самоубийц… Опасность здесь в том, что Церковь становится некоей духовной самоценностью и подменяет собой Бога, формализует жизнь в Боге, редуцируя её к «послушанию Церкви», причём рамки этого послушания остаются весьма неопределёнными (ещё раз повторю, из-за нерешённого Церковью вопроса о самой себе, о своих границах и проч.).
И третья идея — связанное со св. Василием Кесарийским мнение, что внешние чины Церкви являются отображением её небесной красоты. Известно, что великий святитель в быту был чрезвычайно скромен, но в богослужении требовал максимальной красоты и пышности. Он исходил из убеждения, что благолепие богослужения, самые драгоценные материалы, употребляемые для убранства храмов, облачений и проч. есть отображение красоты, велелепия и богатства небесного, горнего мира. От земных драгоценностей ум человека таким образом должен был возводиться к небесной красоте; от человеческого богослужебного чина — к чину ангельскому; от максимальности и избыточности земного священнолепия — к подобию небесной славы.
В те времена это имело миссионерское значение: язычники так привлекались в Церковь. Но с точки зрения Евангелия — это коренная перемена Христовой керигмы, та самая «проповедь иного», на которую Апостол Павел изрёк анафему (Гал. 1, 8–9). Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Небесная реальность не может быть соотнесена ни с какими земными украшениями, пусть даже самыми драгоценными, искусными и всеми хвалимыми. Но это вовсе не значит, что небесная реальность недоступна человеку. Чаяние уготованной жизни с Богом в будущем веке даётся христианину уже здесь — но не совне, а внутри: в вере, в личном религиозном чувстве, в обращении сердца к Богу, в предвкушении и отчасти во вкушении самой этой небесной славы — ­невыразимой словами, но настолько реальной, что десятки тысяч христиан шли за это на смерть в эпоху гонений, а в эпоху «благоденствия» Церкви уходили в пустыню. И вот эта «не-приходимая» на ум человеку небесная реальность теперь стала просто редукцией к самому богатому, самому дорогому, самому красивому, самому блестящему, что только можно найти на падшей земле. Об этом прекрасно писали богословы и религиозные философы Русского зарубежья. Пышность, золото, драгоценные камни, парча, сложность богослужебных чинов, выдуманных человеками (Христос не дал ни малейшего повода, в отличие от Ветхого Завета, к созданию таких чинов) и т.д. — вся эта принадлежность мира сего, который Христос и Апостолы заповедали христианину возненавидеть и отвергнуть, теперь вводится в самую сердцевину Церкви.
Но позвольте, возразят мне. Из этого же родилось великое церковное искусство! Мало того, с этим искусством, ставшим уже навсегда не только внешним обряжением Православия, но и всесторонним, почти сущностным выражением его, Церковь теперь связана неразрывно! Можно даже сказать, что православный христианин и идентифицирует себя как такового прежде всего по тому, принимает ли он это внешнее обряжение Церкви всей душой и восходит ли он через неё к Богу!
Вот в отношении искусства позвольте мне поделиться некоторыми личными впечатлениями. Перед праздником Преображения я поехал по приходским делам, и включил (как всегда я делаю в машине) музыку. Это был Бах, 6-й клавирный концерт (он же — 4-й Бранденбургский). В очередной раз эта музыка захватила меня, привлекла всё моё душевное внимание. Мой слух с великим интересом следил, как Бах развёртывает свою звуковую материю, с помощью которой он — это несомненно для меня — отображает божественную гармонию мироздания. Я был всецело захвачен прослушиваемым, хотя знаю эту музыку больше, чем наизусть: вот уже почти сорок лет я слушаю Баха, и всякий раз поражаюсь его неисчерпываемой глу­бине.
В тот же вечер я читал на клиросе канон Преображения (в нашем храме чтецов очень мало, поэтому я все двадцать лет своего служения читаю стихиры и каноны сам). Читая канон (и, смею думать, понимая его, в чём у меня, конечно, преимущество перед девяноста пятью процентами посещающих храмы православных христиан), я не мог не отдать себе отчёт в том, что передо мной — произведение литературного искусства эпохи поздней античности, которое я за долгие годы тоже знаю почти наизусть. Канон Преображения — один из лучших и редких образцов православной гимнографии, но на 80%, увы, наши богослужебные книги наполнены бездарным многословным византийским «плетением словес», как о том выразительно говорил прот. Александр Шмеман… Канон Преображения не относится к этим 80%. И всё равно я читал его равнодушно. Я ясно ощущал, что он как произведение искусства для меня исчерпан — в отличие от Баха.
Мне скажут: ну вот, батюшка, вас воодушевляет Бах, а кого-то совсем не воодушевляет, зато канон Преображения из года в год восхищает и душевно напитывает. Я не буду возражать — несомненно, так оно и есть. Но дело вот в чём: если речь идёт о произведениях искусства того или иного жанра — это замечание правильно и законно. На мой взгляд, музыка Баха предельно универсалистская, с великой глубиной отображающая законы Божией гармонии, запечатлённой в мироздании и в творческом даре человека, а византийское православное гимнотворчество — это узкий сегмент искусства, позднеантичная словесность, для понимания и любви к которой нужно гораздо больше специальных знаний, чем для воспринятия музыки Баха. Ну а для кого-то всё наоборот. Есть же почитатели, например, «Телемахиды» Тредиаковского. Некоторые люди любят Хераскова или Державина. Но большинство, и по праву, предпочитают всё же Пушкина.
Но вот что я хотел бы тут подчеркнуть: если бы всё это оставалось на уровне искусства — то тут и спору нет: одному нравится одно, а другому — другое. Однако если Баха никто не возводит на уровень обязательной для христианина религиозности (никто ведь не предписывает слушать Баха в качестве утренних и вечерних молитв), то позднеантичному византизму, этому узкому сегменту мирового искусства, усвоен какой-то особый статус под влиянием 1) идеологемы свт. Василия Великого, 2) символизма сщмч. Игнатия Богоносца, что Христос — это не Сам Христос, а Его символическое отображение и 3) под влиянием того, что «так приняла Церковь». Подтверждением этого будет и то, что любой православный укорит меня, что я рассуждаю о богослужении праздника Преображения как об «искусстве», в то время как это-де, никакое не искусство, а сама богодухновенная сущность того богообщения, которое нам только и доступно.
И здесь мы подходим к главной ошибке — убеждённости в том, что богослужение — не всякое, а именно наше, позднеантично-византийское, — равно богообщению. Читая канон Преображения, я ясно понимал, что молитва как таковая, жизнь с Богом, благоугождение Богу и декламация того или иного текста — это разные вещи. А настаивать на том, что это не так — и есть именно великая церковная педагогическая ошибка. Человек, приходящий ко Христу, узнавший и из Писания, и внутри себя, что христианская жизнь должна заключаться в следовании за Христом, спрашивает у Церкви: «а как это сделать»? Церковь отвечает: «вот, встройся в православный образ жизни — и именно это и будет следованием за Христом». А православный образ жизни по факту на 80% — это богослужения, личное молитвословие и соблюдение церковной дисциплины; всё — только одного варианта: византийского. Это настолько глубоко укоренено в нашем церковном сознании, что другого варианта просто не предусматривается. Недаром же прот. Георгий Флоровский с полной серьёзностью говорил, что православным христианином можно быть, только став византийским греком… Христианин, послушав Церковь, встраивается в этот византизм — и исчерпывает его лет за десять. А что-то иное ему не предлагается. Что делать дальше, когда он всё это исчерпает? Никто не говорит. И одной из главных причин такого положения вещей является то, что здесь изначально заложена ошибка, о которой у нас и идёт речь — предлагать литургическое искусство, и прежде всего гимнографию, в качестве непременного условия для богообщения. Искусство — это опция, украшение; а следование за Христом — это исполнение Его заповедей. Но не только: это ещё и специфическая повседневная, поминутная внутренняя жизнь во Святом Духе, к которой, конечно, имеет отношение Литургия, участие в Таинствах, совместная молитва с другими христианами — но которой надо отдельно учить каждого христианина (и в этом — смысл церковного пастырства). А это «отдельное обучение», в силу того, что все люди разные, не может не противоречить тому, что только и предлагается сегодня в качестве церковной педагогики — а именно обязательное «затачивание себя» под узкое явление, которое объявляет себя «полнотой церковности», но на деле представляет собой не более чем одну из архаичных ветвей церковного искусства, гимнографии и дидактики.
Всё это имеет ещё одно весьма печальное следствие: отмену вариативности — важнейшего церковного принципа, провозглашённого апостолом Павлом. Вспомните 14 главу Послания к Римлянам. Кто хочет — постись, кто хочет — не постись. Кто хочет — празднуй праздники, кто хочет — не празднуй. Всякий поступай по удостоверению своего ума (Рим. 14, 5), только друг друга не осуждайте и не уничижайте (Рим. 14, 10). Блаж. Августин и другие св. отцы древней Церкви исповедывали: «В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всём — любовь». Спрашивается: где это в нашей церковной жизни? «Только так, и никак иначе» — это очень ярко выразил св. Феофан Затворник: православный непременно обязан посещать богослужения, и именно вот эти, и следовать именно этим вот уставам, без каких бы то ни было вариантов, и т.д. Без этого он не христианин, и спасение его в крайней опасности. Почитайте «Начертание христианского нравоучения» — лучшую книгу святителя: там всё это ясно и недвусмысленно прописано. Но где же апостольская вариативность? Её явочным порядком отменила церковь; а как нам уже известно, кому церковь не мать, тому Бог не отец, уж тем более какие-то там апостолы…
И это приводит к путанице в понимании главного и второстепенного в приведённой выше древней, поистине церковной формуле. Богослужение (я не имею в виду здесь Таинство Евхаристии), внешние чины, византийские и древние русские церковные традиции и проч. — это главное или второстепенное? Если главное, то по плодам их узнаете их (Мф. 7, 16): мы видим, что всё это так или иначе исчерпывает себя, и наступает то, о чём мы говорим как о «проблеме расцерковления», как о пастырском и христианском «выгорании». Если второстепенное, если это только опция, которая к тому же изначально задана как вариативная — что тогда главное? Тогда у христианина, который знает, что нужно следовать Христу, но не знает, в чём это должно выражаться, возникает законное требование: покажите мне это главное, дайте мне его, научите меня ему!
Главное — это живая внутренняя жизнь во Христе, Духом Святым, жизнь всецелая, ежеминутная, всеобъемлющая, захватывающе интересная. Где она? Как до неё дойти, где её взять? На это ответа у современной церковной педагогики нет. Всё, что слышит христианин в ответ на свои вопрошания — «эта жизнь высоким и загадочным символическим образом встроена в позднеантичный византизм. Быть «церковным человеком» — значит посещать и обязательно принимать и любить богослужения, вот эти, о которых мы говорим; поститься, исполнять правила и читать святых отцов — опять же, по большей части позднеантичных»… Но если человеку просто не нравится эта словесность, эта внешняя церковность, если она просто «по типу» не подходит ему? Тут-то мы знаем, как ответить: «гордость», «модернизм», «протестантизм» и проч.
При этом несомненно, что ничего плохого ни в гимнографии, ни в церковном искусстве в целом, нет. Только надо называть вещи своими именами: это не богообщение, это подпорка, детоводитель, в конечном итоге — опция в христианстве, и нельзя подменять одно другим. Но подмена эта давно осуществлена и вошла в плоть и кровь церковной жизни. А раз так, то тут вмешивается в дело Сам Бог. Когда Церковь вместо живой жизни во Христе не может предложить ничего, кроме архивированного и копийного искусства, когда подмена Христа символами, мнениями человеческой церкви и заменой небесного земным достигает каких-то пределов, то Бог разрушает всё это. Все ветхозаветные пророки возвещают такое действование Божие. Какой мы получили урок в XX веке! Сколько мы потеряли храмов, икон и проч.! Бог нам через это говорит: «Мне не нужны ваши храмы и иконы. Мне не нужна ваша гимнография, Мне не нужны ваши службы и неусыпающие псалтири, ваши крестные ходы и праздники. Мне нужны ваши сердца и ваша повседневная жизнь». Извлекли ли мы из этого урок? Пусть читатель сам ответит на этот вопрос.
«Но что делать-то, батюшка?» — спросят меня. А вот этого я не знаю. Для этого нужен соборный церковный разум, к которому я и адресую все эти вопросы (если это, конечно, кому-то интересно). Со своей стороны отмечу необходимость ясного осознания христианской иерархии ценностей, и желательно — хоть какой-то возврат к апостольской вариативности, по образцу первых трёх веков существования Церкви на земле, насколько это возможно.
Тогда и литургическое искусство встанет на своё место, и откроет для себя многие прекрасные и новые пути.
Игумен Петр (Мещеринов)

 
Комментарии
Всего комментариев: 73
Страницы: 1 2 »
2018/12/10, 23:39:15
"...без предварительной подготовки в искусе личной молитвы и общественная молитва легко может превратиться в ритуальную формальность или, что не менее опасно, выродиться в эстетический транс."
Разумно. Именно это и характерно для современной церкви. Но при чем тут, снова, о Петр (Мещеринов)?!
Дайте, пожалуйста полный текст или ссылку, где эти слова адресованы ему.

Вы ссылаетесь на еще одного "неблагонадежного", о. Георгия Флоровского, и сталкиваете их с о. Петром Мещериновым лбами.
И так можно предположить, последний абзац это - ваше ? Передергиваете....

А в главном да, прав о. Георгий: нет подготовки в личной молитве. Можно, конечно, написать, что это у него, у о. Георгия нет. Лузер. Но он как священник, знает о чем пишет.
И раз так, нельзя не спросить о личной молитве у тех, кто тут бочку бочку меда разбавляет дегтем из ложечки, или тоже лузеры ? Да, Агния?
Вот о. Петр свидетельствует о том же самом. Личной молитвы нет ! У вас ее нет.
При всех попытках переводить стрелки на него самого ( ни молитвы, и благодати ), это болезнь современности.
Нет личной молитвы в современной церкви, можно и личной брать за скобки, молитвы в Церкви нет. Личность - это уже другой уровень осмысления. Понимают ли это на вашей Фабрике хоть близко?) Едва ли. Все еще страшнее: люди просто не знают, что такое "личная молитва", или думают бог весть что.
А то, что есть в Церкви, как раз то самое: "эстетический транс". Облачение, золочение, театральность. Придыхание.

Единая Святая и Соборная Апостольская Церковь не имеет границ. Если у кого-то что-то размыто.... Ну, и загнать Церковь в земные границы пытались многие, и будут еще пытаться.
Только Церковь все-таки не драмкружок. Не партия и не идеологический отдел. Пути Господни неисповедимы. Кстати, и Суд неминуем.

И коль вы, взялись топить честного священника, соглашусь с теми, кто здесь пишет о том, что делаете вы это очень непрофессионально. Уши торчат, белыми нитками.

квази#протестант#мещеринов Ах... Это, как его... Волюнтаризм ! , Вейсманизм...)

Как не тужитесь, ничего не можете пришить батюшке, кроме И.С.Баха.

Само то, что он в своих работах ссылается на "протестанских" авторов ( или само слово "протестант" пугает?), как бы это сказать, чтобы не обидеть... Он образованный человек.
Поищите на досуге, что входило в круг чтения прославленных в ХIХ-ХХ вв российской Церковью святых, то и сами почитайте.

В общем есть над чем поработать. А техническое задание выкиньте и идите в Храм. Как минимум, вы уже знаете, что происходящее там не должно быть ритуальной формальностью.
Это уже кое-что.
Василий
2018/12/10, 19:03:55
А именно: "Factory of lies, fake news from Russia". Свежий фильм.
Идёт сбор материла о работе троллей пропагандистов в интернете в сфере церковной жизни.
Василий
2018/12/10, 16:33:45
Агния,извините, нельзя не спросить, Ка980к на ваш взгляд обстоят сейчас дела с Православием в нашей Митрополии?
Может быть, это важнее, чем обсуждать чью-то личность.
Как вам современное состояние православия?
Если можно, тоже подробно и со ссылками...
Василий
2018/12/10, 16:12:23
Дорогой Икс. Так если это у ваc когнитивный диссонанс, чего ради вы не разберётесь сами с ним?
Здесь настойчиво повторяется наброс на о. Петра. Посмотрите, кстати, новый документальный фильм о "троллях", 'Фабрика лжи".
Василий
2018/12/06, 14:32:58
Диагноз о. Петру ставит, как ни удивительно, его единомышленник по трансхристианскому мировоззрению - о. Георгий Флоровский


"...без предварительной подготовки в искусе личной молитвы и общественная молитва легко может превратиться в ритуальную формальность или, что не менее опасно, выродиться в эстетический транс."

Даже он понимает, что поиск "неисчерпаемости Баха" в богослужении, это болезнь эстетства, вырождение. Отец Петр не исчерпал богослужение, а просто гоняется за эстетическим трансом, который всегда будет ускользать....
***
2018/12/04, 14:17:30
Прыгучий Ручеек, все Ваши остроумные выпады - мимо. :)

В том отрывке, что Вы пытаетесь замылить, Мещеринов говорит не о Митрополии, а о себе лично, что сам он, а не Митрополия, в полном расстройстве и от Православия не сумел-таки получить ничего, кроме бессонницы и расстройства здоровья.

Святитель Филипп не говорил о себе как о таком лузере

Остроумие Ваше однако я оценила. :)
Агния
2018/12/04, 00:39:15
Василий
У меня когнитивный диссонанс - статья квази#протестант#мещеринов на афонском портале. Вот и переклинило немного. Пройдет. А с благодатью как с благодатью )
х
2018/12/01, 12:38:56
Отец Петр находится в искреннем поиске, но не во Благодати. Печально, что он ищет истину у протестантов.
Феодосия
2018/12/01, 01:00:43
"4. Разбойников не было. ...."

Про разбойников рассказывали дивеевские матушки еще те, доновомонастырские, что их на преп. Серафима наслало начальство. Возможно, В. Степашкин имел в виду это ? Что не совсем это были разбойники. А просто спец операция.

Официальная версия состоит в том, что они избили старца до полусмерти, потому что рассчитывали найти у него деньги, не нашли, обозлились и отомстили...
Но как и большинство официальных версий, эта вызывает больше вопросов, чем дает ответов. С чего бы ожидать деньги у монаха, который и питается-то снытью? При этом ни с кем и не общается.
Разбойников быстро нашли ( тут сразу приходит в голову, что они и не прятались, не странно ли ? ), это были крестьяне из соседней деревни.

Посмотрим на эту историю и так: двое крепостных напали ( с целью ограбления ) и тяжело покалечили мещанина.Совершенно открыто, и им за это ничего не было !
Ни каторги, ни заключения. Ни вожжами на конюшне. По официальной версии старец попросил их простить, и их простили. Был ли вообще суд или хоть какое-то делопроизводство?
Мало-мальски зная положение дел в ту эпоху, не верится.
Вместе с тем. цель была достигнута, пусть израненный, не по своей воле, но он вернулся в монастырь.
Где, впрочем, пролежав после избиения пять месяцев, снова ушел в лес, на это раз в еще более недоступные места.

Увважаемый(ая) "х", а чего Вас на о. Петре (Мещеринове) заклинило? У Вас-то лично как обстоят дела с благодатью? Причащаетесь ?
Василий
2018/11/30, 22:58:36
Привалов:
"Только вот почему мы в чужих сомнениях ищем ( и находим ) криминал ?"

Когда сомнения в тиши кельи, они никого не касаются. А когда они вынесены на всеобщее обозрение, то они стали предметом обсуждения. А значит, бесед, согласия, не согласия, для кого-то и криминала. Для того эти сомнения и обнародованы. Мне так кажется.... Для этого о. Петр вынес их на свет Божий, чтобы мы подумали, обсудили, каждый для себя выводы сделал, поделился ими тоже..... а для чего же еще?

Отец Петр так проявился в церковном медиа-пространстве, что есть о чем поговорить :) Неизбежно и обсуждение личности самого автора, пристальное внимание к нему самому, больше даже, чем к тому, что он в той или иной отдельной статье пишет, попытка собрать его цельный образ из разрозненных отрывков его высказываний, чтобы лучше его понять, понять его так сказать сверхидею... Спасибо ему за эту возможность. Это помогает лучше понять самих себя.... и это ли не высшая оценка его труда?
х
2018/11/30, 12:45:39
А я тоже согласна. В Советские годы нам говорили , что не существовал Иисус Христос. Теперь стали хитрее коварнее и говорят , что не было медведя.
Тогда действовали грубо, а теперь - размывают. Хотя книги отца Петра мне нравятся.
Валентина Барнаул
2018/11/30, 09:56:38
"4. Разбойников не было. ...."

Это симптоматично. Неверие - имя сей болезни. Рацио, убивающее благодать. Раз у меня нету, значит и не может быть. Значит и у Серафима не могло быть. Всё сказки. Благодать - сказки. Так защищается рацио от благодати. Но благодати-то хочется, вот в чем дело! Но я ведь всё делал и делал всё правильно - постился, молился, не спал, бессонницу заработал - и потерпел фиаско, ничего не получил, кроме расстройства здоровья... Но я ведь не могу быть плохим, я ведь хороший, но пострадавший, а это значит - православие неполноценно. А всякие серафимы и паисии, софронии и сергии - сказки, ничего не было, раз у меня не было. Отсюда и тяга в протестантизм лютеранского толка. Там таинства - только знаки, никакой благодати. Какие разбойники, какой камень, какой медведь, какой Мотовилов?
Может быть, так получается у о. Петра? Подсознательно, неосознанно, подспудно - жажда благодати и одновременно отрицание её...?
х
2018/11/29, 22:13:48
Человек ищет: «Как мне следовать за Христом? Моя воля падшая, ее надо отсечь. Как это сделать?» Ему благовествуют: «Отсеки свою волю перед духовным старцем», – и ему сразу понятно, что нужно делать. Вот он, старец, с бородой, он видим, его можно ощупать, вокруг него толпы народу… что он говорит и делает – неважно, потому что машинка послушания заработала. Главное, чтобы я слушался, имел к старцу доверие, а Бог через него действует автоматически. Все знают, к каким уродливым последствиям это приводит."

Ключевые слова здесь: "человек ищет".
Заменить в этом абзаце старец с бородой на эцилопп с мигалкой архиерей с кадилом, на ведущий телешоу, цыганку-гадалку, на деда мороза, (нужное подчеркнуть ), что изменится?
В чем критерий правильного поиска? И может быть, это глубоко личное ? Вопрос на засыпку: что лучше, бороться и искать или уныло жевать что-то в стойле?

Одному достаточно услышать рассказ про медведя ( а почему, собственно, его не было ? кто-то в дупле сидел и все видел?), другому прочесть "Беседу с Мотовиловым" ( хотя да ... и Мотовилова не было, ах... Но разбойники, разбойники-то были! ), третьему... А третьему подавай точные математические выкладки, тангенсы, котангенсы, все части уравнения должны сходиться, иначе, извините....
Только вот почему мы в чужих сомнениях ищем ( и находим ) криминал ?
Привалов
2018/11/29, 21:26:30
4. Разбойников не было. ....

Александр, скоро на нашем канале Ютуба выйдет видео с названием "Мещера" или примерно так. Как раз про разбойников. Можно будет отцу Петру переслать:)
Александр
2018/11/29, 21:23:07
О. Петр Мещеринов человек со взглядом. Взглядом, дерзну сказать, гиперкритичным ....

Александр, спасибо за отрывки! Таковы все ученые. Это болезнь ума. Но это не смертельно. Это не предательство Православия.
Александр
2018/11/29, 17:04:19
О. Петр Мещеринов человек со взглядом. Взглядом, дерзну сказать, гиперкритичным и не всегда корректным в изложении фактов. Меня поразил его отзыв на вышедшую в ЖЗЛ книгу саровского историка В. Степашкина "Серафим Саровский". Цитирую отрывок из ФБ о. Петра:
" Автор очень почитает преподобного, поэтому он редко делает какие-либо определённые выводы, а просто приводит то, что соответствует документам (впрочем, — что относится к недостаткам книги, — обильно разбавляя их пространными экскурсами во второстепенные вещи). Но от выводов никуда не деться, потому что из документов видно следующее:
1. Колокольни не было.
2. Камня не было.
3. Кормления медведя не было.
4. Разбойников не было.
5. Беседы с Мотовиловым не было...
Ну и так далее."
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1612438265498618&set=a.111116205630839&type=1&theater
Берем книгу Степашкина и читаем(желательно всю). Составляем свое мнение о корректности резких выводов о. Петра.
Например про колокольню: Степашкин предполагает, но не документировано, что колокольня к моменту падения ещё не была построена и маленький Прохор упал с основного здания храма(двухэтажного, там нижний и верхний храмы). Прикиньте высоту, шансы выжить и ответьте на вопрос: чем это принципиально отличается от падения с колокольни, даже если её не было? Повторюсь, при всей своей въедливости, документов про отсутствие колокольни Степашкин не приводит.
Александр
2018/11/29, 15:15:26
Здесь в комментариях писалось, что о. Петр (Мещеринов) размывает границы Церкви в сознании православных. Кто-то высказал сомнения

Вот, что говорит сам отец Петр о Церкви:

"...на самом деле нужно просто дать себе смиренный и трезвый отчет, что Православие – одна из ветвей мирового христианства, а не абсолютно самодостаточное, единственно истинное, законченное и замкнутое явление. У Православия свое задание, свои драгоценные функции. Например, оно хранит учение Древней Церкви – и это прекрасно. Но если посмотреть на христианство объемнее, мы сможем творчески заимствовать опыт других конфессий."

отсюда
https://www.pravmir.ru/igumen-petr-meshherinov-chelovek-dyiryavoe-resheto-blagodat-tut-zhe-iz-nego-uhodit/

Без комментариев...
х
2018/11/29, 14:12:21
Из аннотации к статье:

"Дело в том, что человек, действительно, должен перерасти церковные богослужения. Но он перерастает их качественно, стяжав Иисусову молитву, сохраняя любовь к внешним формам. А не по принципу: нравится - не нравится. Вот мы и приходим к прадоксальному выводу: церковная педагогика - это послушание духовнику, живому носителю Традиции, который научит тебя умной молитве и в нужный момент разрешит заменить внешние формы на внутренние. А если искать какую-то иную педагогику, то всегда будем возвращаться к обычному интеллигентскому сетованию, замкнутому кругу… "

Игумен Петр (Мещеринов) как бы в ответ на это

"В православии свою волю нужно отсечь перед духовным отцом. А в пиетизме человек отсекает волю перед Богом. Это совершенно разные вещи, потому что из них следует разный образ жизни. Когда мы отсекаем свою волю перед духовным отцом, начинается игра, обусловленная идеологемой, что если человек полностью слушается, то через духовника действует Бог вне зависимости от того, каков сам духовник. Как будто не сказано в Евангелии, что слепой не может водить слепого…

Почему так происходит? Потому, что это просто и понятно. Человек ищет: «Как мне следовать за Христом? Моя воля падшая, ее надо отсечь. Как это сделать?» Ему благовествуют: «Отсеки свою волю перед духовным старцем», – и ему сразу понятно, что нужно делать. Вот он, старец, с бородой, он видим, его можно ощупать, вокруг него толпы народу… что он говорит и делает – неважно, потому что машинка послушания заработала. Главное, чтобы я слушался, имел к старцу доверие, а Бог через него действует автоматически. Все знают, к каким уродливым последствиям это приводит."

https://www.pravmir.ru/igumen-petr-meshherinov-chelovek-dyiryavoe-resheto-blagodat-tut-zhe-iz-nego-uhodit/
х
2018/11/29, 12:55:35
Теперь понятно.
Когда, например, св. Филипп Колычев сожалел о состоянии действительности в Митрополии, это свидетельствовало о его недвусмысленном фиаско в православии. О полном.
Свидетельство убедительно подтвердил Малюта Скуратов.
Красиво сказано. Звучит, черт побери ! Фиаско в Православии !

Еще хорошая мысль:
"Я нанял актеров, чтобы показать людям это, но вы оказались хитрее. Вы наняли зрителей…", - все-знают-откуда.
При чем тут 3-к Управление ?

Нет, не «Гамлет».
Прыгучий Ручеек
2018/11/28, 22:52:27
Тридцать лет - это тот время и тот путь, что проделала церковь с тех пор, как в перестройку "разрешили" религию. Можно подводить итоги.
Многие пришли именно тогда.
Вениамин
2018/11/28, 17:59:43
о. Петр недвусмысленно пишет следующее: Господь по милости Своей не оставил и не оставляет меня, но пути, которыми Он ведёт меня к Себе, давно переросли рамки той недостаточной и во многом неверной педагогики, которую предлагает ищущим Бога христианам современная православная церковная действительность

Современная православная действительность, Агния, есть здесь предмет обсуждения. Продукт недостаточной и неверной... педагогики.
Он очень аккуратно подбирает слова. Я бы сказала не так мягко. Алчности и невежества "в современной православной церковной действительности". Последствий советской безбожной власти.
Но вы настойчиво уводите в сторону: протестантизм, модернизм... Интеллигенция... Бах. )

И если все же прочесть то, что о. Петр пишет , мы увидим, как же он преодолел этот кризис. Воистину Господь по милости Своей не оставил и не оставляет.

Вы, Агния, клевещете. Ни о каком "полном своем фиаско в Православии игумен Петр" не пишет.
Виктория
2018/11/27, 21:35:24
Виктории

Игумен Петр (Мещеринов) о себе:

"Я могу со всей ответственностью сказать, что вот уже как тридцать лет я всего себя всецело вверил православной церкви, веря, что под её руководством я обрету полноту богообщения во Христе. По мере сил, и даже изо всех сил я старался исполнять всё, что она предписывает, обещая это богообщение – погружался в богослужение, церковный уклад и монашеские правила, постился, следовал руководству духовника, читал (и не только читал, но и по возможности претворял в свою жизнь) сочинения православных святых отцов. И на этом пути я получил только отрицательный опыт – расстройство здоровья и внутреннее разорение.

И это расстройство, это разорение и бесплодная потеря сил (я с горечью осознаю это сегодня со всей ясностью) необратимы и неисцелимы. Господь по милости Своей не оставил и не оставляет меня, но пути, которыми Он ведёт меня к Себе, давно переросли рамки той недостаточной и во многом неверной педагогики, которую предлагает ищущим Бога христианам современная православная церковная действительность. "

Это отсюда http://www.isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2963

Не я это придумала. О полном своем фиаско в Православии игумен Петр пишет не двусмысленно. И я уже приводила ссылки, где он открывает те пути, которыми Господь ведет его к Себе. Это, например, переводы протестантов, он педагогику ищет и, похоже, находит там, там черпает вдохновение. Если интересно, полистайте ворох комментариев в этой теме и найдете ссылки.
Агния
2018/11/27, 12:20:25
Пафосно, "православненько" лить воду абзацами, елейно восклицая в конце. Прикрываться уважаемыми именами и... Продолжать долбить в ту же точку: поливая грязью автора и приписывая то, чего он и не думал говорить. На беду статья здесь же, перед глазами. И главное в ней то, что в сегодняшней Церкви не стало молитвы, да и обряды оскудели.

Но где же так учат, Агния?
Кира
2018/11/27, 05:52:41
Но мое глубокое убеждение, что Путь к Богослужению по четкам лежит через Богослужение по книгам. Когда ты пропитан до отказа службой по книгам, переход к служению по четкам происходит естественно.
Для внешнего человека необходимо формирование в атмосфере книжного богослужения. Тем познается Дух веры нашей и душа им пропитывается. Происходит воспитание души, углубление в смыслы и раскрытие сердца... Или не происходит, как в печальном случае с о. Петром (Мещериновым). Его душа не напиталась, не воспиталась... Она пресытилась... Господи, помилуй!
Видимо, это несчастный случай.... Исключение.... "Жертва" образованности в ущерб простоте..... Как бывают исключения другого рода, те простецы, о которых упоминает о. Илларион в ролике, которые не посещают богослужений, а только молятся по четкам и имеют молитву. А игумен Петр 30 лет монах и не имеет молитвы.... Господи, помоги!
Но это крайние исключения, а общий средний Путь через книжные Богослужения с поиском молитвы. Иметь молитву - это особое выражение, это значит просить и получить ее от Бога. Это когда отверзаются Двери покаяния.... Тут только и начинается духовная жизнь...
Агния
2018/11/26, 19:50:01
Агния, зачем же так ?! Некрасиво
Вы пишете: "Для о. Перта (Мещеринова) Двери покаяния не отверзлись еще, раз он Богослужением по книгам за 30 лет монашества пресытился, а что дальше делать не знает".

Разве же о себе о . Петр пишет? Он-то как раз знает, о чем идет речь. Зачем вы снова передергиваете?!
Читаем:
"Главное — это живая внутренняя жизнь во Христе, Духом Святым, жизнь всецелая, ежеминутная, всеобъемлющая, захватывающе интересная. Где она? Как до неё дойти, где её взять? На это ответа у современной церковной педагогики нет. Всё, что слышит христианин в ответ на свои вопрошания — «эта жизнь высоким и загадочным символическим образом встроена в позднеантичный византизм. Быть «церковным человеком» — значит посещать и обязательно принимать и любить богослужения, вот эти, о которых мы говорим; поститься, исполнять правила и читать святых отцов — опять же, по большей части позднеантичных»… Но если человеку просто не нравится эта словесность, эта внешняя церковность, если она просто «по типу» не подходит ему? Тут-то мы знаем, как ответить: «гордость», «модернизм», «протестантизм» и проч."

Риторический вопрос "что делать", это не о том, что делать автору, он-то его решил, а вот что делать нам ? Что делать Церкви, где четки - вроде сувенира. И раз на то пошло, богослужение суточного круга фактически не практикуется.

P.S. И разве как раз о "модернизме-протестантизме" не вы завели тут речь ? Теперь вы приписываете автору то, что он со всей болью обозначил как болезнь как врач.
Виктория
2018/11/26, 14:37:36
Вот на сайте сюжет, где старец Илларион подробно говорит о том, что "богослужение не равно молитве" Из этого ролика можно понять, в какую ловушку мог попасть и о. Петр.

Старец Илларион:
"У человека должно быть нечто внутреннее, что соединяет его с Богом на недостижимой глубине. Если этого нет, то всё внешнее тщетно."

http://www.isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2971
Агния
2018/11/25, 00:14:13
Николай П.Т., отец Николай (можно к Вам так обращаться?), спасибо Вам сердечное, тепло от Ваших слов!

Вы пишете: "Я не могу понять слов автора: "Итак, истину о том, что богослужение не равно молитве, ты можешь постигать всю жизнь" Никто из святых не делал таких умозаключений, у них всё гармонично и слитно - богослужение и молитва. Мне кажется, здесь присутствует некая душевная болезненность, раздвоение смысла. Противопоставление богослужения и молитвы также безсмысленно, как противопоставление моря и воды, пустыни и песка, леса и дерева в нём растущего."

Какие точные слова "противопоставление моря и воды..." Точные и совершенно верные! Богослужения без молитвы просто нет, как нет моря без воды!!

Объясню, как я поняла фразу "богослужение не равно молитве". Богослужения суточного круга, совершаемые по книгам, могут быть заменены Богослужением по четкам. Только Литургию заменить четками нельзя. Так бывает на Афонских кельях или в некоторых скитах, даже и в России такие есть. И мирянин по благословению может так жить дома или может ходить на Богослужение в храм с четками и молиться Иисусовой молитвой на службах... но таких мест и таких людей очень немного сейчас в мире. Чтобы так жить, для человека должны быть отверсты Двери покаяния, а открывает их Сам Господь.... мы в эти двери можем только стучать, например покаянной молитвой Иисусовой... стучите и отверзется вам... Так что эту фразу для себя я прочла так "Богослужения суточного круга по книгам не равно богослужению по четкам". Действительно, Богослужение по четкам больше молитва, чем по книгам. Просто потому что в короткой Иисусовой молитве легче удержать ум, чем в многословных книжных текстах. Богослужение по четкам подходит тем немногим, кто уже собран внутри для поиска там Царства Небесного и не отвлекается на "плетение словес". Для остального большинства, кто еще только стремится к этому - Богослужение по книгам. Человеку неготовому трудно не только понять, но даже и просто выдержать монотонного Богослужения по четкам. Рассеянному человеку нужно некоторое развлечение - смена пения и чтения, церемонии, чтобы наблюдать за ними и немного развлекаться. А человеку собранному внутри это всё уже не нужно, он весь внутри с Богом...

Для о. Перта (Мещеринова) Двери покаяния не отверзлись еще, раз он Богослужением по книгам за 30 лет монашества пресытился, а что дальше делать не знает, вот и мечется, жизнь-то кончается.... он и сам о себе пишет, что встреча со Христом не состоялась, и что он считает себя для этого уже безнадежным.... встреча со Христом происходити в покаянии, а не в музыке Баха, дорогой отец Петр..... не там Вы ищете, не там....

Помоги, Господи!
Агния
2018/11/23, 11:24:41
Из аннотации портала к статье:

"Стоит пожалеть, что автор забывает о главном. Вариативность «работатет», когда человек предался воле духовника, тогда развивается свобода души в Воле Божией. Но это не имеет ничего общего с ситуацией, когда христианин разложил перед собой книги или диски разных авторов и пытается почувствовать - что ему близко. Духовника церковная педагогика дать не может, для этого человек сам должен созреть. Тогда Бог открывает одну душу для другой, как таинство."

Назовите меня сумасшедшей, но мне верится, что если выбрать святого на Небе в старцы, стараться вникать сердечно и следовать его писаниям, и молиться ему о всяком деле, то по молитве к нему душа дозреет и для встречи своего старца на Земле... Пусть так мало сейчас и ищущих, и старцев... он Божьей милостью они - ищущая душа и старец - непременно встретятся и совершится это таинство откровения одной души для другой....

Невозможно без трепета читать, как эта встреча случилось у будущего иеромонаха Симона и старца Кирилла (Павлова). То, как описано это и отношения их в ПТИЦАХ НЕБЕСНЫХ всегда вызывает у меня слёзы...

Боже, буди милость Твоя на нас!
Агния
2018/11/23, 09:08:05
Это золотые слова, дорогие отцы и братья:

"Не богослужения тебя должны вдохновлять (как произведения Баха), а сам ты должен наполнить их жизнью своего сердца, своими молитвенными чувствами. Этому верно учил свт. Феофан Затворник (и автору можно лишь посоветовать перечитать его книги). Справедливо, что своим молитвенными чувствами с таким же успехом можно наполнить и пение птиц в лесу, и панораму гор на горизонте."

И великая благодарность этому сайту, что неустанно говорите об этом, учите на примерах прославленных святых и на живых нынче людях, афонских подвижниках. Для меня это имело и имеет огромное значение, тропиночку к внутренней жизни указывает, обогащает опыт. Многие материалы читала и читаю и буду читать. Они вдохновляют и направляют. Они дышат Духом святым.
Эта публикация меня взбудоражила, много я тут понаписала всякого. Но теперь я вникла поглубже в тот комментарий, что дан порталом выше статьи и могу подписаться под каждым словом, а свои все стереть и потеря будет небольшая.

"Стоит пожалеть, что автор забывает о главном. Вариативность «работатет», когда человек предался воле духовника, тогда развивается свобода души в Воле Божией. Но это не имеет ничего общего с ситуацией, когда христианин разложил перед собой книги или диски разных авторов и пытается почувствовать - что ему близко. Духовника церковная педагогика дать не может, для этого человек сам должен созреть. Тогда Бог открывает одну душу для другой, как таинство."

К этому одно только добавлю, что старцем может быть и кто-то из святых, если установить с ним молитвенное общение. Ведь на всех нас старцев в наше время не напасёшься, священников-то годных не так уж много... Тот же святитель Феофан Затворник чем не старец? Помощь и направление для послушания можно находить и в их книгах, и они чудесным образом живо могут помогать ищущим спасения и отсечения своей воли, если принят решение следовать их слову. Это опыт непростой, но возможный. Они нас слышат и помогают. Это совсем не то, что разложить перед собой разных авторов и выбирать. Это один раз выбрать и следовать духом за святым. Знаю такие примеры. Вот думаю, а нельзя ли попробовать так с живущим ныне старцем Симоном (Безкровным)... заочно предать себя ему в послушание молитвенно..... Господи, помоги!
Агния
2018/11/23, 00:06:47
Я не могу понять слов автора: "Итак, истину о том, что богослужение не равно молитве, ты можешь постигать всю жизнь"
Никто из святых не делал таких умозаключений, у них всё гармонично и слитно - богослужение и молитва. Мне кажется, здесь присутствует некая душевная болезненность, раздвоение смысла.
Противопоставление богослужения и молитвы также безсмысленно, как противопоставление моря и воды, пустыни и песка, леса и дерева в нём растущего.
---------------------------------------------------
«Как дождь взращивает семя, так церковная служба укрепляет душу в добродетели» (Преподобный Ефрем Сирин)

Тоже можно сказать и в отношении посещения церковных богослужений. Главное, чтобы в сердце была вера, чтобы в нем была любовь к Богу. Будет вера не на языке, а в сердце, настоящая, не показная, будет любовь к Богу искренняя, то будут и дела Божьи, появится и желание посещать Его святой храм, по слову царя Давида: «Того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святый храм Его». (Пс.26, 4). Так говорят уста от большой любви к Богу! Вот чего нам не хватает, по тем или иным причинам, отказывающимся ходить в церковь, говоря лучше я дома помолюсь. Нельзя пренебрегать одним над другим, всё соотносится к Единому и восполняет и дополняет и просвещает.

Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913) говорит: «У преподобного Иоанна Лествичника спросили, есть ли верные признаки, по которым можно узнать, приближается ли душа к Богу или отдаляется от Него. Ведь относительно обыденных предметов есть определенные признаки – хороши они или нет. Когда, например, начинают гнить капуста, мясо, рыба, то легко заметить это, ибо испорченные продукты издают дурной запах, изменяют цвет и вкус, и внешний вид их свидетельствует о порче.
Ну а душа? Ведь она безтелесна и не может издавать дурного запаха или менять свой вид. На этот вопрос святой отец ответил, что верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь. Сначала старается прийти к службе попозже, а затем и вовсе перестает посещать храм Божий.
Люди, находящиеся в Церкви Православной, направляются к горнему Иерусалиму, т. е. к царствию небесному, верным путем: они плывут по житейскому морю в ладье, где кормчий – Сам Христос. Те же, которые вне Церкви, стремятся переплыть это море на одной доске, что, конечно, невозможно, и гибнут безвозвратно».
Николай П.Т.
2018/11/22, 21:05:01
Агния, раба Божия! Всегда помните слова нашего Спасителя: - "Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам царство" (Лк. 12:32)

Светлое вечное Царство Христово наследуют не все люди, а лишь малое стадо!.. Как это тяжело слышать! Но кто в этом виноват, как не сами люди! Подивись, о безмерной любви Божией… Ради «малого стада» избранных Господь благоволил все же пролить Свою безценную кровь, хотя она пролита за все человечество…

«РУСЬ СВЯТАЯ, ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ, В НЕЙ ЖЕ ТЕБЕ УТВЕРЖДЕНИЕ»
Эти слова святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, исповедника и песнописца, знают все русские православные люди. Те, кто не читали его жития, наверняка помнят эту его знаменитую фразу из службы всем русским святым. Нам, верующим XXI века, история России предлагает память величайших угодников Божиих, кто своею верою, кто своею жизнью, своей праведностию запечатлел без предельную веру в Бога – веру Православия. «Русь святая, храни веру Православную», – призывает нас Церковь Русская. «Земле Русская, граде святый, украшай твой дом, в немже Божественный велий сонм святых прослави», «Церковь Русская, красуйся и ликуй, се бо чада твоя Престолу Владычню во славе предстоят, радующееся», – слышим мы в Церковных песнопениях.Но в стремлении уничтожить русскую душу, Православную веру, святую Русь, с Запада пришли к нам чуждые учения. В открытые двери прорубленного «окна в Европу» к нам текут, изобильно льются грязные полуистины, еретические и откровенно антихристианские учения, восстающие на самое главное – на Православие, на Бога. Но и в это страшное время сияет ярким светом молитва наших русских подвижников, кто не боялся быть исповедниками нашей веры, кто не стыдился, но говорил: «Я верующий, я верю, я православный». Не боялись, зная, что Россия – Богом званная Отчизна, что Россия – это Дом Богородицы, Россия – это Святое Святых место, Россия – та твердая стена, которая противопоставляет себя злу Запада. Сегодня те же древние богоборцы, те же давние христоубийцы русской души – это те экуменисты и еретики, которые пытаются нашу веру Православную изменить, исказить, обновить, подделать, подогнать под свою, под свои прихоти. Вы чью волю исполняете? Зачем это лично вам надо? Мы – люди тихие, мы – люди скромные, мы – люди не гордые, но, и еще раз но – если вы будете трогать тайны нашей души, нашу веру, наши храмы – вам не сдобровать.
Даром слово, поднятое против Православия, против Русской Отчизны, – не проходит. И никогда, верьте, не пройдет. Сказано же святителем Афанасием для всей Русской Церкви: «Русь святая, храни веру ПРАВОСЛАВНУЮ». Православную веру храни, веру святых Отцов – не католическую, не еще какую-нибудь еретическую, не униатскую, не обновлённую, не экуменическую, не антихристову, нет, – храни веру ПРАВОСЛАВНУЮ!» И именно храни – храни такой, какой передали ее тебе святые Церкви, ХРАНИ, НЕ ИЗМЕНЯЙ, НЕ ОБНОВЛЯЙ, НЕ УЛУЧШАЙ, НЕ СОЕДИНЯЙ НИ С ЧЕМ, - ТОЛЬКО ХРАНИ. В ней же Руси утверждение и залог ее святости. Русь святая живет, святые мученики, исповедники, святители, преподобные, жизнь положившие за Русь, за ее благо – они молятся за нас! Они нас учат, чтобы мы, ныне живущие, часто думали о тех событиях, которые развиваются вокруг нас и были защитниками нашей дорогой Веры и Отчизны во всех отношениях. Будем молить, чтобы Господь сохранил за молитвы русских угодников Божиих нашу Русь Святую.
Николай П.Т.
2018/11/22, 20:47:56
Агния, вы беретесь судить то, что не соответствует вашим представлениям о норме.
Можете завербовать себе сторонников, и скорее всего завербуете, холдивар теперь слаще молитвы. Но и пафос этой статьи как раз в том, что молитвы нет. Вы в тренде.

Хотя... Коль скоро вы выбрали себе в ориентиры такие маяки как Силуан Афонский, Софроний (Сахаров), Симон (Безкровный), святитель Лука (Войно-Ясенецкий), Паисий Святогорец, Иосиф Исихаст, Порфирий Кавсокалевит, флаг вам руки. Выбор неплохой. Но вы готовы к тому, что завтра появится настоящий эксперт, супер-пупер профи, набожный и непорочный, и... Старец Силуан окажется случайным экономом, Софроний - вольнодумцем ( из Англии ), Святитель Лука десять лет был в лагере ( мы знаем, что зря у нас не сажают ! ), да и Симона никакого не существуют, вы наверное ютьюб не смотрите...

Но по секрету, перечисленные вами: и Паисий, и Иосиф, и Порфирий - ох как бывали " в тоске" от того, что очень "чего-то"не хватает в современной церкви.
И говорили об этом куда жестче, чем политкорректные Александр Шмеман и Петр (Мещеринов).
Так что дойдет черед до них, до всех . Просто Вам еще не объяснили до конца.

И, кстати, допускаете вы, хоть на мгновение, что это с Вами что-то не так ?
Если да, еще раз - флаг вам в руки. Хорошее начало. Да и повод от холиваров обратиться к молитве. И вот тут-то - мало не покажется.
Василий
2018/11/22, 15:51:08
Василий:
"Смотрите, с одной стороны констатация того, что в сегодняшней Церкви живая внутренняя жизнь во Христе - исключение"

Нет, Василий, не исключение. Но да, редкость. И редкость всё более редкая... но не церковная педагогика тому виной. Педагогика две тысячи лет одна и та же и ведет ко Христу. Просто тех, кому надо ко Христу всё меньше среди нас... и самое больное в этом, что не только среди нас, мирян, но и в священстве та же тенденция, там тоже растерянность и оглушенность миром.... Господи, помилуй нас!

Еще Тютчев писал

Ф. И. Тютчев

Наш век

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует...
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит...
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры — но о ней не просит...

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! — Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..»

1851

Вот эта самая тоска в глазах игумена Петра и в дневниках о. Александра Шмемана... Я читала книгу о Литургии Шмемана. Очень неплохая книга. Но пафос ее снова полемический и всё тот же тоскливый тошнотворный стон - в церкви всё не так, а надо вот так. Но, дорогой, если ты знаешь, как надо, то почему ты сам так тосклив? А в то же самое примерно время, в то же столетие, на этой же нашей планете живет, например, о. Софроний (Сахаров), который тоже в поисках и духовном труде... и он находит Силуана Афонского.... и продолжает свои поиски и обретает молитвенный опыт Богообщения...... ищите и обрящете....

Благодрю о. Петра за неожиданное признание, что он не знает, как надо. Но к чему тогда все эти тут слова? Чего лишен о. Петр против о. Софрония? Только вот о. Софроний находит Силуана Афонского, а о. Петр о. Александра Шмемана, и протестантских авторов..... подобное тянется к подобному....?
Агния
2018/11/22, 13:30:03
Василий предложил свою антитезу...

В моей голове и в сердце другое противопоставление:

С одной стороны - Силуан Афонский, Софроний (Сахаров), Симон (Безкровный), святитель Лука (Войно-Ясенецкий), Паисий Святогорец, Иосиф Исихаст, Порфирий Кавсокалевит и сонмы других святых и не святых православных людей. Я взяла в пример только ярких церковных писателей XX века, которым хватило педагогики в Православной церкви, настолько, что многие прославлены в своей святости, а кого-то готовят к прославлению...

С другой - отцы Александр Шмеман, Петр (Мещеринов) и другие православные модернисты, которым всё чего-то не хватает в церковной педагогике и всё хочется критиковать и переворачивать с ног на голову в Православной церкви вместо самоанализа.
А не стоило бы задуматься: так почему же вот им - Силуану, Софронию, Иосифу и прочим - хватило всего, а мне почему-то не хватает?.. Почему Они в святости, а я в тоске? Может быть, это во мне что-то не так?... Может это я чего-то не того ищу? Не в том направлении копаю?.. Дай-ка и я копну туда же, куда они копали… Так нет, зачем же в себе самом сомневаться. Лучше оглянусь вокруг и что-нибудь вокруг поправлю.... или ринусь-ка за обновлением к протестантам...
А где у протестантов образцы? где святые? где свои силуаны, серафимы, сергии?.. Потому-то я и пишу о Лютере и Генрихе, как об отцах-основателях соответствующих деноминаций протестантских. На осинке не родятся апельсинки. У них нет почитания святости вообще, откуда у них педагогика, которая будет к святости вести? От дурного корня может ли быть что доброе?

Вижу все проблемы и болезни земной Православной церкви, но к чуждому духу обращаться не стану. В себе копаюсь, в себе разбираюсь... Не Церковь не такая, это мы не такие – поверхностные, оглушенные миром… И в Церкви хотим видеть то же. Не себя по Ее образцам кроить, а Ее под свои похоти подминать…

Иногда думаю, неужели почти все, кто погибал и искал спасения, уже в Церкви Небесной? А в земной мало осталось и всё меньше…. Уходит Она с земли…. Но не уйдет совсем до Второго пришествия…… Хочется быть с Нею до последнего….. Господи, помилуй!
Агния
2018/11/22, 08:32:32
Спасибо, Николай П.Т., за добрые слова!

Наверное Вы священник, раз преподаете благословение? С благодарным сердцем принимаю Ваше благословение. Единомыслие - самая большая ценность в мире... и редкость к сожалению
Агния
2018/11/22, 00:27:00
Вы что сказать хотели, Николай ? Кого я прогнала ?!!!

Нашла заодно ваш комментарий, так он и не по содержанию статьи оказался. Хотя, справедливости ради и не о протестантах, что в церкви свечки задувают.
Показалось, что к игумену Петру у Вас большая личная неприязнь (с), возможно Вы с ним знакомы: почему-то пишете о местах его работы и т.п, но вот все же... По сути поставленных вопросов тоже получается, их как бы и нет ? Или Вы саму статью еще не успели прочитать ?
Тем не менее, в статье вопросы есть. Важные и актуальные. Их много. Прочтите.

Что до личного, к примеру, автор пишет, как он пришел к пониманию того, что богослужение не равно молитве. Пишет о своем собственном опыте.
А у Вас есть подобный опыт, можете поделится ? Лично Ваш?
Виктория
2018/11/21, 23:18:35
Но представлять дело так, что православие в безнадежном тупике и выход можно найти только там, у протестантов, ну, я не знаю.... это просто.... бррр
Агния

Вот это и есть передергивание. Подобного в статье нет.
Вдобавок еще и - "бррр".)

Кстати... Надо понимать, с православием все замечательно, да, Агния ? Отдельные мелкие недостатки. (Например, протестанты...)
Виктория
2018/11/21, 23:16:40
Но представлять дело так, что православие в безнадежном тупике и выход можно найти только там, у протестантов, ну, я не знаю.... это просто.... бррр
Агния

Вот это и есть передергивание.
Вдобавок еще и - "бррр".)
Надо понимать, с православием все замечательно, да, Агния ? Отдельные мелкие недостатки. Например, протестанты...
Виктория
2018/11/21, 14:06:25
Видимо опять я застрял в этом болоте (комментариях). Не надо было начинать.

Виктория (от 2018/11/20, 16:23:38), пишет: "А вот зачем передергивать и троллить (Агния)? Не нравится, не читайте. Идите туда, где вам хорошо".
Подобные Вам Виктория и прогнали многих комментаторов с сайта. Хотите, что-бы всё было по Вашему? Не выйдет! Остались ещё здравомыслящие люди.
Я поддерживаю Агнию и ей не надо никуда уходить, воспользуйтесь Виктория вашим советом сами. И не надо обвинять других в троллинге, как бы самой им не оказаться.
Вам Агния, благословение и помощи Божией, на Вашем жизненном пути.

«От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12:37)
— Казалось бы, всё просто в этих словах. Но нужно помнить, что именно о слове, о человеческой речи очень много сказано в Евангелии. Это значит, что слово человеческое признано мерилом и весом в определении праведности или греховности человека, из которого оно исходит. Слово может оправдать человека перед Богом или послужить причиной к его погибели. Каждому христианину нужно помнить, что на нём лежит обязанность - не быть безучастным, когда рядом произносится злая ложь: “Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей” (1Петр. 2:15). Необходимо научиться правильно строить свои мысли и слова. Это будут те слова, которые будут оправданием для нас.
Николай П.Т.
2018/11/21, 13:54:23
Ситуация на слово "проблемы" никак не тянет.)

Смотрите, с одной стороны констатация того, что в сегодняшней Церкви живая внутренняя жизнь во Христе - исключение, и это понято верующими: Наконец то я прочитала то что самой всегда хотелось выразить всем своим существом !!!
С другой, дежурные официальные ( давайте уже относиться к вбросам как к официальной позиции, вот бы еще понять - чей) обвинения любого ( в данном случае игумена. П. Мещеринова в стандартных грехах. А он же "в Церковь не верует". Вреден и опасен. Протестант! ( Друзья, не пишите, не повторяйтесь, понято, надоели.)

Отсюда и ощущение, что ситуация критическая, и о. Петр - лишь случайный пример, конечно. Не в нем дело. Можно даже сказать, что с ним-то все хорошо. Он честно ищет решение, а раз ищет, то и найдет. А вот как все же выйдет из этих испытаний сама Церковь ? Черта, можно сказать, пройдена. Впереди пропасть.
Василий
2018/11/21, 10:14:22
...я собака конечно, только цепной не была никогда
И даже домашней не была... так, бродяжка...
Агния
2018/11/20, 21:58:57
Спасибо! Посмотрел все ссылки. Их можно обобщить в нескольких словах:

Если бы в Церкви не замалчивались какие-то проблемы, то и статьи игумена Петра никого бы не задевали, потому что черпает вдохновение он не там, где нужно.
Александр
2018/11/20, 18:00:24
Прочитал еще раз.
Прежде всего попытался понять, почему на игумена Петра спущены собаки ?
Всякая мысль не веет в пустоте, не висит воздухе. Чем же эти идеи актуальны настолько, что дана команда "фас" ?
По началу показалось, что не угодил этим:

Пышность, золото, драгоценные камни, парча, сложность богослужебных чинов, выдуманных человеками (Христос не дал ни малейшего повода, в отличие от Ветхого Завета, к созданию таких чинов) и т.д. — вся эта принадлежность мира сего, который Христос и Апостолы заповедали христианину возненавидеть и отвергнуть, теперь вводится в самую сердцевину Церкви.

Но... Так уже очень давно, в исторической перспективе можно считать, что всегда.
Пожалуй, суть здесь:

...И здесь мы подходим к главной ошибке — убеждённости в том, что богослужение — не всякое, а именно наше, позднеантично-византийское, — равно богообщению. Читая канон Преображения, я ясно понимал, что молитва как таковая, жизнь с Богом, благоугождение Богу и декламация того или иного текста — это разные вещи. А настаивать на том, что это не так — и есть именно великая церковная педагогическая ошибка. Человек, приходящий ко Христу, узнавший и из Писания, и внутри себя, что христианская жизнь должна заключаться в следовании за Христом, спрашивает у Церкви: «а как это сделать»? Церковь отвечает: «вот, встройся в православный образ жизни — и именно это и будет следованием за Христом». А православный образ жизни по факту на 80% — это богослужения, личное молитвословие и соблюдение церковной дисциплины; всё — только одного варианта: византийского. Это настолько глубоко укоренено в нашем церковном сознании, что другого варианта просто не предусматривается. Недаром же прот. Георгий Флоровский с полной серьёзностью говорил, что православным христианином можно быть, только став византийским греком… Христианин, послушав Церковь, встраивается в этот византизм — и исчерпывает его лет за десять. А что-то иное ему не предлагается. Что делать дальше, когда он всё это исчерпает? Никто не говорит. И одной из главных причин такого положения вещей является то, что здесь изначально заложена ошибка, о которой у нас и идёт речь — предлагать литургическое искусство, и прежде всего гимнографию, в качестве непременного условия для богообщения. Искусство — это опция, украшение; а следование за Христом — это исполнение Его заповедей. Но не только: это ещё и специфическая повседневная, поминутная внутренняя жизнь во Святом Духе, к которой, конечно, имеет отношение Литургия, участие в Таинствах, совместная молитва с другими христианами — но которой надо отдельно учить каждого христианина (и в этом — смысл церковного пастырства). А это «отдельное обучение», в силу того, что все люди разные, не может не противоречить тому, что только и предлагается сегодня в качестве церковной педагогики — а именно обязательное «затачивание себя» под узкое явление, которое объявляет себя «полнотой церковности», но на деле представляет собой не более чем одну из архаичных ветвей церковного искусства, гимнографии и дидактики.

Но...

Главное — это живая внутренняя жизнь во Христе, Духом Святым, жизнь всецелая, ежеминутная, всеобъемлющая, захватывающе интересная. Где она?

Ее нет. Все разложено по полочкам. Может ли быть Церковь без Христа ? Выходит, что может...

«Но что делать-то, батюшка?» — спросят меня. А вот этого я не знаю. Для этого нужен соборный церковный разум.
Василий
2018/11/20, 16:51:58
Маргарита, то что вы привели по первой ссылке - уже нескрываемый наезд на игумена Петра, где автор публикации и не думает прятаться за полемику, критикуя высказанные о. Петром мысли, а вполне однозначно "топит" его самого.
Вторая же ссылка и вовсе напоминает донос.
Виктория
2018/11/20, 16:23:38
Чрезвычайно интересная статья игумена Петра. Полезла искать другие его публикации...)

А вот зачем передергивать и троллить ( Агния )? Не нравится, не читайте. Идите туда, где вам хорошо.
Виктория
2018/11/20, 16:10:18
Агния :"... каждый видит и находит то, что способен увидеть и найти.... кто что ищет, тот то и находит".

Если верно понимаю эту мысль, никто не исключение ?
Или все-таки то, что Вы видите и находите - бесспорно ?!
Кира
2018/11/20, 16:03:37
Спасибо, Margarita, за ссылки! Там многие мысли изложены четко и ясно, чего мне в силу косноязычия не удается.

По плодам их узнаете их. Плоды протестантизма все на лицо. Зачем рыться там? Что искать там? Где там примеры благодатной жизни? Где? Что можно искать в раннем Лютере, если Лютер попрал всё просто... Это не значит, что нельзя обращаться к их авторам. Да пожалуйста! Но представлять дело так, что православие в безнадежном тупике и выход можно найти только там, у протестантов, ну, я не знаю.... это просто.... бррр
Агния
2018/11/20, 11:21:54
О православной недовоцерковлённости.
Критика статьи игумена Петра (Мещеринова) - 03.07.2018

Александр Щипков,
http://ruskline.ru/opp/2018/iyul/03/o_pravoslavnoj_nedovocerkovlyonnosti_kritika_stati_igumena_petra_mewerinova/

О монашеском авангардизме

На сайте «Православие и мир» появился доклад игумена Петра (Мещеринова) «Протопресвитер Александр Шмеман и монашество», (26.03.2011)

Архимандрит Рафаил (Карелин),
http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/03/26/o_monasheskom_avangardizme

Что это вообще такое? Кошмар какой-то. У нас в храме батюшка заявил, что если говорят снять крест, то надо снять, чтобы не провоцировать...
Margarita
2018/11/20, 01:18:07
Александр, вот еще ссылка
https://igpetr.org/rastserkovlenie-protestantizm-i-pravoslavie/
Тут побольше и поглубже
Агния
2018/11/20, 01:07:54
Кира, пчела и на помойке найдет цветок, с которого соберет нектар. А муха и в прекрасном саду найдет кучу мусора... Так говорил преподобный Паисий Святогорец.
И в Церкви каждый видит и находит то, что способен увидеть и найти.... кто что ищет, тот то и находит

22. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;
23. если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, — тьма, то какова же тьма?
(Св. Евангелие от Матфея 6:22,23)
Агния
Добавить комментарий:
* Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Страницы: 1 2 »
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Последние обновления на портале
Заказать поминание на Афоне
Написать икону на Афоне
Виноградная Лоза Симеона Мироточивого, Афон, Хиландар
Честной пояс Богоматери
Конкурс на лучшую фотографию Святой Горы Афон
Афон, И.А. Гарднер, Впечатления и воспоминания - I
Святая Гора Афон, И.А. Гарднер, Воспоминания - II
Высказывания католиков об Афоне. Божья Гора. Амарандо Сантарелли
Паисий Святогорец
Афонский патерик или Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе просиявших
Афонский спецназ. Старец Ипполит (Халин)
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть I
«Лучшее стихотворение об Афоне»
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть II
Паисий Святогорец. Житие - III часть
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) - IV часть
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть V
Филофей Коккин Житие Саввы Нового - Часть I
Филофей Коккин Житие Саввы Нового Часть II
Паисий Святогорец Отношение к электронным паспортам
Порфирий Кавсокаливит об антихристе и электронных паспортах
Старец Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис)
Павле Рак Приближения к Афону (Одно из лучших описаний!)
Порфирий Кавсокаливит, Часть I
Порфирий Кавсокаливит Поучения Часть II
Сергий Веснин
Афон 1844 Письма святогорца Часть I
Афон 1845 Письма святогорца Часть II
Афон 1846 Письма святогорца Часть III
Афон 1847 Письма святогорца Часть IV
Афон 1848 Письма святогорца Часть V
Афон 1849 Письма святогорца Часть VI
Неизвестные страницы истории
Герасим Менайас
Афон фото
Василий (Григорович-Барский) Странствования
Лучшие фотографии Афона
Житие Илариона - Грузина
Афон: вчера и сегодня
Порфирий (Успенский)
Силуан Афонский
Сергей Соловьёв
Athos
Ученым
История России
Святая Гора XVIII - XX Исторический контекст эпохи
Отзывы о книгах
Анонсы книг
Русский Афон
Нил Сорский
Паисий Величковский
Русские старцы об Афоне
Святые Афона
Старцы Афона
Форум портала Афон
Монах Симеон Афонский
Крест
Сладкое Лобзание
Достойно Есть
Иверская Икона Вратарница Афона
Скоропослушница
Всецарица
Троеручница
Млекопитательница
Страшное Предстательство
Отрада Утешение
Экономисса
Одигитрия
Целителя Пантелеймона
Праведной Анны
Николая Чудотворца
Николы
Икона Георгия Победоносца
Икона Богоматери Милующая
Акафист и икона Божией Матери Игумении Горы Афонской
Икона Богородицы Ктиторская
Богоматерь
Богородица Елеоточивая
Икона Божьей Матери Иерусалимская
Пресвятая Богородица Герондисса
Икона Св. Иоанна Предтечи
Акафистная
Икона апостолов Петра и Павла
Икона Богородицы Мироточивая
Монреальская Иверская икона
Икона Богородицы Одигитрия
Икона вмч. Георгия
Икона Преображения Господня
Афанасий Афонский житие икона
Тихвинская икона
Живоносный Источник
Иерусалимская
Икона великомуче­ника Георгия Зограф
Богоматерь Скорбящая
Мати Молебница
Святыни Афона
Акафист
Матрона Московская
Гавриил Зырянов Икона Акафист
Жития
Русские монастыри скиты
Тайны Афона
Новый Афон
Соловки
Валаам
Троице Сергиев Лавра
Киево-Печерская Лавра
Иеромонах Симон "Тихие песни уединения"
Иером. Серафим (Захаров). Живое предание Афона
Фильм: Игумен архимандрит Евлогий (Иванов)
Закончена публикация писем Сергия Веснина, это, без сомнения, лучшее описание Святой Горы Афон. Мы закончили публиковать Житие старца Паисия Паисий Святогорец Житие. В историческом разделе начата публикация истории строительства Новоафонского монастыря: Новый Афон монастырь в Абхазии на Новом Афоне.

Свобода - это | Свобода | Дверь, которая нарисована на стене | Свобода в Любви | Как стать свободным | Вкус Свободы | Умереть за Любовь| Скорби | Необходимое и лишнее | Нечистая совесть | Окаменевшее сердце | Смерть | Жизнь | Союз двух сердец | Истинная Любовь | Высшая форма Любви | Преданность и верность | Труд сердцем | Прямота и честность | Стойкость и решимость | Умение любить | Верность | Деньги | Богатство | Духовное здоровье | Человек – это | Ум и разум | Ум | Предательство| Улица детства | Язык Любви | Стихи о Любви | Вечная Любовь | Суть Любви | Любовь и правда | Правда| Молитвы| Любовь и страсть | Любовь и жизнь | Цельная Любовь | Здоровье души| Смирение и помыслы| Истинное смирение| Смирение и ум| Смирение и страх| Смирение и мир| Преданность| Катунакия | Каруля | Керасья | Келия Провата | Скит Малая Анна | ... и многие другие тайные тропы Святой Горы...

Монастыри Афона
Великая Лавра Афанасия | Ватопед | Ивирон
Хилaндар | Дионисиат | Кутлумуш | Пантократор
Ксиропотам | Зограф | Дохиар | Каракал | Филофей
Симонопетра | Агиа Павла | Ставроникита | Ксенофонт
Григориат | Эсфигмен | Пантелеимонов | Констамонит

Русские обители Афона| Пантелеимонов монастырь | Старый Русик | Андреевский скит | Ильинский скит | Скит Новая Фиваида | Создание скита Новая Фиваида | Крумница | История скита Крумница | Ксилургу
Пока мы не решились на Добро, стяжание его представляется трудным, но как только мы решимся, трудности отступают. (Монах Симеон Афонский, из устных поучений)

Афон статистика ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi & Илья

При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать
активную ссылку http://www.isihazm.ru

(В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!)

Монастырь Дивеево