прп. Симеона Мироточивого
Святогорские Панигеры: монастырь Хиландар
Осталось 8 дней
Афон
информационный портал Святой Горы Афон. Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон. Советы о том, как организовать поездку на Афон, и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон: карты Афона, описания монастырей, троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона. Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале
В НАЧАЛО / НОВОСТИ / РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. ЛУЧШЕЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ
Рождество Христово. Лучшее высказывание
Рождество Христово
Лучшее высказывание о Рождестве за всю историю человечества
Святитель Василий Великий Слово на Святое Рождество Христово
Эта гомилия является шедевром православной гомилетики. За 1500 лет "Гомилия нна Святое Рождество Христово" так и остается одним из самых значимых текстов хритианства.
Не лишним будет добавть, что каноны Рождества писались на языке этой гомилии. То есть использовались целые фразы и апоспазмы.
Конечно, пользуясь случаем, мы не упустим возможность выразить сожаление по поводу плохого перевода с древнегреческого. Он оставляет желать лучшего...
О переводе мы хотим заметить интересную деталь. Если вы будете читать Гомилию на древнегреческом, то удивитесь. И действительно, есть чему! Ведь свт. Василий придумывает новые слова, потому что 2 млн слов греческого языка (сравните, в русском - всего 1 млн) не хватает, чтобы выразить глубину таинства.
И вот, вы встретите, например, слово «хоматоейдыс», которого нет в греческом. Дословно: ползающий на брюхе в грязи по земле. Этим словом автор с юмором передает глубину падения человеческой природы.
Приходит Христос и все обновляется, но не забывайте, что обновляется прямо из грязи - "хоматоейдыс».
Давайте почтим молчанием первое, особенное, Рождество Христово, свойственное Его Божеству. Более того, давайте положим себе за правило вообще не исследовать и не любопытствовать об этом с помощью наших понятий.
Ибо что может вообразить себе ум там, где не были посредниками ни время, ни век, где образ не представим, где не было никакого зрителя и где нет никого, кто мог бы рассказать [об этом]?
Или как язык поможет разумению?
Но был Отец, и Сын родился. Не спрашивай: когда? но просто оставь в стороне сам вопрос.
Не исследуй, как [это было]?
Ибо сам ответ невозможен.
Ведь вопрос "когда" относится ко времени, а вопрос "как" неизбежно ведет к тому, чтобы представлять себе рождение телесным образом.
Я могу представить доказательства из Св. Писания, что [Сын рождается] как Сияние от Славы (Евр 1:3) или как Образ от Первообраза. Но поскольку такой ответ не позволяет тебе любопытствовать своими помыслами, я обращаю твое внимание на неизреченность этого представления и признаю, что образ Божественного Рождения непостижим для мысли и невыразим в человеческих словах.
Раннехристианский мыслитель Ириней Лионский (II в.), говоря о празднике Рождества Христова, тайне Боговоплощения, пояснял: "Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом". Рождество Спасителя стало единой, универсальной точкой отсчета, ставшая целью и смыслом для всего временного мира. Состоявшееся событие разделило мировую историю на две эпохи – до и после Рождества Христова.
Святой Иоанн Златоуст называл праздник Рождества Христова началом всех праздников: «…В этом празднике имеют начало и основание свое и Богоявление, и священная Пасха, Вознесение Господне и Пятидесятница. Если бы Христос не родился по плоти, то и не крестился бы, а это – праздник Богоявления; и не пострадал бы, а это – Пасха; и не послал бы Святого Духа, а это – Пятидесятница. Итак, от праздника Рождества Христова начались наши праздники, как от источника различные потоки».
Известно, что рождение Христа было предсказано ветхозаветными пророками – этого ждали на протяжении нескольких веков. Это великое событие имеет отношение к каждому из ныне живущих людей – об этом, в частности, свидетельствует и церковная гимнография. К примеру, в праздник Рождества Христова наиболее часто воспеваемыми песнопениями являются тропарь и кондак Рождества Христова.
В текстах песнопений есть одна характерная особенность – частое повторение относительно событий двухтысячелетней давности слов «днесь» и «ныне». Церковь в Богослужебной практике таким образом вводит человека в особую реальность – каждый становится духовным участником и свидетелем совершающихся событий Рождества Христова.
"Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог".
Никон
2015/01/07, 02:58:19
ГДЕ ХРАНЯТСЯ ДАРЫ ВОЛХВОВ
Родившемуся Богомладенцу Христу три восточных царя, их называют еще волхвами, принесли богатые дары. Волхвы эти были не только правителями, но и учеными: они наблюдали небесные светила и, когда заметили на востоке чудесную звезду, пошли за ней на поклонение Богомладенцу. Предание сохранило их имена: одного звали Валтасар, другого Гаспар, третьего Мельхиор.
В дар новорожденному Христу они взяли золото, ладан и смирну. Золото подносили в дар царям. Ладан, дорогую ароматическую смолу особого дерева, в древности подносили в знак великого благоговения. Смирной, дорогим благовонием, в то время помазывали усопших. Итак, волхвы принесли Христу золото как Царю, ладан как Богу, смирну как Человеку.
И эти дары волхвов сохранились до наших дней! Золото - двадцать восемь небольших пластин разной формы с тончайшим филигранным орнаментом. Ни на одной из пластин орнамент не повторяется. Ладан и смирна - небольшие, величиной с маслину, шарики, их около семидесяти.
Дары волхвов пребывают сегодня на Святой горе Афон (Греция) в монастыре св. Павла. Ценность их, как духовная, так и историческая, неизмерима. Помещены эти величайшие христианские святыни в особые ковчеги.
Честные дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. Незадолго до своего Успения Она передала их Иерусалимской Церкви, где они хранились 400 лет. Византийский император Аркадий перенес дары в Константинополь для освящения новой столицы империи. Потом они попали в город Никею и около шестидесяти лет находились там. Когда из Константинополя был изгнаны латиняне, дары волхвов были возвращены в столицу. После падения Византии в 1453 году их отправили на св. гору Афон в монастырь св. Павла - передала их туда сербская царевна Мария. Зная, что женщинам вход на Афон запрещен, Мария надеялась, что ей простят ее проступок, потому что она везет великие святыни. Высадившись на берег, она пошла к монастырю. Перед гостьей в ослепительном сиянии возникла величественная дева.
- Кто ты? - строго спросила она.
- Я - сербская принцесса Мария.
- Для чего ты пожаловала в мой удел?
- Я привезла великую святыню, чтобы подарить ее отцу игумену.
- Вход женщинам на Афон воспрещен. Ступай обратно, - сказала прекрасная Дева и исчезла.
Принцесса поняла, что это была Божия Матерь. Она упала на колени и горячо, от всего сердца попросила у нее прощения за свою невольную дерзость. (На том месте, где произошло это чудо, была построена часовня, сохранившаяся до наших дней). Вручив сокровище братии монастыря, Мария вернулась на корабль.
От даров и поныне исходит удивительное благоухание. Иногда их выносят из монастырской ризницы для поклонения паломникам, и благоуханием наполняется вся церковь.
Кондак 5 (акафист Рождеству Христову)
Боготечную звезду, Христово Рождество предъявляющую, узревше звездоблюстители волсви; и тоя вождением, Непостижимаго достигоша и Невидимого видеша: возрадовашася Тому вопиюще: Аллилуиа.
Икос 5 (акафист Рождеству Христову)
Видяще царие перситстии, на руку Девичу, Царя царствующих, яко на престоле херувимстем седяща, и Владыку Того разумевающе, аще рабий прият зрак, потщашася дары Ему принести: злато, яко Царю всех; ливан же яко Богу; смирну, яко Безсмертному, и поклонившеся пояху:
Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.
Никон
2015/01/05, 06:25:24
С Рождеством Христовом! Священнослужители и все проживающие на Святой Горе Афон! Низкий Поклон Вам, здоровья на многая лета.
р.б.Людмила
2014/01/06, 16:29:53
с рождеством вас отцы святые р б Татьяна
татяна
2012/01/07, 00:39:26
поверя -веруй -веруя - верь - вере и да пребудет с нами Бог Отец,Бог Сын и Святый дух с силой нашей веры.
Закончена публикация писем Сергия Веснина, это, без сомнения, лучшее описание Святой ГорыАфон. Мы закончили публиковать Житие старца Паисия Паисий Святогорец Житие. В историческом разделе начата публикация истории строительства Новоафонского монастыря: Новый Афон монастырь в Абхазии на Новом Афоне.
Пока мы не решились на Добро, стяжание его представляется трудным, но как только мы решимся, трудности отступают. (Монах Симеон Афонский, из устных поучений)
При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать
активную ссылку http://www.isihazm.ru
(В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!)