Радоница на Афоне, Кариес, Кунак монастыря Ивирон
Радоница
Слово Радоница заимствовано у балтов: в литовском языке «рауда» — «плач с причитанием». А славянское, название Радуница явилось переосмысленным (путем сближения с рад, радость) или производным от греч. ροδωνια «розовый куст, розовый сад». Так в новом значении слово Радоница обозначает плач с радостью.
Радоница ― это особенный праздник. Мы празднуем его сразу после Пасхи. Церковь этим показывает нам, что у Бога нет мертвых, а все живые. И живые живы лишь тем, что причастны к Воскресению мертвых. Так победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными.
Праздник Радоница отличается от других особенной молитвой на Литургии и прежде всего особенной панихидой. Потому что молитва соединяет нас с отшедшими в мир иной и приближает к Богу. Ведь теперь наше единство может быть лишь через Господа и только в Нем. Как это переживал прп. Порфирий Кавсокаливит: ...Я не хотел думать об аде, о мытарствах. Я не помнил своих грехов, хотя у меня их много. Я оставил их. Я помнил только любовь Божию и радовался.
Прп. Паисий Святогорец говорил, что лучшая помощь усопшим — это заказать сорокоуст о них: "Заупокойные службы – это самый лучший адвокат о душах усопших. Заупокойные службы обладают такой силой, что могут даже вывести душу из ада...". Поминание на Божественной Литургии — это величайшая помощь находящимся на мытраствах и ждущим определения своей участи.
Что именно происходит когда частицы, вынутые за успоших, омываются Кровью Христовой, мы не знаем. Господь нам не благоволил открыть эту тайну. Тем не менее, когда старец-священник на Афоне вынимает частицы, то поминаемые усопшие предстают пред ним как живые и просят помощи. Это нам Бог открывает. И уже по этому мы благоговеем перед тайной Литургической молитвы.
Прп. Паисий Святогорец говорил, что молясь за усопших, мы даём Богу «право» на вмешательство:
...Если человек «друг» Бога, то он может походатайствовать своей молитвой перед Богом и исходатайствовать осуждённым усопшим перевод из одной «темницы» в другую – в лучшую, из одной «камеры» в другую, более удобную. Он даже может исходатайствовать им перевод из «камеры» в какую-нибудь «комнату» или «квартиру».
Подобно тому как, навещая заключённых, мы приносим им прохладительные напитки и тому подобное и облегчаем тем самым их страдания, так же мы облегчаем страдания усопших молитвами и милостынями, которые совершаем об упокоении их душ. Молитвы живых об усопших и совершаемые об их упокоении службы – это последняя возможность получить помощь, которую даёт усопшим Бог – до Второго Пришествия. После конечного Суда возможности получить помощь у них уже не будет.
Бог хочет помочь усопшим, потому что Ему больно за них, однако Он не делает этого, потому что у Него есть благородство. Он не хочет дать диаволу права сказать: «Как же Ты спасаешь этого грешника, ведь он совсем не трудился?». Однако, молясь за усопших, мы даём Богу «право» на вмешательство. Надо сказать и о том, что в большее «умиление» Бога приводят наши молитвы об усопших, чем о живых.
Прп. Паисий Святогорец замечал, что Радоница и урок для нас, ведь тайна смерти раскрывает глубочайший смысл жизни:
Если люди постигли глубочайший смысл жизни, то они находят силы правильно отнестись к смерти. Ведь постигнув смысл жизни, они относятся к смерти духовно.
Если человек перестаёт относиться к вещам по-мирски, то его душа находит покой. Ведь как человек может обрести истинное утешение, если он не верит в Бога и в истинную жизнь — в жизнь после смерти, в жизнь вечную? Когда я был в монастыре Стомион, [рядом] в Конине жила вдова, которая постоянно ходила на кладбище и по несколько часов рыдала там навзрыд. Она билась головой о могильную плиту и своими криками будоражила всю округу! Она давала на кладбище выход всей своей боли. Люди приходили туда, забирали её, а она всё равно возвращалась. Это продолжалось годы. Муж этой женщины был убит немцами, а её дочь через несколько лет после смерти отца, едва только ей исполнилось девятнадцать, умерла от сердечной болезни. Так эта несчастная женщина осталась одна. Если кто-то посмотрит на происшедшее с ней внешне, то скажет: "Почему Бог попустил это?". И сама женщина, относясь к происшедшему с ней именно так — внешне, не могла утешиться.
Однажды, когда я тоже пришёл на кладбище, чтобы посмотреть, что происходит, она начала мне говорить: "Почему Бог сделал всё так? Мой муж убит на войне. У меня была единственная дочь. Бог забрал у меня и её..." Она всё говорила, и говорила, и обвиняла Бога.
Дав ей немного выговориться, я сказал: "Я тебе тоже кое-что скажу. Мужа твоего я знал. Человек он был очень хороший. Он погиб на войне за Отечество, выполняя свой священный долг. Бог не отнесётся к нему несправедливо. Потом, после смерти твоего мужа, Бог на несколько лет оставил тебе дочь. Она жила с тобой, и ты имела какое-то утешение. Однако потом Бог, видя, что девушка, может быть, сбилась бы [в скором времени] с правильного пути, забрал её в том добром устроении, в котором она находилась. Он сделал это, чтобы её спасти". Эта вдова, хотя муж её был очень тихим человеком, сама была немножко мирской. Конечно, я не сказал ей об этом прямо, не сказал ей "ты была мирским человеком", но спросил её: "О чём думаешь сейчас ты сама? Ты любишь мир?" — "Я не хочу никого и ничего видеть", — ответила она. "Вот видишь, — сказал я ей, — мир умер и для тебя тоже. Боль помогает тебе и ничто мирское тебя не интересует. Таким образом, очень скоро все вы вместе будете в Раю. Кому ещё Бог оказал такую честь, как тебе? Ты это понимаешь?" После этой беседы несчастная перестала ходить на кладбище. Как только — с чужой помощью — она смогла уловить глубочайший смысл жизни, так сразу же успокоилась.
Это все верно, если говорить с точки зрения широкого Православия, или точнее, обрядового. Ведь для широкой аудитории мы не можем сказать, что смысл нашей жизни - это приготовление к смерти, переходу в мир Иной и подлинный. Пусть люди сами свободно находят в жизни те смыслы, которые они считают нужными и выбирают тот мир, который им кажется более реальным. Таков путь непрестанных компромиссов и бесконечной путаницы, к которой компромиссы закономерно приводят.
Напротив, если говорить с точки зрения живой веры, то и цель очевидна, и путь к ней невероятно прост. Если рассуждать в категориях подлинного бескомпромисного Христианства, ничто так не примиряет и не соединяет нас с усопшими, как Иисусова молитва. Если панихида и сорокоуст, поминание на Литургии, временно соединяют нас Богом, то правильная Иисусова молитва соединяет нас с Господом навсегда, о чем сердце получает неоспоримое свидетельство.
С великою жалостью помню Жилище покинувших плоти - Печальны они иль покойны? Иль только восходят в полете?
Встречая в мирах сновидений Отшедших, кто ниже, кто выше, Как хочется знать, без сомнений, Что знают, и видят, и слышат!
Так стань мое сердце антенной, А имя Христа - позывными! Мой голос - лети по вселенной, До встречи с моими родными!
Стихи монахов Афона
+
Радоница, прп. Порфирий Кавсокаливит
Заказать сорокоуст на Афоне |
Всего комментариев: 309 |
2015/06/13, 15:34:55
Прошу Вас, помолитесь об усопших моих Ольги Иоанна Сергия Надежды Вячеслава Васелисы Алексия Александра Нины Феодора Варвары Татианы Валентины Людмилы Владимира Галины Галины Веры
Ларисы |
| |
2015/06/11, 05:15:09
Прошу Вас, помолитесь об усопших родителях моих Надежде и Павле. Матушка не успела покреститься перед смертью, хотя очень этого хотела. Отец Павел был крещен в православной церкви, но в храм не приходил, много болел и страдал перед смертью.
р.Б.Татьяна |
| |
2015/05/27, 22:31:54
Уважаемые, насельники Афона! Прошу Ваших молитв об упокоении Риммы и Вагана (все русские звали его Иван). А также о здравии болящих Наталии и Надежды, и о даровании дитя Анастасии.
Наталия |
| |
2015/05/21, 19:06:28
Христос Воскресе! прошу помолиться за моих сродников о упокоении Николая Николая Евдокии Николая Николая Николая и всех моих усопших сродников до Адамова колена
Татиана |
| |
2015/04/25, 18:30:54
Какая замечательная статья!Братия святой горы помолитесь за моих усопших сродников.Особенно за папу Владимира!Нам его так не хватает.Мы с ним не могли даже попрощаться....А нам с мужем Иоанном чтоб Господь дал чадо.7 лет в браке и все никак не родим ребеночка.
Галина |
| |
2015/04/23, 18:23:31
Помолитесь о упокоении Монаха Иова, р.б.Антонины,Георгия,Николая,Ильии,Марии,Марии,Марии,Анны-2,Мотрены,Сергия,Иоанна,Герасима,Андрея,Агрепины,Александр,Бориса,Александры,
Дмитрий |
| |
2015/04/23, 10:32:40
Каждый раз получаю просветление, утверждение в вере и углубляется понимание назначения нашего жития на земле. Низкий Вам поклон и благодарность за Ваши рассылки, возможность прочитать и почерпнуть мудрость святых отцов.
Ольга |
| |
2015/04/23, 00:39:19
Значит, нужно увидеть смерть духовно?...
Ольга |
| |
2015/04/22, 15:05:16
Спасибо Вам за эту рассылку. Спаси Вас Господь. Низкий поклон.
р.б.Светлана |
|
Добавить комментарий:
|