Книга стихов Симеона Афонского "Единственный мой Бог" заняла певое место на конкурсе «Просвещение через книгу»
Книга стихов Симеона Афонского "Единственный мой Бог" заняла певое место на конкурсе «Просвещение через книгу». Конкурс «Просвещение через книгу» проводится с целью объединения усилий церковных и светских издательств по выявлению изданий и программ, соответствующих высоким нравственным идеалам духовного просвещения и патриотического воспитания, а также привлечения общественного внимания и издательского интереса к воспитанию подрастающих поколений в духе истинных христианских ценностей.
Книга стихов "Единственный мой Бог" это продолжение стихотворного сборника Симеона Афонского «Дневник инока», который тоже в свое время занял первое место на конкурсе «Просвещение через книгу» в номинации "Лучше художественное произведение". Конечно, автор книги не стремился к каким-либо художественным достижениям. Поэтическая форма этого духовного дневника была выбрана лишь для того, чтобы хотя бы отчасти обойти мощные логические конструкции ума, который пытается втиснуть в свои схемы любое открытие или духовное постижение ищущей души.
Как правило написанные от сердца стихи обладают способностью обходить привычный для нас умственный способ постижения реальности и открывать для неравнодушной души новые возможности восприятия. Именно поэтому возникли японские коаны (гунъань), ха́йку. Они не выражали религиозную философию или поучения. Эти стихи подводили самого читателя к открытию неких истин, жизненного опыта, лежащего за границей логического познания. В этом отношении поэзия оказывается оптимальным языком, в отличии от прозы.
Если говорить о музыке как языке позволяющем также перешагнуть логическое мышление, то музыкальное воздействие может мгновенно изменить устроение души, передать некий толчок, который невольно перестраивает человека. Плохим или хорошим будет это воздействие, - зависит от автора. То качество души, которым он обладает передается и в его творчестве. Этим музыка опасна, она осуществляет прямой экспорт духовности, тогда как слушатели обычно этого не ожидают.
Как раз стихи не изменяют насильно душевного состояния. Стихи дают возможность человеку подойти к новому переживанию, которым делится автор, и самому сделать шаг к открытию. Мы имеем в виду не постижение чего-то, что ты раньше не понимал, а именно открытие новых горизонтов, нового качества жизни.
Так устроено Бытие: опытная сильная душа может передать слабой часть своей силы, энергии, глубины. Естественно, это возможно лишь в том случае, если твоя душа чем-то близка к душе поэта. В той части, где возникает корреляция, душа ученика обретает новое качество, подобно тому, как душа младенца воспринимает переживаения своей матери, чувства любви и заботы просто "переливаются" неким таинственным образом из одной души в другую.
Наконец, стихи монаха Симеона Афонского из книги "Единственный мой Бог" отличаются тем, что они не сочинялись. Это результат откровения, когда душа чувствует вдохновение, постигает духовные законы, открывает истины Божественного Бытия и пытается ДЛЯ СЕБЯ САМОЙ как-то запомнить свое переживание. В таком состоянии поэмы не пишут. Зарисовать, или даже набросать, свое переживание возможно лишь в кратком стихе. В этом важная особенность стихов монаха Симеона. Они не рассчитаны на читателя, это личный дневник.
Лучше всего нашу мысль раскрывает сам автор в стихотворении, которое мы с радостью публикуем:
В снегу куропатка, к узору узор,
Одна оживляет пустынный простор.
Вспорхнула и скрылась. И на берегу
Остались следы. Лишь следы на снегу.
Так, слово за словом, строка за строкой,
Рождается стих за стихом под рукой.
Упала рука. Вздох исчез в высоте.
Остались стихи. Лишь стихи на листе.
Единственный мой Бог |