Пояс Пресвятой Богородицы
Святогорские Панигеры: монастырь Ватопед
Афон
информационный портал Святой Горы Афон. Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон. Советы о том, как организовать поездку на Афон, и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон: карты Афона, описания монастырей, троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона. Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале
«Добрым людям – добрый вечер!»
Иеромонах Симон (Безкровный)
«Добрым людям – добрый вечер!» Иеромонах Симон (Безкровный).
Человек святой души. Архимандрит Кирилл (Павлов). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2019.
Замечательная статья о творчестве иером. Симона (Бескровного) на сайте Издательского совета РПЦ.
Как жить в нашу мутную эпоху и в чем заключается святость? Вот два главных вопроса, которые рассматриваются в книге иеромонаха Симона (Безкровного) «Человек святой души. Архимандрит Кирилл (Павлов)». Как следует из названия, издание посвящено жизни и трудам почитаемого старца, духовника трех русских Патриархов. Автор больше известен по своему литературному псевдониму – Симеон Афонский. Это его перу принадлежит знаменитый автобиографический роман «Птицы небесные». Так, на страницах небольшой книги, встречаются две монашеских жизни, два сокровенных опыта постижения небесной реальности. И в этом – уникальность издания.
В первой части мы видим путь старца Кирилла Павлова. Сквозь неспешно развивающийся сюжет просвечивает духовная жизнь самого автора. Это проявляется в его личных воспоминаниях, касающихся встреч с архимандритом, а также в особой поэтичности слога. Окружающий мир иеромонах Симон описывает весьма подробно, он помнит мельчайшие детали; ничто не ускользнет от его внимательного взгляда. «Задумчиво возвращаюсь в свою келию. Под ногами качается изумительно красивая узорная тень кленов от высоких желтых фонарей, прячущихся за их кронами. После встречи с батюшкой так хочется молиться – долго, со слезами и поклонами, с тихой радостью и благодарностью…»
Во второй части собраны поучения старца Кирилла. Общий настрой – радостный, светлый. Высказывания при всей краткости звучат емко и афористично. «Вера – это не фантазия ума, вера – это ясное ощущение невидимого Бога, живущего в нашем сердце». Некоторые размышления словно обращены к современному человеку, вынужденному проводить праздничные дни Светлой седмицы дома. «Тот, кто думает спастись только одним хождением в храм Божий и не прилагает для своего спасения никаких духовных трудов, подобен человеку, разглядывающему украшения храма и ничего не видящему вокруг. Но если он удержит свой язык, который любит говорить о других, то Бог не оставит его усилий без награды».
Архимандрит Кирилл представлен в книге как «непередаваемо русский» подвижник. Это идея звучит лейтмотивом и повторяется несколько раз. Неожиданно вспоминается Сергей Есенин – хотя его имя ни разу не упоминается, но провести такую параллель все-таки возможно, вот почему: и один, и другой вышли с просторов Рязанщины. Только Есенин олицетворяет русское начало в поэзии, апогей размаха, удали – трагичной и страстной. А старец Кирилл – русское начало в святости, тишине, просветленной молчаливости и простоте. «В нем словно соединились и просторы Рязанщины, и вековые леса Подмосковья с его высоким небом и церковными куполами, тихость и молчаливая прозрачность рек, прудов и озер с цветущей сиренью и черемухой под окнами домов – то, что мы именуем Родиной, Россией», – пишет иеромонах Симон. И чуть позже вновь замечает: «Этот человек был духовно бесконечно выше и чище всех людей, которых мне приходилось встречать до сих пор. Его тихая улыбка, согревшая мое сердце, была похожа на теплый солнечный луч. Весь он был какой-то непередаваемо русский».
Размышления же о всечеловечности старца возвращают нас к «Пушкинской речи» Достоевского. «Подвиг его всечеловечен. Однако в нем есть чисто русское качество – полное единение с народом. Отсюда та всенародная любовь к нему в России».
Итак, что же требуется для стяжания такого чистого и высокого духа? Особое отношение – и к жизни, и к молитве, которое раскрывается в наглядных сценках.
«Батюшка никогда ни о ком не говорил дурно, от него никто не слышал ни единого слова осуждения. Если ему рассказывали о ком-то, что, мол, такой-то сделал то-то и так-то, то старец иной раз отвечал: “Да, не хорошо…” – и умолкал или же строго останавливал осуждающего».
Или же такой, например, сюжет: «Игумены и игумении, увлеченные строительством, подчас смущались: старец не высказывал одобрения или осуждения подобного направления в монашеской жизни, но весь уходил в полную отрешенность от всего мирского. Его, бывало, водили по стройкам, по различным хозяйствам и коровникам, он безропотно ходил и бесстрастно повторял: “Так, так, отцы и братья! Да, понятно, понятно…” Но никаких похвал не следовало. Потом, как обычно, его угощали на трапезе, старец молчал отрешенно, не участвуя в оживленных беседах о строительстве. Любил неожиданно рассказать какую-нибудь евангельскую притчу о спасении души… Некоторые считали старца “слабаком”, говоря между собой: “Он учит, что людей нужно исправлять добром! Что за ерунда? Людей нужно держать в крепкой узде, чтобы каждый знал свое место!” Но архимандрит Кирилл твердо стоял на своем».
Все эти описания создают живой, зримый образ старца. Ему малоинтересны хозяйственные вопросы и темы, не касающиеся самого главного – спасения души, любви к Богу и ближнему. Он настолько отрешен от житейской суеты, что не отвечает на любые обвинения и наговоры. Как-то раз «некая особа, наученная агентами спецслужб, лукаво и несправедливо оклеветала батюшку, целомудренного монаха, обвиняя его злостно и жестоко, не представляя никаких доказательств. Старец не думал оправдываться… Он не говорит и не делает ничего в тот самый момент, когда имя его подвергают глумлению, пресса вовсю раздувает его вымышленный позор, а ближние сомневаются и недоумевают!» Способствует же обретению такого мирного духа и светлого настроения чтение Священного Писания. Архимандрит Кирилл вспоминал, что к самой вере обратился, когда нес караульную службу в разрушенном Сталинграде в апреле 1943 года и среди развалин дома нашел Евангелие. «Евангелие стало его вторым дыханием. Иеромонах Кирилл находил время прочитать несколько строк из Святого Евангелия даже во время литургии, всегда принося его на службы, а на них молодой священник постоянно приходил первым».
Чем-то образ старца Кирилл, созданный автором, с его теплой улыбкой, «похожей на солнечный луч», напоминает образ преподобного Серафима Саровского, который каждого приходящего ласково называл «Радость моя». Особенно их сходство усиливается ближе к концу жизнеописания. «Целый день в окне светлые облака, они словно застыли в дремлющей морозной синеве. Из слегка приоткрытой форточки – запах свежего, чистого снега. Сильно ослабевший, исхудавший, изможденный долгой болезнью, приговорившей его на все последние годы к постели, отец Кирилл всех, приходящих к нему, пока еще мог, встречал благодатной тихой улыбкой, которая как будто светила людям откуда-то с небес, полная мудрости и света, напоенная нескончаемой любовью. “Добрым людям – добрый вечер!” – мы словно еще слышим его ласковый голос». Одинакова атмосфера любви, доброжелательства и расположенности к ближнему. «На лице у батюшки мы никогда не замечали грусти или уныния. Он всегда был словно окутан атмосферой благодати, любви и скромности».
Основная идея книги, пожалуй, содержится во фразе о том, что «враждебность мира преодолевается только любовью, потому что любовь бесконечна». Цитата вполне в духе дантовской «Божественной комедии», которая завершается словами «Любовь, что движет солнце и светила». Но если круги ада у Данте (будем честными) представлены как-то живописнее и ярче, чем райские сферы – то книга про архимандрита Кирилла (Павлова) приобщает нас к редкой и непростой теме: возможности соприкоснуться с Божественным Откровением уже здесь и сейчас. И такая возможность есть у каждого.
Анастасия Чернова
Комментарии
Всего комментариев: 1
2020/05/16, 12:03:28
Господи, молитвами батюшки Кирилла, благослови отца Симона!!!
Закончена публикация писем Сергия Веснина, это, без сомнения, лучшее описание Святой ГорыАфон. Мы закончили публиковать Житие старца Паисия Паисий Святогорец Житие. В историческом разделе начата публикация истории строительства Новоафонского монастыря: Новый Афон монастырь в Абхазии на Новом Афоне.
Пока мы не решились на Добро, стяжание его представляется трудным, но как только мы решимся, трудности отступают. (Монах Симеон Афонский, из устных поучений)
При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать
активную ссылку http://www.isihazm.ru
(В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!)