Древние города Афона. По еп. Порфирию Успенскому
Если сказать кратко, то на Афоне в дервности было пять больших городов. На месте Керасьи был город Акрофой, по русски, Вышгород - город на высоте. О четырех других мы точно не знаем, какой город как назывался, хотя места их мы знаем точно по развалинам и капищам.
Позднее уже Афонскую гору знали как Аполлониаду (по храму Аполлона), позднее на вершине горы стоял храм Зевса, который назывался Афос по-гречески (по-русски - Афон).
Интересно, что изначально на Афоне жили не греки, а этруски-итальянцы, впоследствии слившиеся с римлянами. Впрочем, многонациональное население Афона удивительным образом сохраняется уже тысячи лет. - Святая Гора Афон
Керасъя, или Кераша — по выговору соотчичей. Эта самая высшая по местоположению обитель афонская. Нам нужны были покой, теплота и хлеб. Все это в избытке мы нашли у убогих келлиотов. Отдохнувши и обсохши, я вышел взглянуть на древности керасийские - остатки времен еще языческих. Их описывали мне в виде огромных стен так называемой киклопской постройки, простирающихся уступами по скату горы на большое пространство.
Я мог видеть их только издали. Это были серые груды камней е геометрическими очертаниями, обнаруживающими несомненно участие в них труда человеческого. Впрочем, вид их мало отличался от естественных обрывов скалы, чудъ ли не составляющей наибольшую часть древних построек.
Видно, что иродотовские афонцы старались по возможности довольствоваться тем, что доставляла им природа, и о зданиях вековечных мало помышляли. Такова была издревле задача Св. Горы Афон! У меня с собой была выписка об Афоне из Страбона. Давно хотелось мне взглянуть на любезную Гору из древности более глубокой, чем все святогорские свидетельства, преданья и поверья о ней. Настоящая минута благоприятствовала тому.
Место, на котором я стоял, без сомнения, принадлежало одному из давно исчезнувших пяти городов афонских, и именно Акрдфою, т. е. афонскому Вышгороду. Вот что сообщает Страбон об Афонском полуострове:
«Афон имеет пять городов: Дидн, Клеоньц Фисс, Олдфикс, Акрдфой. Последний лежит у вершины Афона. Это гора высокая, сосцевидная. В то время как орющие на вершинах ее уже устают от солнечного зноя, у обитающих на берегу только что начинается пение петухов. На берегу этом царствовал фракиец Фамирис. Занятие его было то же, что и Орфеево. Здесь же показывают и прокоп возле Аканфа, которым Ксеркс пересек Афон и прошел из Стримонского залива, проведши в него (прокоп) море. Димитрий Скипсийский не думает, чтобы плавали когда-нибудь прокопом этим. Здесь Алексарх Антипатров выстроил город Уранополъ, имеющий 30 стадий в окружности. Заселили же полуостров сей некоторые из пеласгов с острова Лимно, разделившиеся на пять городков — Клеоны, Олофикс, Акрофой, Дион и Фисс».
Те же самые пересчитывает на Афоне города и Иродот. Только на перешейке, «где оканчивается Афон», по словам его, стоит греческий город Сани, а не Уранополь, как говорит Страбон. По всей вероятности, городом неба вместо саней переименовал его педант Алексарх, как столько других явилось впоследствии в Фракии и Мисии при императорах взамен местных, народных имен.
Впрочем, кроме Сани и Уранополя, в той же местности упоминается еще и Аканф - город или по крайней мере пристань при море. Хиосец Стшн в своем стихотворном «Путешествии» называет его «приморским городом, заселенным андрищами» (жителями острова Андро), лежащим при самом Прокопе Ксерксовом .
Что ж касается до внутренних городов полуострова, археологам предлежит труд и честь расставить по своим местам. В обоих Страбоновых списках они размечены лично. В первом никакого следа географического соображения заметить нельзя. Во втором оно обозначается. Известно, что полуостров вытягивается в море длинным, изломанным параллелограммом, от самого материка мало-помалу возвышающимся и в самой оконечности вставшим острым пиком. Естественно потому искать бывших заселений его либо на той, либо на другой стороне его.
Взявши за точку исхода в этом исследовании имя Акрофоя (в местности коего не может быть ни малейшего сомнения), помещенного Страбоном посередине остальных четырех имен, мы на долю каждой из сторон присуждаем по два города. Какие на какую назначить, мы не беремся. Кто удосужится и сочтет возможным и полезным решить вопрос этот, тому поможет в труде его, кроме археологии, и топография полуострова.
Мы с своей стороны считаем долгом в руководство будущему исследователю сообщить, кроме показаний Иродота и Страбона*, еще свидетельство Скилака** — географа, который с большею, чем оба те, определенностью размещает староафонские заселения. Он плыл в своей книге от Македонии к Фракии, след<ственно> с юга на север, и подъезжал к Св. Горе с ее юго-западной стороны (как и упомянутый стихотвор Скимн), и так как при этом строго держался прибрежья, то и можно с достоверностью полагать, что исчислил города в том порядке, в каком их видел. Только вместо пяти, у него являются шесть городов. Кроме упомянутых пяти у него есть еще город Харадрнн. На юго-западную сторону приходятся, так<им> обр<азом>, по его показанию, три города, а на северо-восточную — два.
Неудержимо влечет меня к себе древность. Раз коснувшись ее Даже ненароком, не хочется уже расстаться с ней - хочется сказать все, что доступно моему ведению и разумению о том или другом ее предмете. Оставить трех старых рассказчиков об Афоне разногласить между собою не хочется, а помирить их не предвидится возможности.
Прибавлю к ним еще четвертого, писателя свысоким талантом и первостатейным авторитетом, - Фукиднда, который сам воевал близ Афона и жил в соседней Фракии. Он весь полуостров афонский называет именем Акты, что значит выдающийся берег или мыс, с свойственною ему точностью определяет место города Сани, полагая оный на оконечности Ксерксова прокопа92 обращенной к острову Эввии93, след<ственно> на южном приморье афонского перешейка. Аканф, таким образом, согласно с Скилаком, займет место у противоположной оконечности Перекопа, на северном приморье.
Исходные точки исследования посему обозначаются со всею желанною точностью. Срединная точка - Акрофои - также не подлежит сомнению; ибо и Фукидид ставит город сей, подобно другим писателям, средним между остальными. «Другие же города, - говорит он, - на Акти суть: Фиосс, Клеоны, Акрофои, Олофикс и Дион». Еще новая расстановка! Но уже ее нетрудно принять за окончательно верную. От Скилаковой — наиболее вероятной - она почти не отличается. Разница в городе Дионе. Из сличения обоих писателей видно, что Дион лежал ближе всех других городов к перешейку и, думать надобно, занимал место не при том или другом море, а где-нибудь посередине еще мало возвышающегося там хребта афонского, так что мог быть причисляем и к южному и к северному порядку городов.
В древнейших (XI в.) святогорских актах упоминается монастырь Ксирокастра, т. е. Сухой крепости. Кто жил в Греции, тот знает, что словом касроу означается с давних времен у нынешних греков: старый город, городище. Это-то «сухое городище» и могло быть остатком одного из исчезнувших городов, и может быть, именно Диона, как наиболее важного, по-видимому, из всех пяти других. К сожалению, и самый монастырь Ксирокастрийский давно уже исчез и из актов, и из памяти святогорцев. За тем, порекомендовавши будущему исследователю держаться Фукидидовои росписи, мы оканчиваем дело с городами.
Кто жил в стародавние времена на Афоне? В Греции подобный вопрос всегда находится в связи с другим: кто населил первоначально то или другое место? Стесненность пределов древней Греции и сухая почва ее издревле гнали предприимчивый народ вон из отчизны.
Страсть к поселениям сделалась болезнью наследственною всего племени. А может быть, само это племя научилось странствовать и переселяться от других народов, не раз набегавших на Грецию. Утверждения греческих писателей о заселениях их предков по берегам морей Великой Пучины и Эвксинского Понта должны иметь полную достоверность.
Итак, кто заселил Афон? По Страбону, эретрицы (жители важного в древности города на острове Эввии, т. е. Негрепонте) населили города около Паллнны (противолежащего Афону полуострова) и Афона. Что-нибудь, конечно, они заселили, но чтобы в такой обширности, как уверяет Страбон, - в этом можно усомниться. Сам же он поможет нам в этом, и без того нетрудном, деле. Он говорит в другом месте, что жители 5 афонских городов были пеласги с соседнего острова Лимно, а на Паллине жили гиганты - народ «нечестивый и беззаконный». Несомненно можно положить только то, что перешеечный город Санн был действительно населен греками, и именно андрийцами.
«В них (городах афонских) живут, - говорит Фукидид, — народы варваров двуязычных; есть часть небольшая халкндцев, но большая часть пеласгов — тнрсннов, заселивших некогда и Лимн и Афины, - есть часть внсалтнщев и крнстощев, есть и ндоны. Живут же в малых городках».
Вот сколько народов жили некогда на Св. Горе, как бы в предзнаменование нынешней ее разнонародности! Не ушел я, так[им] обр[азом], от «пеласгов». Если не на Тайгете, то на Афоне встретился с ними! Но как я удивлен был, узнавши здесь из Фукидида в первый раз, что первые заселители славных Афин были некие тнрснны (Тирсипуоль). Латинский переводчик Фукидида передает их именем Туггкет, т. е. этруски.
|