Н.Е. Емельянов. Святогорцы—новомученики и исповедники Российские
Разработка компьютерной базы данных о гонениях на Русскую Православную Церковь началась в 1990 г., а в 1992 г. было получено благословение Святейшего Патриарха Алексия «сосредоточить работы по исследованию истории Русской Православной Церкви XX века в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте1» и передать в Институт архив данных, собранный Синодальной Комиссией по изучению материалов о реабилитации духовенства и мирян РПЦ.
Одновременно большая исследовательская работа по выявлению данных о репрессиях велась в самом Институте. При сборе данных использовались: архивные документы, письма родственников и знакомых пострадавших, печатные материалы - книги, статьи в светской и церковной прессе, неопубликованные рукописи, магнитофонные и видеозаписи, материалы, присланные епархиями или отдельными исследователями-энтузиастами, материалы, собранные сотрудниками ПСТБИ. В базе данных (далее — БД) приводится большое количество данных из документов Центрального архива ФСБ РФ, ГАРФ, а также из местных областных архивов, краеведческих музеев, других государственных и частных хранилищ.
Ежедневно БД пополняется примерно на 3-5 новых имени. На 1 октября 2006 г. в базе данных содержалось 28 460 биографических справок и 4590 фотографий. Среди пострадавших за Христа: патриархов — 4, митрополитов - 66, архиепископов — 176 и епископов - 240 (всего иерархов — 486); протоиереев — 1760, всего священнослужителей — -14 тыс.; расстреляны - ~9 тыс. человек. Убит каждый третий-четвертый. База данных содержит миллионы биографических фактов и десятки тысяч ссылок на источники. С июня 1996 г. она размещена на сайте ПСТГУ. Это один из первых православных сайтов России, он насчи- тывает около 500 тыс посещений и выдает из БД по запросам около 3 тыс. страниц в сутки. На сайте каждую полночь автоматически запускается специальный запрос, который выдает списки всех расстрелянных и арестованных в следующий день.
Посетитель сайта может увидеть их иконы, фотографии, прочесть биографии. Поиск в БД пострадавших за Христа, живших на Афоне, дал более 100 имен, из них прославлены в лике святых - 12. Они начинали свое служение на Афоне, потом с 1914, 1917 и 1920-х гг. были отрезаны от него навсегда и закончили свой жизненный путь мучениками или исповедниками. Эти святогорцы выдержали все испытания: аресты, тюрьмы, лагеря, следствия и пытки 1937—1938 гг. Их жизнь в России достаточно хорошо исследована, изучены их судьбы от возвращения на родину и до кончины, найдены все следственные дела, протоколы допросов.
На допросах они проявили себя стойкими христианами, никого не предали, не признали себя причастными ко всяким выдуманным антисоветским организациям и к «преступлениям» против народа и советской власти, хотя их долго и под пытками заставляли это сделать. Десять человек из этих двенадцати святогорцев, причисленных к лику святых, были расстреляны по ложным доносам. Об их принадлежности к Афонскому монашеству мы узнали только из следственных дел: автобиографий, протоколов допросов. Было получено подтверждение сведений об их служении на Святой Горе в архивах афонских монастырей. Большинство афонских новомучеников были молодыми, их пребывание в монастыре было не очень долгим, что делает поиск документов об их служении непростой задачей. Трудами хранителя архива Св-Пантелеимонова монастыря иеродиакона Философа в архиве были обнаружены биографические сведения о пяти новомучениках и исповедниках Российских3.
Святогорцы, в Бутове убиенные Иона (Санков Иван Андреевич), иеромонах?, родился в 1873 г. в Рязанской губернии, в благочестивой купеческой семье. В семье было принято, чтобы кто-то из детей посвящал свою жизнь Богу, становясь за всех родных сугубым молитвенником. Иван пожелал уйти на Афон и принять монашество, и его отец с радостью дал на это свое согласие и родительское благословение. С 1893 по 1914 г. Иона подвизается на Афоне, сначала в Пантелеимоновом монастыре в качестве послушника, там же принимает монашеский постриг, а затем уезжает на Константинопольское подворье Пантелеимонова монастыря. В 1914 г. становится иеромонахом. В июле того же года, после начала войны с Турцией, вместе с русским консульством выезжает в Одессу. Служит на Пантелеимоновском подворье до его закрытия в 1923 г., потом приходским священником —до закрытия церкви в 1927 г., потом на другом приходе - также до ее закрытия в 1930 г. Переезжает в Московскую область приходским священником. Расстрелян 7 июня 1938 г. в Бутове.
Данакт (Калашников Дометит Ианнуариевич), иеромонах5, родился в 1882 г. в семье крестьян, в Киевской губернии. С 1903 г. пребывает на Афоне, послушником в Пантелеимоновом монастыре. Там же подвизается монахом до 1914 г. (в архиве монастыря были найдены указания на его послушания — в Преображенской больнице и на Цареградском подворье). С 1914 по 1923 г. находится в Москве, на подворье Афонского Русского Панте-леимонова монастыря и числится в составе монастырской братии. Затем служит в Московском Покровском монастыре (1923-1929). В 1929 г. осужден на 3 года ИТЛ (исправительно-трудовых лагерей). Вернувшись из ссылки, поселился в г. Владимире, где был рукоположен в сан иеромонаха. Служит в Рождественской церкви (1933-1935), затем переезжает в Московскую обл. (1935-1937). Расстрелян 15 декабря 1937 г. в Бутове.
Иларион (Громов Иван Андреевич), иеромонах6, родился в 1864 г. в деревне Тверской губернии, из крестьян. Из архива Пантелеимонова монастыря известно, что он выполнял послушание в Одессе, потом уехал в Москву, на монастырское подворье - до 1922 г. После кончины преподобного Аристоклия в 1918 г. возглавлял подворье. Видимо, именно он описал кончину и погребение старца7. С 1922 по 1930 г. служит в церкви Григория Неокесарийского, иеромонах, сверхштатный священник. Арестован 28.12.1930 г. Осужден за «антисоветскую агитацию» на 3 года высылки в Северный край. Вторично арестован 27.08.1937 г. Расстрелян 11.10.1937 г. в Бутове.
Антипа (Киршмов Антон Петрович), иеромонах1', родился в 1870 г. в Воронежской области, в крестьянской набожной семье. С 1898 по 1912 г. послушник Афонского Пантелеимонова монастыря. В архиве монастыря есть данные о его послушании в Одессе. Затем подвизается в Москве в Новоспасском монастыре (1912—1917). В 1917 г. вернулся на родину, по 1929 г. служил псаломщиком в храме Воронежской епархии. Затем в Тамбовской губернии (1929-1931) и Московской области (1931-1938). Расстрелян 13 марта 1938 г. в Бутове.
Гавриил (Гур Гавриил Иванович), иеромонах4, родился в 1898 г. в Минской области, в белорусской крестьянской семье, окончил церковно-приходскую школу. Становится послушником в монастыре в Оренбургской губернии (1918-1922), после закрытия монастыря уезжает на Афон, где был послушником с 1922 по 1925 г. Пострижен в монахи в 1925 г., затем уезжает в Баку, где служит с 1925 по 1929 г. в Николаевском кафедральном соборе. С 1929 г. служит в Москве, потом в Московской области. Арестован 23.01.1930 г. Осужден на 3 года ИТЛ. После освобождения служил в Московской обл. в Пушкинском, Звенигородском, Наро-Фоминском районах. Расстрелян 19 ноября 1937 г. в Бутове.
Святогорцы в Соборе Казахстанских новомучеников Гавриил (Владимиров Григорий Петрович), иеромонах™, родился в 1873 г. в Псковской губернии, в крестьянской семье. В Афонском Пантелеимоновом монастыре иеромонах - до 1914 г. В годы Первой мировой войны становится полковым священником. Был арестован в 1924 г. на псковской границе за выход на пограничную полосу и выслан на жительство в Новгород. С 1924 по 1927 г. пребывает в монастыре Новгородской губернии. С 1927 г. примкнул к иосифлянам, перешел на нелегальное положение, стал служить тайно, собирал подписи на постройку молитвенного дома. Арестован в Новгороде в 1929 г., осужден на 10 лет ИТЛ. В течение двух лет отбывает заключение в Соловецком лагере, затем его отправляют в ссылку в Казахстан. Вновь его арестовывают 9.09.1937 г. с обвинением «к-р организация церковников, под руководством митрополитов Кирилла Смирнова, Иосифа Петровых и епископа Евгения Кобранова по подготовке вооруженного восстания, свержения сов-власти и установления монархического строя». Расстрелян 19 ноября 1937 г. в Южно-Казахстанской области, г. Чимкент, Лисья балка.
Иларион (Цуриков Родион Федорович), иеромонах", родился 8.04.1856 г., в Воронежской губернии, в крестьянской семье. Служил на Афоне в Свято-Пантелеимоновом монастыре. В 1913 г. был вывезен с Афона в Россию по делу имяславцев в Московский Покровский монастырь.
После 1924 г. переехал на хутор Соленый Кубанской обл., где проживал вместе с афонским монахом о. Иоанном (Лаба). Арестован 29.06.1924 г. вместе с о. Иоанном. Осужден на 3 года ссылки в Нарым-ский край, потом в Киргизскую ССР, г. Фрунзе. После освобождения из ссылки о. Иларион поселился вместе о. Иоанном в горах, на пасеке. В 1929 г. они вновь арестованы и осуждены на 3 года ссылки в г. Кзыл-Орда. После освобождения они поселились в г. Мирзояне. Интересен тот факт, что у них был антиминс и они тайно служат Литургию. Вновь арестованы 24.06.1937 г. и осуждены по делу митрополитов Кирилла и Иосифа как руководители тайного монастыря. Расстреляны 4 сентября 1937 г. в Южно-Казахстанской обл., г. Чимкент, Лисья балка.
Иоанн (Лаба Флавиан Иванович), иеромонах12, родился в 1863 г. в Киевской губернии, служил в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Иеромонах до 1913 г. По всей видимости, также был вывезен с Афона вместе с имяславцами. С 1919 по 1920 г. был на нелегальном положении. После 1920 г. переехал на хутор Соленый Кубанской обл., где жил вместе с афонским монахом Иларионом (Цуриковым). После чего они не расставались до мученической кончины 4.09.1937 г. Иеромонаху Илариону было 81, а Иоанну — 74 года.
Святогорцы, в Крыму пострадавшие Антоний (Корж/.../Агафонович), иеродиакон*3, родился в 1888 г. в Таврической губернии, в семье бедного украинского крестьянина. Некоторое время пребывает в Русском Афонском монастыре - послушником, монахом, иеродиаконом. Потом в Кизилташском монастыре Таврической губернии до его закрытия в 1920-х гг., затем в церкви Ливадийской слободки, тоже до ее закрытия. В начале 1937 г. прихожане Ливадийской слободки решили ходатайствовать перед горисполкомом об открытии Александро-Невского собора. «Поход» в горисполком возглавил о. Антоний. Власти расценили его как «бунт и попытку убить секретаря горисполкома»: все, кто был причастен к этому, были арестованы в декабре 1937 г. Расстрелян 14.03.1938 г. в Ялте.
Спиридонов Дмитрий Спиридонович, член церковной двадцатки**, родился в 1871 г. в Евпатории Таврической губернии, в семье крымских греков. Дмитрий Спиридонов с отличием окончил Таврическую Духовную семинарию, поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, где за свои успехи учился в Академии на казенный счет. Во время учебы он помогал младшему брату, будущему священнику Елеазару Спиридонову. На иконе он изображен вместе с братом свя-шенномучеником Елеазаром. Свои научные занятия Дмитрий продолжил в Московском университете. После его окончания он возвращается в Крым и начинает преподавать в семинарии. С 1913 по 1916 г. занимается научно-исследовательской работой в Афинском университете и на Святой Горе Афон, регулярно публикует свои труды. С 1922 г. Дмитрий Спиридонович возвращается на родину и преподает в Таврическом университете, но через некоторое время, не соглашаясь с насаждаемой здесь идеологией, перешел работать в Симферопольский краеведческий музей на должность замдиректора, потом директора, где вновь активно занялся научно-исследовательской работой. По характеру Дмитрий Спиридонович был человеком чрезвычайно кротким и доброжелательным, все свои силы он сосредотачивал на молитве и ученых занятиях, а священный сан не принимал по смирению. В Симферопольском Свято-Троицком храме, единственном в то время православном, действующем в городе, его избрали членом церковной двадцатки (храм не был закрыт во многом благодаря бесстрашию Дмитрия Спиридоновича). Арестован 20.01.1938 г. вместе со всей церковной двадцаткой и в течение 10 месяцев подвергался издевательствам и пыткам. Расстрелян 29 ноября 1938 г.
СВЯТОГОРЦЫ - ПРЕПОДОБНЫЕ ИСПОВЕДНИКИ Феодосии (Кашин Федор Федорович), иеросхимонах'5, родился в 1841 г. в Пермской губернии, в бедной крестьянской семье. Еще юношей Федор Кашин попадает на Афон в обитель16 Положения Пояса Богоматери послушником. После 18 лет Федор был пострижен в монахи с именем Феодосии, затем его рукополагают в иеродиакона и иеромонаха, после чего он проходит послушание в Константинополе, в Русском странноприимном доме Положения Пояса Богоматери. Затем, до 1879 г., служил в Иерусалиме, а в 1879 г. вновь приезжает на Афон в ту же обитель. С 1901 г. он становится ее настоятелем, чем очень тяготился. Через несколько лет он освобождается от этой должности и возвращается в Иерусалим, где принимает схиму. После 1905 г. приезжает в Россию, живет во Второафонском Успенском скиту, потом в монастыре в Челябинске, потом в Краснодарском крае. В начале 1925 г. становится иеросхимонахом, а в марте того же года его арестовывают и осуждают на 3 года концлагерей. Отца Феодосия определили на поселение в Северный край. Однажды к нему приехала его духовная дочь, увидев ее, батюшка обрадовался, как ребенок. «Он был совсем заброшен, маленький, худенький», - вспоминает она. О. Феодосии пробыл в ссылке шесть лет, когда же срок кончился, он уехал в Минводы, где принял на себя подвиг юродства. Скончался 8 августа 1948 г. Похоронен в г. Минеральные Воды. Прославлен как местночтимый преподобный Ставропольской епархии.
Кукша (Величко Косма), схиархимандрит", родился в 1874 г. в Херсонской губернии, в благочестивой крестьянской семье. В 20 лет, посетив Святую Гору Афон, решил всю свою жизнь посвятить служению Богу и в 1895(?) г. становится послушником Свято-Пантелеимонова монастыря. В течение полутора лет он несет послушание в Иерусалиме у Гроба Господня. В 1912 г. в результате смуты был вынужден выехать из Пантелеимонова монастыря в Россию, в Киево-Печерскую Лавру, где пребывал сначала монахом, затем иеромонахом, после чего становится игуменом. Во время Первой мировой войны (1914—1916) вместе с другими монахами был направлен на послушание «братом милосердия» в санитарный поезд. После возвращения в Киево-Печерскую Лавру тяжело заболевает; думая, что безнадежно, решили немедленно постричь умирающего в схиму. При постриге нарекли имя в честь священномученика Кукши, а вскоре после пострига о. Кукша абсолютно выздоровел. В 1930-х гг. Лавру закрыли и монахи были из нее изгнаны. Схиигумен Кукша устроился служить в храме на «Соломенке», едва ли не единственном действующем в те времена в Киеве. Арестован в 1938 г., осужден на 5 лет ИТЛ и 5 лет ссылки. Таким образом, в возрасте 64 лет о. Кукша оказался в сибирской тайге на лесоповале (с 1938 по 1943 г.). В 1943 г. его срок заключения окончился, и его ссылают в Пермскую область на поселение. По окончании ссылки в 1948 г. он возвращается в Киев. Вновь он служит в Киево-Печерской Лавре (1948-1953). К о. Кукше тянулись люди из всех уголков страны. КГБ следил за ним, как за опасным «идеологическим элементом» (так написано в следственном деле). Было приказано перевести его из Киева куда-нибудь подальше, выбрали - Почаевскую Лавру (с 1953 по 1957 г.), потом отправили в Иоанно-Богословский монастырь Черновицкой обл. Там было очень тихо и просто, братии мало. С прибытием о. Кукши жизнь в обители резко изменилась: бедный монастырь стал многолюдным и богатым. В 1960 г. отца Кукшу перевели в Одесский Свято-Успенский монастырь при Патриаршей даче. Благочинный притеснял и унижал его (видимо, имея такое задание от власти), но отец Кукша безропотно нес свой крест. Осенью 1964 г. он заболел из-за того, что его келейник в октябре ночью выгнал старца из кельи. Отец Кукша получил двустороннее воспаление легких. Он «только телом еще был на земле, а душой уже на небе», по ночам он давал возгласы, как бы совершая литургию. Скончался он 24 декабря 1964 г.
В заключение необходимо отметить и то, что по национальности мученики свя-тогорцы были: из великороссов — шесть человек, из малороссов - четыре человека, один белорус и один грек. А местами их жизни, служения и кончины были Афон, Пантелеймонов и другие монастыри, Москва и Московская обл., Казахстан, Киргизия, Сибирь, Крым, Ялта, Одесса, Симферополь, Киев и Киевская обл., Кубанская обл., Воронежская, Рязанская обл., Тверская и Тамбовская обл., Пермская, Оренбургская, Челябинская обл., Ставропольская обл., г. Баку - всего более 30 городов и регионов.
По социальному же происхождению они были в основном самые простые люди: из крестьян — десять человек, из мещан - один и один — из купцов.
Все эти данные наглядно представляют связи Афона со всей Русской землей, от севера до юга, от западало востока, притом что на сегодняшний день известно только двенадцать святогорцев, прославленных в лике новомучеников и исповедников Российских. Когда Русская Церковь совершает память Собора новомучеников Российских, то мы празднуем единство Московских, Санкт-Петербургских, Тверских, Казанских, Казахстанских святых и вместе с ними и двенадцати Афонских святых. Ежегодно, в 4-ю субботу по Пасхе, множество архиереев и иереев во главе со Святейшим патриархом прославляют Бутовских новомучеников, среди которых и пять святогорцев, принявших на этом месте смерть за Христа. Это свидетельство того, что главная сила, которая соединяет разные народы и страны, - это Христос и святые мученики.
|