Пояс Пресвятой Божией Матери - символ и реальность
Перевод отрывков с древнегреческого по TLG монаха Макария - Афон
Пояс Пресвятой Богородицы – одна из величайших святынь христианской ойкумены. Божия Матерь сама сплела этот пояс из шерсти верблюда еще в детстве. Пояс почитался издревле, как и одежда Христа, Его хитон, как Его «последняя одежда» - погребальные пелены - плащаница из Турина.
Интересно заметить, что в православной аскетике подобные элементы одежды подчас получали символическое толкование. Обычно это было катафатическое толкование, то есть элемент одежды указывал на доступность.
Так прп. Симеон Новый Богослов в первом Гимне воспевает «неприступный сандалий» Христа, причем использует неподходящий для этого термин (апроситон) образован от глагола (просэйми) который имеет значение быть при чем-то или присутствовать, находиться у чего-то. Таким образом, апроситон имеет значение – быть доступным по причине близости. Разумеется, alpha privativum дает инверсию значения: апроситон – удаленный настолько далеко, что становится совершенно недоступным. Исток этого термина в новозаветном катафатическом богословии (см. 1 Тим 6,16).
Прп. Симеон осуществляет контаминацию образа сандалия как символа любовного общения и катафатического термина в духе Corpus Areopagiticum, выражающего абсолютную недоступность Возлюбленного Божества по причине чрезвычайной удаленности от «телесности» человеческой любви, что и превращает указанный образ в oxymoron.
Что такое обувь Бога? Если обувь – обувь, то почему недоступна? Как может быть даже такой предмет недоступным для разума?
Говоря об одежде Христа и Божией Матери, прп. Симеон Новый Богослов часто использует метафоры багряницы и пурпура. В этом случае мы сталкиваемся с сложной нетрадиционной символикой.
Багряница (о порфира) обозначает и животное («пурпурная улитка, багрянка» - Purpura murex - намек как на жемчуг, так и пурпурную ткань), и - сам царственный пурпур (алургос) пурпурное облачение.
Поистине, трудно отрицать, что «термин» порфира является неотъемлемой частью античного эпоса, в котором он несет в себе указание на неизреченную красоту.
Например, у Ксенофонта сравнение ланит возлюбленной с пурпуром приближается к идиоме и в русском языке соответствует выражению «кровь с молоком». Наконец, уже в античности термин порфира становится нарицательным: любая красота, например цветы, называется пурпуром (порфира).
Наконец максимальной образности этот термин достигает в античной брачной символике. Свадебный наряд также называется порфира: мужское сочетание золото в пурпуре, женское – пурпур в золоте…
В православной аскетике, пупурная символика становится характерна вообще для студийской традиции. Обращаясь к гимнографии прп. Феодора Студита можно обнаружить такое воззвание к Пресвятой Богородице: «Пурпурный Пояс» (Homiliae et nativitatem Mariae, v., 96, 693: 2714.001). Где понятие «пурпура» обозначает вообще пурпурную одежду. Далее встречается компаративный образ: пурпуро-блистательный пояс и др. (Ibid.). Для прп. Феодора Студита Божия матерь носит пурпурную одежду и пурпуро-блистательный пояс. Вообще-то пурпур в традиции относился только ко Христу. Здесь пурпур - указание на красоту
Ведь метафоры, выражающие такое качество предметов как цвет, в аскетике почти не встречаются. Их функцию выполняет разнообразная и весьма сложная световая символика, указывающая на свет - нетварный. Отсюда понятно, почему пояс Богоматери – пурпурно-святящийся.
Так Пояс Пресвятой Божией Матери указывает на аскетизм ее жизни. Это символ трезвения, внимания и воздержания. Потому что в античности и в святоотеческой традиции «перетянуть пояс» значило наложить на себя строгий пост.
В дальнейшем аллегорический образ пояса будет равзит прп. Никитой Стифатом с присущим ему символизмом в трактате «Об опоясании», обращаясь к Евангелию “И препоясався служи Ми” (Лк. 17. 8) и Corpus Areopagiticum: «…диаконам надлежит вместе с девством сочетать и хранение чувств и умерщвление плоти, которое они обозначают поясом» Об опоясании, 3, 5 (пер. иером. Дионисия (Шленова))
Таким образом, еще в древности Пояс Божией Матери почитался не только как святыня первой величины, но и как символ аскетизма и умерщвления плотских страстей. Не случайно Пояс Божией Матери хранится и почитается на Афоне среди аскетов – монахов и отшельников.
Пояс Пресвятой Богородицы Молитвы
Честной пояс Богородицы Иеромонах Сергий Веснин 1847 год
Пояс Пресвятой Богородицы за месяц пересечет Россию
|