О жизни афонского старца Иоакима Специериса из Нового Скита: Ты монах, как ты можешь держать деньги в банке?
Старец Гавриил упомянул в одном из наших видео-поучений об о. Иоакиме Специерисе. Многие впервые слышат имя этого известного афонского старца. Немного расскажем о нем. В Новом Скиту есть калива, посвященная памяти двадцати святых Бессребреников. В этой каливе на протяжении многих лет подвизался иеромонах Иоаким (Специерис), автор известной книги «Пустынница Фотиния». С этим великим старцем жил один благочестивый монах, по имени Феофилакт.
После преподобнической кончины своего старца монах Феофилакт, снедаемый духовной жаждой, лишь заслышав о славе святых старцев Иосифа и Арсения с их благочестивым братством, тотчас поспешил познакомиться с ними поближе и получить пользу. В результате он, подобно рыбе, попал в сеть, очарованный медоточивыми словами старца Иосифа.
Старец, видя искреннее стремление и благоговение отца Феофилакта, принял его в свое братство и постриг в великую схиму. С тех пор и отец Феофилакт стал следовать в своей каливе в Новом Скиту такому же порядку во бдении.
Раз уж мы вспомнили этого святого старчика, то не удалимся от своей цели, если несколько строк посвятим его памяти.
С самого начала своего монашеского пути я поддерживал с ним тесное знакомство, потому что он считался членом нашего братства. По ночам мы вместе с моим старцем часто приходили в уединенную церковку двадцати Бессребреников для служения Божественной литургии. При входе внутрь направо была одна комната. Там он совершал бдения, а когда уставал, немного отдыхал в деревянном креслице.
Этот старец, отец Феофилакт, обладал многими добродетелями, среди которых выделялись нестяжательность и неприхотливость. Денег у него не было никогда. Когда он нуждался в них, то с верой просил у своих небесных покровителей, и они присылали ему столько, сколько было нужно... - Афон
Однажды, находясь в Афинах на подворье Храма Гроба Господня, старец Иоаким оказал большую помощь в непростой ситуации. Одна девушка, дочь секретаря посольства, имела незаконную связь с неким зеленщиком и приняла решение покончить жизнь самоубийством. Она хотела прыгнуть в колодец их дома, но колебалась. В конце концов она решила поехать в Фалиро и утопиться в море. По дороге девушка вспомнила отца Иоакима и захотела навестить его и лишь потом осуществить задуманное. И действительно, она поехала к нему и по промыслу Божьему нашла его и рассказала о своем решении. Отец Иоаким сказал ей: “Посиди здесь, я скоро вернусь”, а сам побежал в храм Святых Бессребреников и горячо помолился за эту находящуюся в большой опасности душу. После чего возвратился к девушке и сказал: “Ты сделаешь то, что я велю тебе”. “Отче, я утоплюсь и не буду тебя слушать”. И старец посоветовал ей следующее: “Ты пойдешь к его матери и скажешь: “Отныне я – твоя дочь”. И девушка действительно пошла к ней, послушавшись старца Иоакима.
Мать зеленщика была настолько растрогана, что сказала: “Я недостойна иметь такую дочь”. (Девушка была очень образованна, знала несколько языков.) Молитвы старца соединили небо с землей и сняли все противоречия. Вечером пришел ее сын, и они решили сыграть свадьбу.
И однажды, спустя много лет, когда отец Иоаким шел по афинской улице, чей-то голос окликнул его: “Отец Иоаким, отец Иоаким!” Он повернулся и увидел, как к нему приближается некая женщина: “Вы не узнали меня? Я когда-то хотела утопиться, а Вы спасли меня. Вот мой муж и мой ребенок”. Молитвы старца обладали такой силой, что могли привести человека к духовному воскрешению.
* Один церковный староста из города Ламия недолюбливал старца Иоакима. Накануне праздничного воскресения он сказал отцу Иоакиму: “Завтра я помешаю твоей проповеди. Когда ты начнешь говорить, я вынесу поднос для сбора денег”. И действительно, на другой день, когда Иоаким поднялся на амвон, староста схватил поднос и стал обходить церковь, считая, что тем самым он помешает Иоакиму произнести проповедь. И тогда, стоя на амвоне, отец Иоаким воскликнул громким голосом: “Нечестивые должны выйти из храма. Я не спущусь с амвона и до самого вечера буду кричать, пока нечестивцы не покинут храм”. Когда старец повторил эти слова несколько раз, староста не выдержал и поставил поднос на место, так что отец Иоаким смог продолжить свою речь.
* Однажды на исповедь к старцу пришел монах, у которого были деньги в сберегательной кассе. Старец укорил его: “Ты монах, как ты можешь держать деньги в банке?” Кроме того, старец никогда никому не позволял покупать лотерейные билеты.
* Тогдашний митрополит Гитиона и Итило отправил прошение в Священный Синод, прося исключить некоторые фрагменты из Божественной литургии. Старец Иоаким узнал об этом и написал ему письмо с резкими осуждениями. В частности, он писал: “Кто ты, коротышка (тогдашний митрополит Гитиона и Итило был человеком очень маленького роста), чтобы совершать такое? Литургия была написана светочами и столпами Церкви, а кто ты такой, чтобы вмешиваться?” Позднее митрополит встретил отца Иоакима и спросил его: “Это ты, старец, написал мне о моем прошении, которое я отправил в Синод, по поводу сокращений в Божественной литургии?” “Да”, – ответил Иоаким, бесстрашно порицая его и защищая истину. Тогда высокопреосвященнейший стал приводить некоторые аргументы, которых, по его мнению, было достаточно, чтобы внести поправки в литургию: прихожане не будут уставать, а проповедники Евангелия будут иметь в своем распоряжении больше времени. На что отец Иоаким ответил: “Те, кто устают на Божественной литургии, пусть лучше вообще не приходят, чем мы ради них будем сокращать ее чинопоследование”.
* Когда близился день кончины старца, он сказал своему послушнику: “Лучше умру, дитя мое, чтобы не увидеть все то зло, какое будет твориться в Церкви”.
* Отец Иоаким учился в богословской школе Ризарион, где директором был святой Нектарий. Когда святой основал на Эгине монастырь, отец Иоаким часто посещал его. Когда после смерти святого Нектария Иоаким пришел на его могилу и молился с четками, он ощутил исходящее от нее благоухание.
Однажды отец Иоаким по обыкновению сел на корабль в Пирее, чтобы вновь посетить могилу святого, поклониться ему и помолиться. Капитан по неизвестной причине принял его за Владыку и поднял флаг. Приближаясь к острову, корабль начал гудеть. На берегу собрались иереи и миряне, чтобы встретить Владыку. Однако, не обнаружив Владыку, иереи пришли в недоумение: почему капитан так решил? Тогда отец Иоаким сказал: “Не волнуйтесь. Это случилось потому, что я в последний раз иду поклониться могиле святого Нектария, и святой захотел почтить меня таким образом.” И действительно, это был последний раз, когда Иоаким посетил монастырь святого Нектария. Началась война, старец заболел и более не возвращался на Эгину.
* В 1943 году, в период Великого Поста, отец Иоаким начал страдать сердечной недостаточностью. Ему было тяжело спускаться в кириакон (храм) во время Страстной Недели. Послушник призывал его отдыхать в келье. “Нет, – отвечал старец, – разве я проживу еще год и смогу отпраздновать эти святые дни?” Летом ему стало хуже: отекли ноги. Старец понял, что вскоре отправится в Горний Иерусалим. Во сне он произносил “Радуйся”. “Я скоро умру, – говорил он отцу Феофилакту, – душа моя говорит “Радуйся”. Накануне своей смерти в сентябре 1943 года старец увидел во сне святого Нектария, и вновь стал говорить послушнику о своем скором уходе. И через несколько дней отец Иоаким отошел ко Господу. |