Современные колливады на Афоне переводят творения свт. Григория Паламы (фото Костаса Балафа Святая Гора Афон (1969-2001) форматное фото sub specie aeternitatis)
Колливады
Деятельность афонских исихастов ученым хотелось бы свести к литургическим спорам о древнем Предании, приведшим к столкновению двух подходов: икономии и акривии. Тем не менее, трудно себе представить афонского отшельника, который только тем и занимается, что спорит о канонах. Ап. Павел не всуе написал:
«(1Кор.11:16) А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая…»
Конечно, афонские исихасты защищались от клеветы и нападок, но это отнюдь не составляло сущность их движения обновления духовной жизни. Деятельность афонских исихастов заключалась совсем не в литургических дискуссиях, а в поиске Живого Предания. Иногда оно еще называется Афонским Преданием или Исихазмом.
А споры о предании отнюдь не были важным элементом их жизни. Просто споры - это область жизни ученых, поэтому и деятельность колливадов ученые сводят к спорам, искажая своим кривым взглядом действительность до неузнаваемости.
Тот факт что в XVIII веке на Святой Горе Афон в частности и в Греции в целом появились колливады, знаменует стремительное возвращение к корням православной традиции, к опыту «филокалии», добротолюбия, который лежит в основе духовности православной Церкви. Их так называемое «движение» было связано и с обновлением духовной жизни...
Колливады, прежде всего, показали преемственность (непрерывность) исихазма на Святой Горе Афон и остались верны не только теоретической, но и практической стороне исихастского богословия (Свт. Григория Паламы), т.е. всему спектру подвижнического опыта.
Благодаря распространению своих трудов и усилиям, направленным на защиту Предания, им удалось создать в противовес европейскому «Просвещению» и, по существу, стать просветителями своего народа и всего православного мира.
Вот почему их почитали приверженцы традиции и ненавидели, оспаривали или поносили те, кто пропитался духом европейской схоластики, англо-французского «Просвещения» и потому оказался оторванным от филокалических корней.
Гипертрофированный (матефазический) рационализм прозападников как постоянная опасность отклонения от святоотеческого курса оказался, таким образом, чуждым пути опытного богословия в Святом Духе, который олицетворяли и проповедовали отцы-колливады. Если в наши дни и произошло воссоединение с подлинной богословской традицией отцов, то мы обязаны этим подготовительной работе колливадов.
Группа афонских монахов, живших во второй половине XVIII века и придерживавшихся традиции «умной», или «сердечной», молитвы, освятит в последствии в Церкви и обнаружит непрерывность (или отсутствие) полноты Православия в результате, как тогда казалось, незначительным событием, которое имело, однако, глубокие богословские корни и огромные последствия.
Монахи скита Св. Анны на Горе Афон строили большую по размерам церковь, и т.к. для завершения строительства им нужно было иметь возможность работать по субботам, они решили перенести поминальные службы с субботы на воскресенье и проводить их после Божественной Литургии.
Со всей Греции вместе с пожертвованиями на него в скит поступало и множество имен, которые следовало поминать на заупокойной службе. Поминовение такого количества имен стало значительно удлинять службу. А в то время на Афоне суббота отличалась от остальных дней также тем, что была единственным "базарным" днем в афонской столице, Карее, где монахи продавали свое рукоделие, производимое ими в течение недели. Теперь же монахи не успевали на базар и поэтому решили совершать службу над коливом в воскресенье. Это решение и вызвало протест тех, кого прозвали коливадами: поминальная служба, говорили они, искажает радостный характер воскресного дня, в котором христиане видят образ жизни будущего века.
Это решение, которое противоречило церковной практике и канонам (воскресенье, как день Воскресения Господа – праздник), возмутило диакона Неофита Пелопенесского из близлежащего скита Кафсокаливия, и он был первым, кто выступил против решения монахов скита Св. Анны.
Масло в огонь подлило еще одно обстоятельство. В 1777 г. была опубликована книга в защиту необходимости «частого Св. Причастия», написанная в среде афонских исихастов, которых оппоненты, из-за их участия в споре «о заупокойных службах», назвали колливадами (от слова коливо, означавшего вареную пшеницу, использовавшуюся в поминальном обряде). В 1785 г. книга была подвергнута порицания со стороны Вселенского Патриархата, возможно, по причине скандалов и раздоров, которые она вызвала.
Противостоние двух групп подтвердило наличие в Греции «псевдоморфизма» (pseudomorphosis), как назвал это явление о.Георгий Флоровский. Кроме того, более позднее постановление Патриархата, в соответствии с которым критика стала еще более резкой, продемонстрировало колебание в решении этих вопросов.
Те, кто выступал в защиту канонического проведения заупокойных служб по субботам, были сторонниками частого причащения (конечно, при наличии правильных православных основ уже ведущейся духовной жизни), ссылаясь на практику ранней Церкви как аргумент в споре против необоснованных выпадов их противников. Последние, будучи практически оторваны от наследия Св. Отцов, упрекали колливадов в новаторстве точно так же, как схоласты XIV в. (Никифор Григора, Иоанн Кипариссиот и др.) обвиняли исихастов Св. Горы в «модернизме».
В каком-то смысле, ситуация с колливадами – это лишь повторение истории с исихастами XIV в.; поскольку обе группы, каждая по своему, выступали против чуждой духовности, свойственной Западной, и против европеизации, отстаиваемой «унионистами» (unionists) и западниками на Востоке. Колливады придавали особое значение вопросу богослужения, поскольку установили, что именно здесь, в духовной области, которая способствует сохранению единства православных людей, проблема отстранения особенно ощутима. Они были стронниками участия в таинствах Церкви, сопровождаемого вместе с тем духовной бранью.
Они выступали за точное соблюдение церковного устава (typicon) для поддержания духовного равновесия и за изучение святоотеческих трудов, формирующих святоотеческий, т.е. церковный, ум. Вот почему именно колливадам мы обязаны сохранением апостольской-святоотеческой преемственности в Церкви: умной молитвы, практики исихазма, подвижничества и личного опыта – этих постоянных и неизменных составляющих сущности Православия.
Приверженность к Типикону породила обвинения в буквоедстве. Тем не менее, это была лишь любовь к уставу и Традиции...
У этой группы афонских исихастов (колливадов) были свои лидеры:
Неофит Кавсокаливитис (1713-1784), с 1749 г. – ректор Афонской школы на Святой Горе, инициатор движения колливадов; после изгнания со Святой горы, по неизвестным причинам пре4ратил свое активное в нем участие. Трудился, в основном, в области образования, занимая пост ректора на Хиосе примерно в 1760 г., Адрианополе – в 1763 г., нынешнем Бухаресте (Румыния) – в 1767 г., Бравско – в 1770 г. и снова в Бухаресте – 1773 года до самой смерти. Оставил после себя ряд важных работ, среди которых есть несколько, посвященных церковному праву.
Святой Макарий (1731-1805), потомок знаменитой византийской семьи Нотарас, родился в Коринфе, был Митрополитом Коринфским – 1765 по 1769 г. Являлся «вдохновителем» движения; не только побуждал св. Никодима писать, но и обеспечивал его материалами для работы. Последние годы жизни провел на острове Хиос, где умер 16 апреля 1805 г. и вскоре стал почитаться святым.
Святой Никодим Святогорец (1749-1809), официально причисленный к лику святых в 1955 г., «богослов» группы отцов-колливадов. Великий подвижник-аскет и одаренный писатель святоотеческого уровня, он оставил после себя множество работ,в которых переосмысливается все святоотеческое наследие. Тот, кто знаком с трудами св. Никодима, может безоговорочно утверждать, что изучал святоотеческое богословие во всей его полноте.
Его «Поучительное руководство» является для нас образцовым трудом по вопросам православной духовности. Издание многотомного «Добротолюбия трезвения» в сотрудничестве со св. Макарием, но в основном усилиями самого св. Никодима, внесло большой вклад в духовное возрождение православных стран. Его работа «Кормчая» (Пидалион) представляет собой самое авторитетное собрание святых канонов нашей Церкви и пояснений к ним, отмеченное высокой церковной духовностью.
Афанасий Парийский (1722-1813), самый активный и воинствующий из колливадов и потому пострадавший больше других. С 1776 по 1781 г. лишен духовного сана как «еретик» из-за своей решительной позиции в вопросе о духовном наследии. Афанасий Парийский трастно выступал против европейского просвещения, вольтерианства и атеизма и был обвинен своими прозападными современниками в мракобесии. Однако он боролся не против образования, в области которого и сам подвизался, и не против конкретных наук, а скорее против «безбожной учености» и тщеславия земной мудрости (см.: Иак.3:15). Плодовитый автор, он написал очень много трудов, исполненных святоотеческой мудрости и духовности.
Колливады оказали огромное влияние не только на свое, но и на последующие поколения. Первоначально это влияние было более ощутимым за пределами Святой Горы, чем на ней самой. Однако сегодня монахи Святой Горы Афон признают вклад колливадов в в возрождение православной духовности и следуют их традиции. Несмотря на то, что противники колливадов значительно превзошли их в числе и постоянно их преследовали, они не только не остановили пламенных афонских исихастов, но и фактически способствовали распространению их идей в Греции и других православных странах (придунайские государства, Россия и т.д.).
Именно колливадам надо отдать должное за возрождение исихазма в XIX веке. Даже в наши дни отцы-колливады продолжают бать вождями Православия и главным звеном, связывающим его со святоотеческой традицией. Повторное открытие исихазма четырнадцатого века, главным образом через труды его поборника св. Григория Паламы (+ 1357 г.), произошло благодаря тем зернам, которые посеяли в XVIII в. колливады.
Коливады вторая волна
С новой силой споры вспыхнули в нач. XIX в., и главной их причиной стал вопрос о частом при чащении Тайн Христовых. Наиболее значимым представителем колливадов на Святой Горе в это время был св. Никодим Святогорец.
Повод к возникновению споров возник в 1804 году, когда было незаконно вскрыто и искажено письмо преп. Никодима к духовнику Святой Горы иеромонаху Иерофею, касавшееся вопроса о час том причащении. Это послужило поводом к но вым возмущениям, направленным против колли вадов и, главным образом, против самого святого, который, в отличие от первых колливадов, имел на Афоне уже и славу и авторитет.
Чтобы прекра тить волнения, в Кареях 19 мая 1807 года был созван собор из представителей всех 20 монасты рей Святой Горы, который благосклонно отнесся к колливадам и осудил их новых наветчиков. 13 июня 1807 г. преп. Никодим предложил на рас смотрение Св. Кинота Св. Горы свое "Исповеда ние Веры", где по порядку опровергал все обвине ния, выдвинутые против него.
Однако ситуация изменилась, когда в 1808 году на патриарший престол взошел Калинник (1808-1809) - ревностный борец с колливадами. Противостояние на Афоне ослабилось лишь в третье пат риаршество свщмч. Григория V (1818-1821). Тог да, в августе 1818 г., он издал патриаршее письмо, в котором поддержал колливадов и попытался примирить враждующие стороны. Таким образом, борьба колливадов и их противников на Святой Горе к концу первой четверти XIX в. ослабла, а к середине века практически полностью затихла. Та кова, вкратце, была историческая картина зарож дения и развития движения колливадов.
При оценке движения колливадов необходи мо учитывать, что оно не ограничивалось лишь спорами о дне совершения поминовения усопших или о том, насколько часто нужно причащаться. На самом деле колливады переросли все эти про блемы и превратились во всеохватывающее дви жение за обновление духовной жизни и возвра щение к подлинно святоотеческим традициям.
Спор о поминовении был лишь предлогом, от правной точкой на пути к обновлению монаше ства, богословия, церковного пения и иконописи. Это движение было по своей природе "непротес тантским", то есть таким, которое только облича ло пороки современности. Но, в то же время, оно дало положительный импульс, достигло вершин подлинной православной духовности.
Вообще, полемический элемент второстепенен в движении, основная его задача - раскрыть и воплотить в жизнь сокровища святоотеческой духовности. Именно поэтому главной книгой, порожденной колливадами, стала составленная преподобным Никодимом и святым Макарием "Филокалия" ("Добротолюбие").
Читайте также Колливады второй волны |