Христианское совершенство или Записки из кельи невидимых старцев. Иером. Симон (Безкровный)
Новая книга старца «Христианское совершенство или Записки из кельи невидимых старцев» продолжает серию духовной литературы о Спасении. Иером. Симон (Безкровный) задается вопросом: Каковы пути возможного достижения христианского совершенства в современном мире?
Несмотря на то, что схоластическое богословие давно уже ответило, что это - невозможно. Тем не менее, не всех этот ответ удовлетворил. Подобно тому, как не удовлетворяли Мотовилова никакие поучения его современников или даже Отцов Церкви, пока не появилась беседа прп. Серафима о Святом Духе, сказанная на понятном нам языке и обращенная конкретно к нашему поколению.
«Господи, хорошо нам здесь быть...» Мф. 17:4 «Как величественны исполинские горы!» Свт. Николай Сербский «Полезно молиться на горах, а не в ущельях или в оврагах. Поэтому и Христос поднимался на горы и молился там. Наверху проясняется ум и оживают чувства» Прп. Паисий Святогорец
Идеал христианского совершенства - жить Христом и во Христе, не прикасаясь к греховным мыслям, следуя словам Сына Божия, знающего сердца человеческие, знать которые свойственно одному лишь Богу: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?»(Лк.24:36). Подобное одухотворенное состояние совершенства безгрешной души есть многовожделенная цель всякого монашеского сердца, доколе оно в великом духовном сражении за собственное спасение не облечется «силою свыше»(Лк.24:49). Невозможно разбавлять мирскую жизнь Христом, ни Христа разбавлять мирской жизнью. Рано или поздно для того, чтобы спастись, придётся сделать окончательный выбор: или всецело последовать за вечно любящим Христом в жизнь вечную, или остаться и погибнуть с этим гибнущим и преходящим миром. В этой непрекращающейся ни на миг духовной битве даже секунда - это цена вечности, чтобы успеть «прийти в познание истины». Помнящий о Боге становится благодатным, забывающий о Нем делается землей. Сделав основой своей жизни на Афоне непрестанную молитву и безмолвное созерцание (исихию), подвожу итог в этих тетрадях всему выстраданному и пережитому в виде небольших разрозненных заметок и замечаний. В добытой в молодых годах неимоверным трудом горстке молитвенных переживаний, как оказалось, было мало толку от найденных в ней случайных золотых блёсток мимолетной душевной радости, и не принесло сердцу почти никакой духовной прибыли, поскольку интуитивно искомый Бог открывается только во Христе в сокровенных глубинах человеческого духа, передаваясь из поколения в поколение от старца к ученику. Это во-первых. Ныне в монашеском отшельничестве на вершинах и склонах гор пытаюсь в который раз заново прийти в себя и войти «в радость Господа своего»(Мф.25:21), чтобы пребывать в ней неисходно и вечно. Для этого пришлось собрать все силы и соединить воедино все усилия, чтобы в молитвенном и созерцательном общении с Богом, по мере данного Им Духа Его, обрести всецелое познание Божественного Бытия и прояснить для себя и для других подлинную суть духовной жизни и непосредственного практического опыта спасения как в миру, так и в уединении. Это во-вторых. И в-третьих, попытаться сделать сравнительный анализ уединенной монашеской жизни и сопоставить ее с иными видами священнического служения и мирской деятельности. В качестве пояснений каждая глава завершается беседами и вопросами о спасении и свободе тех духовных чад, которые не имеют возможности быть постоянно рядом, поэтому, со всей искренностью отвечая на их духовные устремления, с признательностью привожу такие познавательные диалоги в письмах под названием «Из переписки с друзьями». Теперь немного о келии. В пустынной и труднодоступной местности, которая расположена между мысом Виглы и Святым Нилом, прячется пустынная келия Яннокопуло с храмом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Наиболее прославился в этой келии старец и духовник иеромонах Христофор. В возрасте сорока восьми лет в 1837 году он пришел на Святую Гору и поступил в послушание к старцу Захарии в скиту Кавсокаливия. За свое совершенное послушание он очень быстро сподобился дара умной молитвы, был рукоположен в иеромонахи и сделан духовником. Ради большего безмолвия и непрестанной молитвы отец Христофор поселился в безмолвнической келии Яннакопула, напротив пещеры прп. Афанасия. У него было трое послушников: Григорий, Неофит и Хризостом. На келии был принят устав безмолвников. Всю ночь продолжалось бдение и ежедневно совершалась Божественная литургия. К отцу Христофору приходили и тайно причащались обнаженные невидимые подвижники, более того, он был их духовником. Порой он сам ходил причащать их, и Бог так покрывал его, что он проходил среди турок и те не видели его. Лаврские отцы также посещали старца Христофора, испрашивая у него духовных советов. Он утешал их в великих искушениях и говорил: «Новоначальный монах должен с великим усердием заниматься умной молитвой. Работать немного, а молиться много». За неделю он предсказал свою кончину, и в момент исхода его лицо просияло Божественным светом. Почил он в 1862 году в возрасте семидесяти трех лет. Когда открыли его останки, то глава старца источала благоухание и от нее совершались многие чудеса. С великим благоговением почитая память таких выдающихся подвижников умного делания, издаем мы наши скромные записки, как смиренное служение знакомым и незнакомым монахам и мирянам. Разумеется, приведенные здесь объяснения молитвенной жизни не могут претендовать на исчерпывающую полноту и законченность, но проливают некоторый свет на великую обширность и безграничность духовного восхождения. Эти краткие записи очень важны для нас и, надеюсь, могут оказаться интересными и полезными для всех близких нам не только расстоянием, но и сердцем: «Птица поет не потому, что у нее есть ответы, а потому, что у нее есть песня». Келия Благовещения Пресвятой Богородицы. Святая Гора.
|