|
Архимандрит Кирилл (Павлов). Зависть
Дорогие братия и сестры, за службой преподобным всегда читается зачало из послания святого апостола Павла к Галатам, соответствующее их духовному совершенству и обилию полученных ими от Бога благодатных даров. Своими подвигами преподобные отцы наши настолько умертвили, истребили в себе все плотские страсти, что, живя на земле, духом они пребывали уже на Небе и были подобны бесплотным Ангелам. Вся их жизнь являлась сиянием любви, добра, мира, кротости, смирения и других христианских добродетелей, так что они действительно были сосудами Святаго Духа, богоносными отцами, опорой и утешением всех немощных и стремящихся к Царствию Небесному.
Святость, чистоту сердца и ума они приобрели в неустанной борьбе с самими собой, со своими греховными влечениями и пожеланиями. Прежде чем достигнуть такой высоты духовной жизни, они вынуждены были вести брань с искушающими их помыслами и страстями.
Чтобы приобретать добродетели, необходимо знать и противоположные добродетелям пороки, обитающие в нас и насаждаемые по действию злых духов. Христиане уподобляются воинам, которые всегда должны стоять на страже своего сердца, не допуская, чтобы им овладели греховные желания, мысли и всякого рода страсти, потому что это - опаснее всякого внешнего врага. Сегодня мы побеседуем о темной и мучительной страсти - зависти, ибо она является первоначальным семенем всякого греха и зла, первой скверной, растлившей Небо и землю.
Виновницей падения Денницы, начальника Ангелов, изгнания прародителей из рая и осуждения их на смерть, а также первого убийства на земле была зависть. Зависть - это печаль из-за благополучия ближнего. Денница, началовождь Серафимов, краснейший Денница, утром воссиявший, когда впервые увидел неизреченную добр!оту и славу Трисиятельного Божества, тогда позавидовал и опечалился. Потом дух его превознесся гордостью, и он возомнил быть равным Божеству. Ты рекл еси во уме твоем: на небо взыду, буду подобен Вышнему (Ис. 14, 13-14), - сказано о нем Пророком.
Омрачившись завистью, прекрасный Ангел света стал страшным демоном, упрямым, неизменным во зле духом, всегда носящим в себе ненависть и вражду к Богу. А когда он убедился в своем бессилии в борьбе против Бога, то направил злобу свою против человека. Увидев человека, увенчанного честью и славой, в раю сладости, царем всей вселенной, он был уязвлен ревностью и стал прельщать наших прародителей, склонять их к ослушанию и был очень обрадован, когда услышал приговор об изгнании их из рая и осуждении на смерть. Так пагубна и страшна страсть зависти.
Премудрый Соломон говорит: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть (Прем. 2, 23-24). Диавол, увидев, что приговор о смерти не тотчас исполнился над Адамом и Евой, не стал дожидаться наступления ее, но сам употребил все усилия к тому, чтобы она поскорее вошла в жизнь человека. Он напоил ядом зависти сердце Каина и вооружил его руку на убийство брата его Авеля, и с этого времени земля начала оскверняться человеческой кровью.
Видите, сколько зла произошло от одного греха - зависти. От зависти возгорелась война и последовало отступничество на Небесах; смутился блаженный мир и покой Горних сил, Денница упал в бездну и с собою увлек третью часть Ангелов, обратившихся в злых демонов. Все бедствия на земле, все зло, которым полон сейчас мир, произошли от зависти. Всего смертных страстей Святые Отцы насчитывают семь: гордость, сребролюбие, чревоугодие, уныние, блуд, гнев и зависть. И зависть из них самая смертоносная и вредная. Все прочие смертные грехи имеют целью какую-нибудь выгоду и наслаждение, и только зависть ищет не добра для себя, но зла для ближнего.
Завистливый всегда хочет видеть только одно: чтобы человек, которому он завидует, потерял свое богатство, или славу, или счастье и из счастливого стал бы несчастным. Зависть есть печаль о благополучии ближнего. Не так ржавчина разъедает железо, которое ею поражено, как съедается завистью, постоянно мучится и терзается и пребывает в печали и огорчении сердце завистливого.
Эта страсть такова, что она прежде всего приносит мучение и печаль обладаемому ею. И завистливый человек сам в себе получает должное наказание. Поэтому-то Святые Отцы и говорят, что страсть зависти есть самая несправедливая из всех страстей и в то же время - самая справедливая. Несправедливая - потому, что преследует все хорошее и доброе, а справедливая - потому, что мучает тех, кто ее имеет. И не нужно желать завистливому какого-либо наказания в сей жизни или будущей, достаточно ему наказания, которое имеет он в самом себе, в постоянном угнетении и печали и тоске по поводу благополучия ближнего. "Всего мучительнее в этой болезни, - говорит святой Василий Великий,- что завистливый не может открыть ее. Хотя потупляет он глаза, ходит унылый, смущенный, жалуется, что погиб во зле; однако же, когда спросят о страдании, стыдится сделать гласным свое несчастье и сказать: я человек завистливый и злой; меня сокрушают совершенства друга; сетую о благодушии брата; не могу видеть чужих совершенств; напротив того, благоденствие ближнего считаю для себя несчастием".
Завистливый несказанно мучается, когда видит, что кто-либо мужествен, или красив лицом, или превосходит других душевными совершенствами и благоразумием и многими другими качествами. Но вместе с тем завидовать другим есть великий грех. Кто завидует другому, тот явно показывает, что он не желает видеть этого человека в благополучии. Как может завистливый человек сказать, что он любит ближнего своего? Напротив, он не любит брата своего, а не любяй брата своего, - говорит святой апостол Иоанн Богослов, - в смерти пребывает (ср.: 1 Ин. 3, 14). Кроме того, завистливый обнаруживает еще недовольство своим состоянием. Кто вполне доволен тем, что имеет, тот не станет завидовать, тому и нужды нет завидовать. Следовательно, завистливый показывает, что он неблагодарен Богу за то, чем Бог его наградил, что он достоин, дескать, гораздо большего, чем Бог ему дал, что Бог несправедлив и не по правде воздает каждому. Таким образом, зависть открывает еще два порока в человеке: ужасную неблагодарность по отношению к Богу и безумную гордость. И это тоже весьма тяжкие грехи.
Зависть вредит нам и в отношении нашего собственного благополучия. Она лишает человека мира душевного и радости сердца и здорового делает больным. Она поселяет смуты и неудовольствия между людьми близкими и расстраивает их добрые отношения. И очень часто знакомые люди, связанные узами дружбы, через зависть делаются недоброжелателями, ненавистными друг другу. Поэтому премудрый Соломон дает совет не заводить дружбы с завистливым человеком, поставляя себя вдали от стрел зависти (см.: Притч. 23, 6).
А сколько убийств совершено по зависти! Священная история полна этих примеров. Помимо убийства Авеля завистливым Каином, история Ветхого Завета представляет нам пример праведного Иосифа, пострадавшего от зависти своих братьев. Кроткий Давид за то, что убил Голиафа и тем прославил Израильское царство и самого царя Саула, от завистливого Саула терпит изгнание, преследования, его жизнь подвергается опасности.
Во времена Нового Завета, видя, как Богочеловек Иисус Христос проповедует истину, исцеляет больных, прощает грешных, книжники и фарисеи огорчаются тем, что Спаситель приобретает от народа большее уважение, нежели они, и всячески стараются Его оклеветать, поносят Его и, наконец, в диавольской злобе своей предают Его мучительной смерти: распинают на кресте.
Много зла всегда делала и делает в мире зависть. Сколько от нее погибло людей благородных, славных своими великими деяниями на пользу человечества! Зависть есть гибельная язва для общества. Только там, где в общественных отношениях царствует любовь, где труды и дарования поддерживаются общим уважением и не дается зависти людской возможности злодействовать, - только там возможно благоденствие и процветание общества. Где зависть и сварливость, там неустройство и все худое (Иак. 3, 16),- говорит святой апостол Иаков.
Разве счастье Иосифа не было общим благополучием для его братьев, как доказало это само время? А слава, достигнутая Давидом, разве не была вместе славою и Саула, чье царство он утверждал, побеждая врагов? Чудеса Христовы разве не были благодеянием для всего народа иудейского? Но завистливый не обращает внимания на свое благо: зависть не умеет предпочитать полезное, она видит добро ближнего и завистливо печалится; она старается благополучие обратить в злополучие и в этом находит утешение своей печали. Поэтому богословы говорят, что наибольшей мукой для содержимых в аду будет зависть: они будут видеть блаженство праведных и вечное их наслаждение, а себя - в состоянии мучения и оттого еще сильнее будут мучиться: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 8, 12).
Приведем здесь один рассказ о гибельности этого порока. Три путешественника нашли однажды очень ценное сокровище. Необходимо было разделить его поровну. Найденное было велико, так что часть каждого оказалась бы весьма значительной. Но диавол тут же явился к ним и посеял в них зависть и жадность.
Полюбовавшись своей находкой, они сели отдохнуть, чтобы подкрепить себя пищей, но каждый думал не о пище, а о том, как бы ему овладеть всем сокровищем. Необходимо было кому-то пойти в ближайший город, чтобы купить там пищи.
И вот один отправился, а двое, оставшиеся на месте, согласились его убить, когда он вернется, чтобы разделить его часть между собою. Он же, приобретя пишу, отравил ее ядом, чтобы по смерти обоих товарищей богатство осталось ему одному. Возвратившись, он немедленно был убит своими спутниками. Так же и они, вкусив принесенной им пищи, оба умерли. А найденное сокровище осталось лежать на дороге.
Так диавол губит людей, толкая их на преступления.
Дорогие братия и сестры, зная гибельность этой страсти, надо подавлять в себе возбуждаемые ею недобрые чувства и располагать себя быть довольным малым, памятуя, что Господь Бог подает каждому из нас то, что нужно. Завидуя, мы, вместо того чтобы радоваться за ближнего и воздавать ему честь за его умение, трудолюбие, честность, учиться у него, как достигать того или иного совершенства или вести свои дела, начинаем досадовать, клеветать, оскорблять, а если представится случай, то и вредить ему.
И чем только зависть не возмущается и в ком ее только не бывает! Иногда завидуют другому вовсе из-за пустяка, и таким образом приятели делаются злейшими врагами. Будем себя, дорогие, беречь от этого гибельного порока, зная, что от него проистекают для нас смерть, лишение благ, отчуждение от Бога. Послушаем гласа Божественного Апостола: Не будьте тщеславны, друг друга не раздражайте, друг другу не завидуйте, но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (ср.: Гал. 5, 26; Еф. 4, 32).
Аминь.
|